Все проекты по импортозамещению, по оценке краевого МЭР, обещают добавить в копилку экономики Хабаровского края порядка 7-8% валового регионального продукта. Перспективными для этих целей отраслями являются сельское хозяйство, гражданское машиностроение, фармация, строительные материалы и деревянное домостроение, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников.
- Виктор Дмитриевич, насколько сильно экономика края зависит от импорта, что это за отрасли? И возможна ли вообще в современных условиях экономика, никак не связанная с импортом?
- Мы уже 20 лет работаем в рыночной системе, у нас экономика открытая, и понятно, что под нужды многих отраслей краевой экономики, интегрированных в мировую систему экономических связей, в порядке международного обмена приобреталось необходимое оборудование. И очевидно, что его будут приобретать и в дальнейшем, хоть и в меньших объемах.
Возьмем, к примеру, горнодобывающую промышленность. Мощная землеройная техника, различного рода экскаваторы, самосвалы – все импортные. Есть техника американского, японского, китайского производства. Можно сказать, что технический парк, обеспечивающий работу этой отрасли в целом, на 50-60% зависит от импорта.
Хочу подчеркнуть, что прошлый опыт валютных колебаний 1998 и 2008 годов показывает, что обычно коррекция курса доллара наступает довольно быстро. Как правило, год проходит, и курс приходит к разумному равновесному состоянию, некритичному для приобретения импортного оборудования.
Вообще нельзя ставить задачу полной автономии российской экономики от мировой. Об этом и президент РФ Владимир Путин говорил. Речь идет о восстановлении тех позиций, которые рядом отраслей нашей экономики были утрачены за последние 20 лет очень непростого пути развития. Вспомним "провал" в 90-е годы, когда были закрыты многие заводы, поставлявшие то же машиностроительное и энергетическое оборудование. Они закрывались фактически повально. Сейчас такого нет, и каждое предприятие должно искать свою специализацию, свою нишу, и, учитывая, что есть объективная ситуация, связанная с существенным ослаблением рубля, вопросы импортозамещения с точки зрения рыночной эффективности становятся жизненными: нужными и реально выполнимыми. Но имеет значение и объем рынка, а не просто цена. Поэтому отнюдь не все можно размещать в Хабаровском крае или, к примеру, в Приморском. Но кое-что в этом плане уже есть, уже наработано.
- Какие производства в краевой экономике, на ваш взгляд, наиболее готовы к импортозамещению?
- Мы уверенно можем говорить, во-первых, о нашем агропромышленном комплексе. Успехи края в этом направлении, пожалуй, наиболее ощутимы. У нас сельское хозяйство, пусть и небольшое, компактное, но с большими перспективами.
Причем мы стали ощущать этот нарастающий интерес инвесторов к сельскому хозяйству последние два года, то есть задолго до девальвации. При этом ведь по ценам наша продукция пока дороже, чем импортная. Думаю, повышенный интерес связан с тем, что доходы хабаровчан постепенно подросли, люди стали избирательнее. Эти потребительские предпочтения инвесторы стали учитывать, предлагая, к примеру, создать производство по выращиванию и переработке индеек, выращиванию свиней, развитию молочного производства и выращиванию овощей.
Во-вторых, гражданское машиностроение. Оно держалось полностью на импорте, а сейчас из-за изменения ценовых соотношений у наших производителей появились очень хорошие возможности. Приведу в пример группу "Дальэнергомаш", которая сейчас выпускает широкий спектр компрессоров, нагнетателей, дробеметного и дробеструйного оборудования, конкурируя с импортной продукцией.
Очень перспективное направление - фармация. У нас работает единственное на Дальнем Востоке фармацевтическое предприятие "Дальхимфарм". Ближе Красноярска я никакое объединение вспомнить не могу. Это производство, конечно, было очень сильно задавлено дженериками. И китайские поставщики здорово тут поджимали. Сам бог велел восстанавливать те программы, которые были на "Дальхимфарме", тем более, что это предприятие, пусть небольшое, но стабильное. И они последовательно переходят на мировой стандарт GMP производства лекарств и фармацевтических продуктов. С этой точки зрения у них все готово, рынок открыт, можно доинвестироваться и выпускать.
Другой обнадеживающий рынок - рынок отделочных строительных материалов. В этом плане особенно важна для нашего края, на мой взгляд, тема деревянного домостроения. У нас такой колоссальный объем производства "круглого" леса, и серьезно подтянулась лесопереработка
- А разве лесопромышленники готовы вкладываться в новые производства?
- Они-то в принципе готовы, но для них основная проблема – это объем рынка. Здесь, конечно, было бы правильно подтянуть сектор малого и среднего предпринимательства, чтобы они поработали в этом направлении с нашими крупными экспортерами в формате, допустим, индустриального парка. Объемы у наших малых и средних предприятий небольшие, но зато они более гибкие и мобильные. Такое предложение есть и по Амурску.
Есть у нас, кстати, интересный проект, касающийся развития нашего моногорода Чегдомына. Мы в силу его отдаленности долго не могли найти инвестора, который бы занялся там развитием неугольного промышленного производства. Но как оказалось, в этом городе есть группа предпринимателей, которые решили использовать во благо минусы положения Чегдомына. Ведь что затрудняет развитие иных производств в Чегдомыне? Единственный способ транспортного сообщения города с остальным миром – это железная дорога. Именно по ней в Чегдомын из Хабаровска везли разные товары. Теперь из-за роста железнодорожных тарифов выгоднее начинать свое производство в Чегдомыне, чем завозить готовое из Хабаровска.
И сейчас в Чегдомыне местные предприниматели ставят вопрос о развитии деревянного домостроения, небольшого производства теплоизоляционных материалов, сборе дикоросов. Пусть рынок Верхнебуреинского района и вообще трассы БАМ небольшой, но он есть и готов развиваться. А для нас, в правительстве Хабаровского края, он важен тем, что уводит город от монозависимости.
- На 2015 год запланирована господдержка тем предприятиям, которые занимаются импортозамещением?
- Первый инструмент, который доступен и который мы готовы пропагандировать, это система налоговых льгот. Что касается импортозамещания малыми предприятиями, то у нас неплохо себя зарекомендовала и работает программа поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, и она хорошо софинансируется из федерального бюджета. В крае работают фонд микрофинансирования и Гарантийный фонд. Если взять работу за последние 4 года, то поддержка малого производственного бизнеса действительно востребована - в основном в виде компенсации затрат на лизинг и затрат по присоединению к электрическим сетям.
- Какие налоговые льготы стимулируют такие предприятия?
- Если предприятие работает не по упрощенке, то это льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество в виде двукратного сокращения налоговых ставок. Но само предоставление таких льгот идет после защиты и одобрения бизнес-плана. Предприятием-кандидатом на льготы составляется бизнес-план, который комплексно изучается и коллегиально рассматривается на инвестиционном совете. Если проект рентабельный и инвестор состоятельный, то принимается решение о господдержке. Но обязательным для инвестора условием является заключение инвестиционного соглашения на срок реализации этого проекта, в котором Хабаровский край берет на себя обязательство по предоставлению налоговых льгот, а инвестор создать столько-то рабочих мест, обеспечить определенную сумму налоговых поступлений и собственно реализовать проект.
- Сколько хабаровских компаний воспользовались этой поддержкой?
- Система поддержки инвестпроектов работает в крае не первый год. Мы таким образом с 2012 года поддержали 12 проектов. Причем это не малый бизнес. Я уже ранее неоднократно говорил, что надо поддерживать средние предприятия. Пока ресурсов особых на это нет, но если бы было принято решение о направлении части средств, например, Дорожного фонда на поддержание проектов импортозамещения, это было бы оптимальное решение. Пока средства Дорожного фонда можно тратить исключительно на строительство и ремонт автомобильных дорог, но если учитывать текущую очень непростую ситуацию, то пятую часть этого фонда можно было бы использовать на господдержку проектов как раз среднего бизнеса: субсидирование процентных ставок по кредитам в российских кредитных учреждениях и создание инженерной инфраструктры. Если посмотреть на опыт наших соседей – Японии, Южной Кореи и Китая и на мировую практику в целом, то они очень активно эту технологию применяют, и бизнес в них всегда крайне заинтересован.
- Какой вклад в копилку экономики края следует ждать от импортозамещения?
- Точных подсчетов мы не делали, но, думаю, если суммировать проекты по импортозамещанию во всех отраслях, то это порядка 7-8% ВРП.
- Что больше всего мешает активно развивать собственное производство?
- Сложившаяся экономическая ситуация, которая бьет по финансированию. Причем не только проектов по импортозамещению, но и вообще любых инвестпроектов. Нормальный легальный инвестиционный проект не может "вытянуть" рентабельность в 25%. Это самый серьезный барьер, поэтому и президент страны ставит вопрос о создании целевых фондов, которые будут в такой непростой экономической ситуации поддерживать такие проекты.
- А на поддержку импортозамещения собственных средств края хватает или нужны вливания федерального бюджета?
- Импортозамещение, конечно, связано с реальным сектором экономики. Что-то мы можем, но по большей части мы рассчитываем на те фонды, которые созданы и буду наращиваться по линии, допустим, фонда развития промышленности или фонда проектного финансирования. Эти фонды ориентированы на относительно умеренную стоимость финансирования.
- И на облегчение ситуации с инвестициями в регионах?
- Мы, конечно, хотим, чтобы средства были распределены по справедливости: не все должно быть сосредоточено в центральной части России, нужно, чтобы работали специальные региональные квоты. Чтобы и в центральных областях и отдаленные дальневосточные регионы имели шанс развивать и инвестировать.
Пока всего пять отраслей краевой экономики признаны наиболее пригодными для вытеснения импорта
Все проекты по импортозамещению, по оценке краевого МЭР, обещают добавить в копилку экономики Хабаровского края порядка 7-8% валового регионального продукта. Перспективными для этих целей отраслями являются сельское хозяйство, гражданское машиностроение, фармация, строительные материалы и деревянное домостроение, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia министр экономического развития Хабаровского края Виктор Калашников.
- Виктор Дмитриевич, насколько сильно экономика края зависит от импорта, что это за отрасли? И возможна ли вообще в современных условиях экономика, никак не связанная с импортом?
- Мы уже 20 лет работаем в рыночной системе, у нас экономика открытая, и понятно, что под нужды многих отраслей краевой экономики, интегрированных в мировую систему экономических связей, в порядке международного обмена приобреталось необходимое оборудование. И очевидно, что его будут приобретать и в дальнейшем, хоть и в меньших объемах.
Возьмем, к примеру, горнодобывающую промышленность. Мощная землеройная техника, различного рода экскаваторы, самосвалы – все импортные. Есть техника американского, японского, китайского производства. Можно сказать, что технический парк, обеспечивающий работу этой отрасли в целом, на 50-60% зависит от импорта.
Хочу подчеркнуть, что прошлый опыт валютных колебаний 1998 и 2008 годов показывает, что обычно коррекция курса доллара наступает довольно быстро. Как правило, год проходит, и курс приходит к разумному равновесному состоянию, некритичному для приобретения импортного оборудования.
Вообще нельзя ставить задачу полной автономии российской экономики от мировой. Об этом и президент РФ Владимир Путин говорил. Речь идет о восстановлении тех позиций, которые рядом отраслей нашей экономики были утрачены за последние 20 лет очень непростого пути развития. Вспомним "провал" в 90-е годы, когда были закрыты многие заводы, поставлявшие то же машиностроительное и энергетическое оборудование. Они закрывались фактически повально. Сейчас такого нет, и каждое предприятие должно искать свою специализацию, свою нишу, и, учитывая, что есть объективная ситуация, связанная с существенным ослаблением рубля, вопросы импортозамещения с точки зрения рыночной эффективности становятся жизненными: нужными и реально выполнимыми. Но имеет значение и объем рынка, а не просто цена. Поэтому отнюдь не все можно размещать в Хабаровском крае или, к примеру, в Приморском. Но кое-что в этом плане уже есть, уже наработано.
- Какие производства в краевой экономике, на ваш взгляд, наиболее готовы к импортозамещению?
- Мы уверенно можем говорить, во-первых, о нашем агропромышленном комплексе. Успехи края в этом направлении, пожалуй, наиболее ощутимы. У нас сельское хозяйство, пусть и небольшое, компактное, но с большими перспективами.
Причем мы стали ощущать этот нарастающий интерес инвесторов к сельскому хозяйству последние два года, то есть задолго до девальвации. При этом ведь по ценам наша продукция пока дороже, чем импортная. Думаю, повышенный интерес связан с тем, что доходы хабаровчан постепенно подросли, люди стали избирательнее. Эти потребительские предпочтения инвесторы стали учитывать, предлагая, к примеру, создать производство по выращиванию и переработке индеек, выращиванию свиней, развитию молочного производства и выращиванию овощей.
Во-вторых, гражданское машиностроение. Оно держалось полностью на импорте, а сейчас из-за изменения ценовых соотношений у наших производителей появились очень хорошие возможности. Приведу в пример группу "Дальэнергомаш", которая сейчас выпускает широкий спектр компрессоров, нагнетателей, дробеметного и дробеструйного оборудования, конкурируя с импортной продукцией.
Очень перспективное направление - фармация. У нас работает единственное на Дальнем Востоке фармацевтическое предприятие "Дальхимфарм". Ближе Красноярска я никакое объединение вспомнить не могу. Это производство, конечно, было очень сильно задавлено дженериками. И китайские поставщики здорово тут поджимали. Сам бог велел восстанавливать те программы, которые были на "Дальхимфарме", тем более, что это предприятие, пусть небольшое, но стабильное. И они последовательно переходят на мировой стандарт GMP производства лекарств и фармацевтических продуктов. С этой точки зрения у них все готово, рынок открыт, можно доинвестироваться и выпускать.
Другой обнадеживающий рынок - рынок отделочных строительных материалов. В этом плане особенно важна для нашего края, на мой взгляд, тема деревянного домостроения. У нас такой колоссальный объем производства "круглого" леса, и серьезно подтянулась лесопереработка
- А разве лесопромышленники готовы вкладываться в новые производства?
- Они-то в принципе готовы, но для них основная проблема – это объем рынка. Здесь, конечно, было бы правильно подтянуть сектор малого и среднего предпринимательства, чтобы они поработали в этом направлении с нашими крупными экспортерами в формате, допустим, индустриального парка. Объемы у наших малых и средних предприятий небольшие, но зато они более гибкие и мобильные. Такое предложение есть и по Амурску.
Есть у нас, кстати, интересный проект, касающийся развития нашего моногорода Чегдомына. Мы в силу его отдаленности долго не могли найти инвестора, который бы занялся там развитием неугольного промышленного производства. Но как оказалось, в этом городе есть группа предпринимателей, которые решили использовать во благо минусы положения Чегдомына. Ведь что затрудняет развитие иных производств в Чегдомыне? Единственный способ транспортного сообщения города с остальным миром – это железная дорога. Именно по ней в Чегдомын из Хабаровска везли разные товары. Теперь из-за роста железнодорожных тарифов выгоднее начинать свое производство в Чегдомыне, чем завозить готовое из Хабаровска.
И сейчас в Чегдомыне местные предприниматели ставят вопрос о развитии деревянного домостроения, небольшого производства теплоизоляционных материалов, сборе дикоросов. Пусть рынок Верхнебуреинского района и вообще трассы БАМ небольшой, но он есть и готов развиваться. А для нас, в правительстве Хабаровского края, он важен тем, что уводит город от монозависимости.
- На 2015 год запланирована господдержка тем предприятиям, которые занимаются импортозамещением?
- Первый инструмент, который доступен и который мы готовы пропагандировать, это система налоговых льгот. Что касается импортозамещания малыми предприятиями, то у нас неплохо себя зарекомендовала и работает программа поддержки малого предпринимательства Хабаровского края, и она хорошо софинансируется из федерального бюджета. В крае работают фонд микрофинансирования и Гарантийный фонд. Если взять работу за последние 4 года, то поддержка малого производственного бизнеса действительно востребована - в основном в виде компенсации затрат на лизинг и затрат по присоединению к электрическим сетям.
- Какие налоговые льготы стимулируют такие предприятия?
- Если предприятие работает не по упрощенке, то это льготы по налогу на прибыль и по налогу на имущество в виде двукратного сокращения налоговых ставок. Но само предоставление таких льгот идет после защиты и одобрения бизнес-плана. Предприятием-кандидатом на льготы составляется бизнес-план, который комплексно изучается и коллегиально рассматривается на инвестиционном совете. Если проект рентабельный и инвестор состоятельный, то принимается решение о господдержке. Но обязательным для инвестора условием является заключение инвестиционного соглашения на срок реализации этого проекта, в котором Хабаровский край берет на себя обязательство по предоставлению налоговых льгот, а инвестор создать столько-то рабочих мест, обеспечить определенную сумму налоговых поступлений и собственно реализовать проект.
- Сколько хабаровских компаний воспользовались этой поддержкой?
- Система поддержки инвестпроектов работает в крае не первый год. Мы таким образом с 2012 года поддержали 12 проектов. Причем это не малый бизнес. Я уже ранее неоднократно говорил, что надо поддерживать средние предприятия. Пока ресурсов особых на это нет, но если бы было принято решение о направлении части средств, например, Дорожного фонда на поддержание проектов импортозамещения, это было бы оптимальное решение. Пока средства Дорожного фонда можно тратить исключительно на строительство и ремонт автомобильных дорог, но если учитывать текущую очень непростую ситуацию, то пятую часть этого фонда можно было бы использовать на господдержку проектов как раз среднего бизнеса: субсидирование процентных ставок по кредитам в российских кредитных учреждениях и создание инженерной инфраструктры. Если посмотреть на опыт наших соседей – Японии, Южной Кореи и Китая и на мировую практику в целом, то они очень активно эту технологию применяют, и бизнес в них всегда крайне заинтересован.
- Какой вклад в копилку экономики края следует ждать от импортозамещения?
- Если суммировать проекты по импортозамещанию во всех отраслях, то это порядка 7-8% ВРП.
- Что больше всего мешает активно развивать собственное производство?
- Сложившаяся экономическая ситуация, которая бьет по финансированию. Причем не только проектов по импортозамещению, но и вообще любых инвестпроектов. Нормальный легальный инвестиционный проект не может "вытянуть" рентабельность в 25%. Это самый серьезный барьер, поэтому и президент страны ставит вопрос о создании целевых фондов, которые будут в такой непростой экономической ситуации поддерживать такие проекты.
- А на поддержку импортозамещения собственных средств края хватает или нужны вливания федерального бюджета?
- Импортозамещение, конечно, связано с реальным сектором экономики. Что-то мы можем, но по большей части мы рассчитываем на те фонды, которые созданы и буду наращиваться по линии, допустим, фонда развития промышленности или фонда проектного финансирования. Эти фонды ориентированы на относительно умеренную стоимость финансирования.
- И на облегчение ситуации с инвестициями в регионах?
- Мы, конечно, хотим, чтобы средства были распределены по справедливости: не все должно быть сосредоточено в центральной части России, нужно, чтобы работали специальные региональные квоты. Чтобы и в центральных областях и отдаленные дальневосточные регионы имели шанс развивать и инвестировать.