Итоги дня: столкновение составов, ледовая переправа, вторая жизнь и антициклон
22 ноября, 21:00
Гороскоп на 23 ноября: Овны приходят в равновесие, а Близнецы "ловят удачу за хвост"
22 ноября, 20:00
Выберите карту Таро и узнайте, какие скрытые таланты у вас есть
22 ноября, 19:30
Хабаровский край вошел в число лидеров по реализации нацпроекта "БКД"
22 ноября, 19:00
Прогулки с телескопом, дальневосточный завтрак и восход на гору — афиша на 23 и 24 ноября
22 ноября, 18:15
Районные вести: "пеликаны" путешествуют, наше на полках, лучшие мамы и китайские музыканты
22 ноября, 18:00
Глава ГК "Дело" Сергей Шишкарев призвал Россию покорять рынки Азии и Африки
22 ноября, 17:45
Шишкарев: Транспортная отрасль испытывает дефицит кадров по всем видам специальностей
22 ноября, 17:40
Будущие автомеханики Хабаровска готовят мотоциклы и мопеды для бойцов в зоне СВО
22 ноября, 17:30
Волонтеры Хабаровского края очистили около 200 км берега от мусора
22 ноября, 17:00
Форум "Города России — Локомотивы роста": вклад ГК "Дело" в развитие городов
22 ноября, 16:55
Злоумышленник из Хабаровского края опустошил чужой кошелек и выбросил его в море
22 ноября, 16:30
Уже в следующем году комсомольчане смогут оценить новые спортплощадки в парке "Строитель"
22 ноября, 16:00
Хабаровские футболисты из Академии "Искра" стали чемпионами Китая
22 ноября, 15:47
Две мемориальные доски участникам СВО открыли в Хабаровском районе
22 ноября, 15:15
Строительные предприятия Хабаровского края активно присоединяются к Хартии техсуверенитета 21 ноября, 16:00
Песков заявил, что прямая линия Путина пройдет в декабре 21 ноября, 14:17
Юрий Трутнев проверил, как восстанавливают подшефные Дальнему Востоку территории ДНР 21 ноября, 12:27
Ягодное растениеводство намерены развивать в Хабаровском крае 20 ноября, 17:00
Нам важен каждый: Ozon проводит акцию "Бесценный рубль" в поддержку благотворительных фондов 20 ноября, 12:55
Новый резидент ТОР "Хабаровск" будет выпускать металлоизделия для промышленности и медицины 19 ноября, 14:00
Валентина Матвиенко обсудила с врио главы ЕАО Марией Костюк перспективы развития региона 19 ноября, 09:20
Игорь Шутенков вступил в должность мэра Улан-Удэ 18 ноября, 17:25
Дмитрий Демешин: Наша общая цель – улучшить позиции края в Нацрейтинге 18 ноября, 12:23
Инженерно-технологический центр коллективного пользования появится в Комсомольске-на-Амуре 18 ноября, 10:28
Нового главу Эльбана выбрали в Хабаровском крае 18 ноября, 08:26
Доходы бюджета Иркутска на 2025 год превысят 34 млрд рублей 15 ноября, 16:20
Дмитрий Демешин: Лес должен осваиваться продуманно и эффективно 15 ноября, 16:00
Морской терминал "Порт Эльга" в Хабаровском крае принял первое судно 15 ноября, 13:45
Дмитрий Демешин дал ряд поручений по реализации мастер-планов Хабаровска и Комсомольска 14 ноября, 14:29

Сворачиваем шланги: малые АЗС в районах Хабаровского края готовы покинуть отрасль

Директорам небольших АЗС приходится объединяться и сотрудничать, чтобы устоять перед крупными  компаниями
16 августа 2021, 18:12 Общество #БензинаНет
Бензоцистерны ИА AmurMedia
Бензоцистерны
Фото: ИА AmurMedia

Мелкий и средний бизнес под натиском более зажиточных компаний, которые получают поддержку государства, вынужденно покидает топливную сферу в Хабаровском крае. Не выдерживая конкуренцию с нефтяными тяжеловесами на торгах, частные АЗС массово закрываются или запускают процедуру банкротства. По одним оценкам, небольшие бензоколонки полностью "загнутся" в регионе максимум через год, есть и более пессимистический прогноз: частники “свернут шланги” всего через три месяца. Топливную ситуацию усугубляют рост железнодорожных тарифов и взлет общих цен на сырье  и уже готовый бензин, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.

Прежде чем говорить о нынешнем массовом закрытии частных АЗС, стоит вспомнить, что Хабаровский край в начале 2021 года уже пережил беспрецедентный топливный кризис. В конце января, начале февраля неожиданно появись очереди на заправках, самые ходовые марки бензина исчезли из прайсов, активизировались спекулянты, которые заломили цену до 130 рублей за литр 95-ого.

На фоне всеобщей неразберихи и социальной напряженности в очередях за бензином то и дело вспыхивали драки, люди начали заправляться впрок, приезжая на АЗС с канистрами и даже бочками. Местные представители отрасли объясняли происходящий коллапс поломкой на нефтеперерабатывающем заводе, экономисты во всех грехах обвиняли заправщиков, которые якобы не сделали необходимый запас топлива и в общем повели себя некомпетентно. 

Кто виновен в "сухости" бензоколонок и каковы истинные причины бензинового тупика никто не озвучил до сих пор, шли разговоры даже об искусственном происхождении упомянутого кризиса. Как бы то ни было, его удалось побороть лишь к началу марта, правда в некоторых районах края перебои с топливом продолжались вплоть до середины апреля. 

В контексте повествования необходимо выделить "красным", что именно мелкие АЗС спасли жителей регионов края во время февральских перебоев с топливом. В то время как крупные игроки в отдаленные села заходить не желают. Это связано с тем, что в этих местах на рентабельность выйти весьма сложно. Это выглядит минимум странно с учетом того, что "малыши" целиком зависят от них.

В конечном итоге, благодаря работе антикризисных комитетов и "ручному управлению" врио губернатора Хабаровского края, а также его личным встречам с президентом Владимиром Путиным и главой ПАО "НК Роснефть" Игорем Сечиным очереди на краевых АЗС и дефицит топлива все-таки исчезли. 

На первый взгляд, механизмы поставок и закупок топлива существенно не изменились, но кризис все же внес свои правки в деятельность топливной сферы. Речь идет о том, что в разы сократилось количество лотов на покупку топлива на питерской бирже, а спрос никуда не делся.

Крупные компании, обладая большим ресурсом, остаются на плаву, позволяя себе побеждать на торгах и продавать бензин по себестоимости, а то и ниже. Малый и средний бизнес, в свою очередь, вынужден повышать цену за литр, чтобы компенсировать затраты на самовывоз, обслуживание бензозаправки и выплату зарплаты.

Не стоит забывать, что им еще и необходимо постоянно поддерживать рентабельность своих АЗС, вливая в них дополнительные деньги. В связи с разницей в пять, а то и выше рублей за литр бензина, рядовой водитель идет мимо частников, заправляясь у мастодонтов отрасли, которые продают за столько же, что и покупают. И где же тут выгода спросит читатель. Дело в том, что государственное управление заточено на сдерживание цен на бензин. По этой логике НПЗ-производители получают компенсацию из федеральной казны в виде 10 тысяч рублей за тонну переработанной нефти, частники же такого бонуса не имеют.

При этом за каждый "накрученный" рубль необходимо отчитываться в налоговой и органах антимонопольной службы, которая стала строже следить за частными АЗС после “спекулятивных” историй. Даже за несущественную несостыковку в отчетах предпринимателям грозит штраф с шестью нулями, такие прецеденты уже были в Ванинском и Советско-гаванском районах. Кстати, местные заправщики больше всех пострадали от топливного кризиса и продолжают терпеть убытки до сих пор. Корреспонденту информагентства удалось связаться с главами этих регионов и выяснить, как обстоят дела на сельских АЗС после полугодовой "победы" над топливным коллапсом. Например, первый заместитель главы администрации Ванинского района Вячеслав Бурдов уверен, что частников необходимо в буквальном смысле спасать, идя им на уступки при закупке топлива на биржевых торгах.

— Сейчас перебоев с топливом в Ванино не наблюдается, так же как и на подъездах к нему на придорожных заправках. Цена на бензин немного разнится, но это никак не сказывается на общей стабильности. Правда частники не выживут в условиях нынешних правил закупки. Я считаю, что для них необходимо ввести упрощенную процедуру закупки напрямую с нефтяных предприятияй по фиксированной цене и количеством продукта. Пусть они "без боя" пополняют свои колонки, а за излишек уже борются на бирже с конкурентами, — считает Вячеслав Бурдов.

По мнению собеседника, в первую очередь после ухода частников с топливного рынка пострадают обычные жители района: они будут вынуждены заправляться на АЗС крупных компаний, которые расположены на большом расстоянии от населенных пунктов. При этом не стоит забывать о том, что в города и веси низовья Амура, доставить горючее можно только по автодороге, а это 40-50 километров только в одну сторону. С мнением заместителя главы Ванинского района согласен руководитель администрации Советской Гавани Юрий Бухряков.

— Мы не имеем права вмешиваться в дела частников, нас касается обеспечение топливом лишь местных котельных, муниципальных автопарков и все. Но несмотря на это, с ценовой политикой на бензин необходимо, что-то делать. Не секрет, что сейчас уже несколько десятков предпринимателей были вынуждены запустить процедуру ликвидации топливных предприятий. Их цены не маржинальны они даже, повышая ценник на бензин, терпят убытки, даже "на ноль" не выходят, — рассказал Глава Советско-гаванского района.  

Слова чиновника подтверждает предприниматель Павел Марченко, который более 26 лет посвятил топливной отрасли и пока руководит несколькими частными АЗС. Во время разговора собеседник подчеркнул, что до кризиса не было нужды договариваться о ценах и помогать друг другу в кругу конкурентов равного калибра.

— За годы проведенные на топливном рынке я наблюдал всякое: и дефицит топлива на заправках и перебои его поставок, но то, что творится сейчас попросту недопустимо! Крупные игроки рынка нещадно демпингуют цены на бензин, выбрасывая нас за борт. Я уже закрыл все ИП, что занимались АЗС остались лишь ООО, которые при таких раскладах тоже закроются максимум через год, такая же картина наблюдается с моими коллегами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Не спасают даже негласные договоренности с конкурентами о единой ценовой политике, — делает неутешительный прогноз предприниматель. 

Коллега Павла Марченко "по колонкам" Алексей Микелов, который руководит небольшой топливной компанией "Биксур-СВ", считает, что частные АЗС в регионе окончательно канут в лету еще раньше — через три месяца.

— После топливного коллапса мы до сих пор не можем оправиться. Нас начали добивать ковидные ограничения в начале 2020 года и вот теперь диктатура крупных компаний на топливной бирже. Они перебивают цену на торгах даже на местных НПЗ при том, что количество лотов ограничено: не более трех, а то и вообще выбирать не из чего — не по карману — вот и крутись, как хочешь. Про западные направления я вообще не говорю. Железнодорожные тарифы так выросли, что цистерна горючего по приезду к месту выгрузки воистину становится "золотой"! А здесь ее еще осушить надо и продать содержимое. По идее, перед законами рынка все равны, а на деле находятся те, кто немного "ровнее", — рассказал предприниматель.  

Ранее информационное агентство писало, что новая схема поставок бензина с нефтеперерабатывающих предприятий может оказаться не только малоэффективной, но и вызывать увеличение розничной цены, но и стать причиной дефицита топлива в отдаленных и труднодоступных районах Хабаровского края. Ожидает ли дальневосточников очередная волна топливного кризиса неясно. Однозначно можно сказать лишь одно: бизнесмены уходят с арены топливного рынка и даже крупным нефтяным компаниям потребуется значительное время, чтобы занять их место и удовлетворить потребности перевозчиков.

223725
77
31