27 дека в календаре: день спасателя и пacпopтнo-визoвoй cлужбы МВД ΡФ
09:00
Итоги дня: поиск ёлок-нелегалок, самая "умная" отрасль, рекордный турпоток
26 декабря, 21:00
Фальш-икра сдаёт позиции в Хабаровском крае
26 декабря, 18:30
Александр Петров стал новым амбассадором МегаФона
26 декабря, 18:00
Снижение ставки, цифровой рубль, ИИ: мнения руководителей "Финам"
26 декабря, 18:00
Конное шоу, экскурсия со Снегурочкой, новогодняя шоу-дискотека - афиша на 27 и 28 декабря
26 декабря, 17:30
Елочка-красавица: как правильно выбрать новогоднее деревце в Хабаровском крае
26 декабря, 17:00
Выездные менеджеры Сбера в 2025 году проехали 2,7 млн км и доставили клиентам 1 млн карт
26 декабря, 16:35
Лучших студентов отметили губернаторской стипендией в Хабаровском крае
26 декабря, 16:30
Баскетболисты Хабаровского края стали лучшими на международных "Играх Будущего"
26 декабря, 16:00
Коллекторы под жёстким контролем: что изменилось с 1 декабря — разбор юриста
26 декабря, 15:30
Хабаровский край вышел в лидеры Дальнего Востока по турпотоку
26 декабря, 15:30
Амурскую тигрицу отловили в Хабаровском крае
26 декабря, 15:00
Тонкий лед на реках и озерах Хабаровского края несет угрозу жизни
26 декабря, 14:30
Рейд по нелегальным ёлочным базарам прошел в Хабаровске
26 декабря, 14:00

Питерские каналы вместо хабаровских бульваров: альтернативная история краевой столицы

Как мог выглядеть город, если бы над архитекторами не нависала вездесущая рука партии
13 августа 2021, 18:09 Общество
Уссурийский бульвар наше время ИА AmurMedia
Уссурийский бульвар наше время
Фото: ИА AmurMedia
Нашли опечатку?
Ctrl+Enter

Хабаровск не у реки, а на реках, мосты через гранитные каналы. Советское время может похвастаться поистине неординарными и поражающими воображение проектами. Местные старожилы делятся воспоминаниями и любопытными фактами об историческом прошлом Хабаровска. Могла ли краевая столица стать подобием Санкт-Петербурга, в публикации ИА AmurMedia.

На днях жители Центрального района Хабаровска встретились с краевыми властями и провели совместный обход общественных территорий, во время которого обсудили вопросы благоустройства. Особое внимание было уделено Уссурийскому и Амурскому бульварам. Два главных пешеходных маршрута города, прямо скажем, утратили былое великолепие, и давно просят обновления. Поэтому по итогам обхода было принято решение о разработке проекта их реконструкции — речь пойдет о переделке подземных коммуникаций, обновлении зеленых насаждений и многом другом. Каким выйдет конечный результат мы можем только догадываться, тем не менее, у нас есть возможность обратиться к истории архитектуры Хабаровска, и пофантазировать на тему того, как могли выглядеть бульвары, если бы ответственные лица тогда приняли иные решения.

Оба бульвара существуют на протяжении 60 лет, и тех, кто мало знаком с прошлым Хабаровска, может удивить то, что на местах нынешних прудов и аллей, усаженных деревьями, раньше протекали целые реки, впадающие в Амур — это Чердымовка и Плюснинка. Вдоль них располагались деревянные дома, в которых жили люди, но с началом строительства их расселили по всему городу. Предлагались различные варианты использования рек в ландшафте, однако, как мы видим сейчас, было принято решение избавиться от рек, спрятав их в подземные коллекторы.

Тем не менее, был один проект, который мог кардинально изменить облик Хабаровска, и вполне вероятно, поставить его в один ряд с такими городами, как Венеция или наш родной Санкт-Петербург. Любовь Швецова — дочь заведующего городским коммунальным хозяйством Григория Яхно, который принимал участие в разработке этого проекта, поделилась с корреспондентами информагентства своими воспоминаниями о работе отца и рассказала об особенностях задумки, и почему она не была реализована.

— На месте Амурского бульвара протекала река Чердымовка, названная в честь купца Михаила Чердымова, некогда жившего в Хабаровске. Люди селились в оврагах вдоль реки, потому что там были хорошие условия для жизни — чистая вода и слабый по сравнению с другими районами ветер. На месте Уссурийского бульвара дела обстояли примерно так же, только там протекала речка Плюснинка. Обе эти реки впадали в Амур, поэтому в них часто могли заходить лодки и небольшие катера. Отец рассказывал, что в 50-х годах на их месте хотели сделать что-то вроде каналов — одеть их в гранит и проложить вдоль них набережную как в Питере, но тогда в город приехал Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Микоян и завернул проект, аргументировав тем, что это излишняя роскошь для города. Тогда и было принято решение отстраивать бульвары в том виде, в каком мы их видим сегодня. Обидно, конечно, что с расширением города загубили такое хорошее место, — поделилась Любовь Швецова.

По словам собеседницы информагентства, как только началось строительство, людей стали переселять по баракам в других районах. Овраги засыпали, а реки заточили в трубы и закатали в бетон. Тогда же и сделали из чистой реки сливную трубу для нечистот.

Еще одна местная жительница, заставшая бульвары в своем первозданном виде, Ирина Запорожец, дополнила слова Любови бытом хабаровчан тех лет.

— В те времена, когда Амурский бульвар еще назывался улицей Вокзальной, я жила там со своими родителями. Это были 1960-е годы. Стояли частные дома, а люди занимались натуральным хозяйством. У одних были лошади, у других коровы, но огороды были практически у всех. Новость о том, что нас выселяют стала для многих ударом, люди плакали. Ну как можно просто так взять, и покинуть свой родной дом, я не понимаю. Тем не менее, выбора не было, и людей с Вокзальной переселили в первый микрорайон, — рассказала Ирина Запорожец.

Судя по словам людей, которые своими глазами видели становление Хабаровска в его современной форме, изначально это был совершенно другой город. Кто знает, может, если бы вышестоящее руководство не вмешалось тогда в градостроительный процесс и дало архитекторам свободу мысли и действий, то вместо машин вдоль бульваров сейчас плавали бы прогулочные катера, а людям не нужно было ездить в Санкт-Петербург ради красивых фотографий на мосту. Остается надеяться, что предстоящая реконструкция воплотит в жизнь хотя бы часть этих поистине амбициозных идей, и Хабаровск сможет войти в список обязательных туристических маршрутов России.

225084
77
31