Общественники призвали кабмин законодательно закрепить ответственность перевозчиков за высадку детей-безбилетников из автобусов, трамваев и троллейбусов, введя в отношении них административный штраф в размере 300 тыс. рублей. С такой инициативой к премьер-министру обратился председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов (письмо есть у "Известий"), передает ИА AmurMedia.
Несмотря на действующий с весны запрет на принудительную высадку из общественного транспорта детей-безбилетников, кондукторы продолжают это делать, утверждают авторы инициативы. Они полагают, что введение санкций в отношении юрлиц позволит решить проблему и повысить безопасность для несовершеннолетних. Эксперты же считают, что штраф в 300 тыс. рублей — норма избыточная и может привести к полной остановке деятельности некоторых перевозчиков.
Привлечь к ответственности
Общероссийское объединение пассажиров (ООП) призвало кабмин ужесточить ответственность за высадку детей-безбилетников из общественного транспорта. Председатель ООП Илья Зотов в письме премьер-министру Михаилу Мишустину попросил внести поправку в КоАП, предусматривающую для перевозчиков административный штраф в размере 300 тыс. рублей за это нарушение. "Известия" ознакомились с документом.
В пресс-службе кабмина сообщили "Известиям", что обращение ООП поступило в правительство и направлено в профильный департамент на экспертную проработку.
В Минтрансе "Известиям" сказали, что инициатива общественников заслуживает внимания и требует тщательной проработки с учетом анализа правоприменения действующей редакции ст. 11.33 КоАП ("Нарушение порядка использования автобуса, трамвая или троллейбуса"), в том числе в части ответственности работодателя за умышленное нарушение его сотрудником законодательства.
ООП также направило письма всем полномочным представителям президента РФ в федеральных округах с просьбой рекомендовать главам субъектов провести профилактическую работу с перевозчиками по этому вопросу перед началом зимы. Документ получили и зарегистрировали в Приволжском федеральном округе, сообщили в пресс-службе аппарата Игоря Комарова. Там добавили, что об обращении ему будет доложено.
В аппарат полпреда президента в Сибирском ФО также поступило письмо Ильи Зотова, сказала "Известиям" начальник департамента информации и оперативного планирования Любовь Шальнева. Она добавила, что рекомендации Общероссийского объединения пассажиров о проведении разъяснительной работы с перевозчиками планируется довести до органов исполнительной власти субъектов федерального округа.
Решить проблему
Запрет на принудительную высадку из автобусов, трамваев и троллейбусов безбилетного ребенка до 16 лет, следующего без сопровождения совершеннолетнего лица, действует с весны этого года. Ответственность за такое нарушение была закреплена в КоАП РФ в виде административного штрафа в 5 тыс. рублей для водителей и в 20–30 тыс. рублей — для должностных лиц: ИП и кондукторов.
Как указал в письме Илья Зотов, в регионах до сих пор бывают случаи, когда детей выгоняют из транспорта. В середине сентября в Дзержинске кондуктор высадила 10-летнюю девочку из автобуса, ей не хватило пяти рублей на билет — ребенок их выронил, но кондуктор не поверила школьнице, писали СМИ. По этому случаю прокуратура Нижегородской области организовала проверку, сказано на сайте ведомства.
В начале октября в Казани из автобуса высадили 12-летнего безбилетного мальчика-инвалида. Действиям кондуктора должна дать оценку прокуратура, писали СМИ. Также сообщалось, что 1 октября в Ярославле кондуктор не разрешила проезд в маршрутке 12-летней школьнице, которая попыталась оплатить билет картой, но ей не хватило денег.
— По нашим данным, в регионах России происходит не менее 5–10 историй в неделю. Наибольшую опасность для детей несет высадка из транспорта в вечернее время суток за пределами города или населенного пункта — ребенок может не добраться до дома и остаться на улице, — сказал "Известиям" Илья Зотов.
По его словам, подобные случаи не возникают в Москве и Санкт-Петербурге, где достаточно системно выстроена транспортная сеть. Наиболее часто они происходят в регионах, где слабо развито транспортное сообщение, сказал эксперт.
Составление административных протоколов в отношении водителей незначительно, так как в большинстве случаев детей высаживают кондукторы, а перевозчики не заинтересованы проводить профилактическую работу, отметили авторы инициативы. В своем письме общественники указали: ответственность перевозчиков сейчас не установлена. Закрепление штрафа в 300 тыс. рублей для юрлиц позволит "мотивировать транспортные компании проводить большую профилактическую работу, особенно в преддверии зимнего периода, когда повышается риск причинения угрозы жизни ребенка из-за высадки из транспорта в мороз". В ООП считают, что инициатива позволит комплексно решить проблему и будет способствовать повышению безопасности детей.
Избыточная норма
Штраф в 300 тыс. рублей для перевозчиков — норма избыточная, считает член общественного совета при Минтрансе Кирилл Янков.
— Проблему высадки детей я оцениваю не так однозначно. Во-первых, потому что в случае, если ребенка высаживали в ситуации, которая могла угрожать его безопасности, жизни и здоровью, всегда была статья УК "Оставление в опасности". Во-вторых, запрет высадки детей означает, что они могут ездить без билетов сколько хотят. Насколько это обоснованно? — задался вопросом эксперт.
По словам Кирилла Янкова, честнее и правильнее ввести для всех детей бесплатный проезд, но тогда бюджеты должны компенсировать перевозчикам эти деньги.
Субъекты вправе самостоятельно устанавливать бесплатный проезд для школьников, говорили "Известиям" в Минтрансе ранее.
Введение ответственности в отношении юрлиц логично, поскольку сейчас есть дискриминация: индивидуального предпринимателя привлечь можно, а юрлицо — нельзя, считает руководитель практики уголовного и административного права НЮС "Амулекс" Любовь Шебанова. Если инициативу примут, перевозчики усилят профилактическую работу с водителями и кондукторами, что приведет к уменьшению случаев высадки детей, добавила она.
— Другой вопрос — насколько обоснованна предлагаемая сумма штрафа. В регионах, где нет большой конкуренции в среде перевозчиков, такие штрафы могут даже в одноразовом варианте привести к полной остановке деятельности компании, — указала юрист.
По ее мнению, наказание для перевозчиков нужно вводить обязательно, но размер штрафа должен соответствовать реалиям.