Чтобы придумать бренд, вначале стоит определиться с более широким понятием — позиционирование. Это то, с чем компания, город, государство, в данном случае регион ассоциируется в сознании человека. Как верно определить позиционирование Хабаровского края, ИА AmurMedia рассказал управляющий партнер компании "ДА! Девелопмент", председатель межрегионального отделения "Деловой России" по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось.
— Когда мы говорим Камчатка, подразумеваем вулканы; Алтай— природная красота, экология; Питер — белые ночи и красивая архитектура. Такое же позиционирование надо определить и для Хабаровского края, — говорит Денис Грось.
Он считает, что бренд — это по сути элемент проявления позиционирования в маркетинге, в продвижении товаров и услуг от местных производителей, полезных за пределами края его ресурсов. И, конечно же, и то, и другое необходимо региону. А для начала надо определить целевую аудиторию бренда.
— В первую очередь нужно говорить о местных жителях и тех людях, которые могут приехать сюда жить и работать. А сегодня в крае есть серьёзный дефицит квалифицированных специалистов, чего ни коснись, — считает Денис Грось.
Говоря о туризме, предприниматель отмечает, что Хабаровский край не является и вряд ли будет зоной массового курортного отдыха, но имеет отличные данные для точечного и при этом требующего значительных расходов (что компенсируется уникальностью впечатлений) посещения путешественников. Например, Шантары, куда не приедут миллион человек в год, но, обустроив эксклюзивные условия, можно ежегодно привозить 10 000 туристов — таких, которые по среднему чеку этот миллион компенсируют.
— Отвечая, каким может быть бренд Хабаровского края, его позиционирование для жителей здешних и потенциальных — надо спросить у них самих. Мы делаем это, чтобы изменить у людей восприятие от места, откуда надо уезжать и где жить "не круто" в обратную сторону. Для этого надо, чтобы в позиционировании участвовали сами жители. Не узкие круги профессионалов или руководителей, а сделать эту историю широко обсуждаемой и освещаемой, — уверен Денис Грось.
Он напоминает о современных технологиях социального проектирования, которые через модерацию позволяют большими группами людей, до нескольких сотен в один этап, отрабатывать опрос. Если провести серию таких мастерских, то, по мнению Дениса Грося, в итоге выкристаллизуется идея или группа идей, с чем край может ассоциироваться у его жителя нынешнего и потенциального. Поскольку все, даже лучшее, созданное без участия человека, будет восприниматься критически согласно российскому менталитету. А для того, чтобы это воспринималось с позиции сотрудничества, нужно, чтобы люди в сотворчестве эту идею родили сами.
Попытки создания бренда Хабаровского края, который не только представлял бы его вне региона, но и стал символом территории для самих жителей, предпринимались неоднократно. Главной проблемой всегда оставалось отсутствие проработанной идеологии — единой концепции, в рамках которой регион и его развитие выглядели бы органично. Что же должно стать ключевым месседжем или идеей, способной объединить столь обширный регион? Как можно и нужно создавать бренд Хабаровского края? Какое влияние он окажет на благополучие жителей? Предприниматели, общественные деятели, ученые, журналисты обсуждают, как оздоровить социальное самочувствие земляков через правильно сформулированную идеологию.