Осенью в Хабаровске наиболее актуальной становится проблема нелегальной торговли красной рыбой. Условия, в которых продается лосось далеки от санитарных, а употреблять такую рыбу в пищу попросту опасно. О том, как ведется борьба с "черными рыботорговцами", ИА AmurMedia рассказала Елена Тринцукова начальник отдела организации работы рынков и мелкой розницы Управления торговли администрации города Хабаровска
— Елена Николаевна, какие места чаще всего выбирают нелегальные торговцы рыбой для размещения своих точек?
— Самые крупные точки — это Тихоокеанская улица, в районе 201 дома, прилегающая территория к центральному продовольственному рынку и остановка, имеется проблема на Суворова, дом 30. Это достаточно крупные точки. Что касается мелких, они сейчас возникают уже и рядом с ТЦ "Большая медведица".
— Точки локации меняются каждый год?
— Мелкие меняются, но незначительно. Например, на Суворова: они стоят то рядом с домом 32, то с 28-м домом… Прячутся от рейдов. Но те стихийные рынки, которые я перечислила, они неизменны.
— Как меняется ассортимент в зависимости от сезона?
— Когда начинается клубника, на стихийных рынках продают клубнику. В пору ландышей продают ландыши. Сейчас у нас рыбный сезон — нелегальные продавцы реализуют рыбу.
— Какие существуют меры борьбы с такими торговцами?
— В полномочия администрации органов местного самоуправления входит наложение административных штрафов за несанкционированную торговлю. Сотрудники администрации Хабаровска проводят постоянные рейды. С наступлением сезона по реализации рыбной продукции — с 1 сентября — рейды проходят каждый день. С 27 мая этого года в административный кодекс Хабаровского края были внесены изменения по размеру штрафов. Если раньше за торговлю в неустановленных местах был общий штраф от двух до трех тысяч рублей, то сейчас еще добавили пункт о реализации именно рыбы и рыбной продукции: от трех до четырех с половиной тысяч рублей.
— Не так уж и много.
— Да, штраф небольшой. Вообще, когда мы приходим, продавцы тут же убирают все свои импровизированные прилавки, а у нас нет полномочий изымать предмет торговли. Мы заставляем убрать. Они инвентарь свой убирают, им выписывается штраф, они уезжают за угол, а как только мы покидаем место, они возвращаются туда снова. Потому что можно штраф этот заплатить и наторговать больше.
— А какие еще меры могут проводиться для борьбы с нелегальными торговыми точками?
— Я считаю, что к каждому объекту нужно подходить индивидуально. У нас есть такие примеры. Скажем, Судоверфь. Сотрудники комитета по управлению торговли Индустриального района благоустроили эту территорию, поставили блоки, таким образом предотвратив доступ к этому месту для нелегальных торговцев. Также у нас есть пример улицы Ленина, дом 70. Там мы боролись с несанкционированной торговлей постоянно. Сейчас мы просто внесли в схему эту точку — выставили ее на конкурс, предприниматель выиграл, и теперь он там на законных основаниях осуществляет торговлю с соблюдением всех санитарных норм и правил.
— Скажите, можно ли назвать эффективными эти ежедневные рейды?
— Отчасти да. Например, по тому же адресу — Суворова, 30, в ходе рейдов в начале сентября мы выезжали два последних раза — там уже никого из нелегальных продавцов рыбы не было.
— Спрос ведь есть все равно на продукцию этих точек, как вы думаете, почему граждане выбирают нелегальный товар?
— Пожалуй, таков наш менталитет. Принято считать, что "с рук" дешевле. Но это не всегда так. Или же, если точка располагается на остановке, то дело в удобстве. Человек вышел из транспорта — ему удобнее тут же купить, чем идти специально в магазин. Конечно, если не будет спроса, не будет и предложения. Когда люди действительно поймут, что употребление в пищу таких продуктов — это угроза не только здоровью, но и жизни, тогда они откажутся от таких покупок. А если точки расположены вдоль проезжей части — это же пыль, грязь… Многие, к сожалению, не задумываются о том, что человек, который продает эту рыбу, может, скажем, серьезно болеть. Например, туберкулезом. У него нет санитарной книжки. Поэтому мы постоянно ведем информационную работу, чтобы донести это до наших граждан.