Всего год отделяют страну от больших выборов – выборов президента РФ, и хотя президент еще не дал официального согласия на участие, но в регионы уже запущен выборный стандарт: 70% явки при 70% голосов, отданных за действующего президента. Сможет ли Хабаровский край соответствовать этим высоким требованиям, решали участники круглого стола "Политический SWOT— анализ перед большими выборами-2018", сообщает корр. ИА AmurMedia.
Большие старты
В преддверии президентских выборов, назначенных на март 2018 года, особенно важно, во избежание прошлых ошибок, проанализировать опыт последних больших выборов. А итоги ближайшей выборной кампании — в Госдуму РФ, — ставшей главным политическим событием 2016 года, способны излечить от избытка оптимизма любого политэксперта. Напомним, явка в думскую кампанию-2016 составила только 47,8% (52,6 млн человек).
В этом контексте самой важной задачей власти становится не столько победа действующего президента, в которой не сомневается никто, сколько ее цена. Какими должны быть и какими могут быть явка и результат, чтобы самые предвзятые критики и оппоненты не могли назвать выборы нелегитимными или нерепрезентативными? И что должны сделать власти региона, чтобы они прошли успешно?
Пока единственными вброшенными в СМИ параметрами выборов остаются 70х70: 70% — явка и 70% — победный результат действующего президента.
Эти цифры, по данным федеральных масс-медиа, обозначил первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко на семинаре с вице-губернаторами в декабре прошлого года.
— Президент и его команда не хотят идти как президент и команда бюджетников и пенсионеров, а хотят идти как президент всех россиян, — обозначил один из главных трендов грядущих президентских выборов президент Российской ассоциации политических консультантов Игорь Минтусов. – Задача звучит так: нужно, чтобы 50% избирателей России проголосовало за президента, а если это переводить в явку 70%, то за него должно проголосовать 70% во всех группах избирателей. Это то, на что в первую очередь будет обращать внимание Центральный избирательный штаб. Итоги прошедших в 2011 году выборов показывают, что в обществе есть потенциальная угроза раскола: с одной стороны, прогосударственный электорат, бюджетники и работники госкорпораций, такой условный, в хорошем смысле этого слова, "Уралвагонзавод", а с другой — новый класс, "офисный планктон", люди, которые выходили на Болотную. Команде, которую возглавляет Кириенко, конечно, хотелось бы, чтобы во всех группах, в том числе и в молодежных, у президента была достаточно высокая поддержка.
Игорь Минтусов, президент Российской ассоциации политконсультантов. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Насколько готов Хабаровский край примерить на себя президентские 70х70, можно судить по проведенным исследованиям социологов. Так, согласно данным последних (ноябрьских) соцопросов уровень поддержки главы государства в Хабаровском крае — 63%.
Это средний результат по ДФО: на Чукотке и в Амурской области он выше, на Сахалине такой же, а на Камчатке, в Магаданской области и в Приморье ниже.
При этом, по мнению экспертов, у Хабаровского края есть ряд уважительных причин, из-за которых заявленную планку можно и опустить. В 2018 году в Хабаровском крае будут избирать не только президента, но и губернатора, и мэра Хабаровска.
— Думаю, цифру 70х70 для Хабаровского края придется корректировать, снижать, и переговоры с администрацией президента по этому поводу будут вестись, — взял слово политолог Илдус Ярулин. -
У нас нет 80% поддерживающих президента, как в некоторых регионах, но ниже 60% этот показатель доверия к президенту тоже не опускался. В 2012 году, напомню, он был на уровне 56%. Другое дело, что у администрации президента могут возникнуть свои требования. Во-первых, по поводу Комсомольска. Скажут, город президентского внимания, так что, будьте любезны, покажите нам 70х70. И другая, на мой взгляд, болевая для нашего Хабаровского края точка — действующий губернатор и действующий мэр. Останутся они или уйдут?
Политолог Илдус Ярулин (третий слева): Хабаровскому краю придется в 2018 году тяжело из-за двух кампаний, поэтому планку надо снизить. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
По мнению политолога, вопрос о губернаторе будут решать принципиально в ближайшее время.
— В том смысле, что Шпорт станет ио с последующим выходом на избирательную кампанию. Но и ему надо будет доказать свою лояльность и способность выполнять требования центра. Если же в регион все же придет новый человек, то ситуация, безусловно, будет меняться, потому что ему надо будет войти в тему и уж затем выполнять поставленные задачи, — подчеркивает политэксперт. — Конечно, то, что в один год проходят две политические кампании, накладывает свой отпечаток. Поэтому у меня и возникает ощущение, что планку понизят, чтобы успешно решить две эти взаимосвязанные задачи.
Вряд ли Хабаровский край сможет в принципе продемонстрировать столь высокую явку, вмешалась в обсуждение депутат Закдумы от ЛДПР Елена Грешнякова. Дальний Восток и так достаточно оппозиционно настроен, чему немало способствовало введение в избирательную практику открепительных удостоверений, досрочного голосования и последней новации – отмены прямых выборов глав муниципалитетов.
Так, избирателя в Хабаровском крае постепенно отлучили от выборов.
— Пойдут голосовать не только военные, бюджетники и чиновники, а еще и простые люди, которые президента воспринимают как гаранта Конституции, а это значит, как Конституция на территории края соблюдается, такой и будет естественная отдача на выборах, — убеждена Елена Грешнякова.
Виктор Марценко, заместитель председателя правительства по внутренней политике, удар оппозиции и скептиков парировал твердой рукой.
— Если мы говорим о явке на будущих выборах, сравниваем ее с явкой в Госдуму в сентябре, то, хочу сказать, коллеги, президентские выборы — это совсем другая температура. Это разные полномочия, разный уровень выборов, разные кандидаты. Гуляет цифра 70х70. Но нет такой цифры и установки такой для Хабаровского края не существует! Это размышления политтехнологов, вот было бы хорошо, для создания легитимности избрания главы государства, чтоб был такой процент. Могли назвать и 80х80, и 75х75, но назвали 70х70. А мы сейчас начинаем этой цифрой оперировать, — обращается он к собравшимся экспертам.
Каждый месяц ситуация в регионах меняется, и все происходящие события люди склонны переносить на отношение к главе государства. Так следует ли слепо доверять цифрам, тем более невесть откуда взявшимся, увещевал он коллег за круглым столом.
— Раньше в высокой явке просто не было необходимости — был нужен результат. По Хабаровскому краю этот результат на прошедших выборах в Госдуму достиг 100%: все кандидаты, которые прошли праймериз, были выдвинуты на съездах своих партий, получили мандаты. А уж какая там явка, это дело политтехнологов. Стоит ли затрачивать большие усилия, если результат достигается меньшими? По-моему, это понятно любому, — легко отметает Виктор Марценко доводы в пользу высокой явки.
Логика зампреда правительства по внутренней политике понятна: чем ниже явка, тем ниже число протестных голосов и в принципе предсказуемее результат, и наоборот.
С порогом явки тесно связан и другой вопрос: быть или не быть сильному административному ресурсу на президентских выборах.
Давление центрального избирательного штаба на администрации в регионах будет обязательно, причем серьезное, полагают одни аналитики, а без админресурса приемлемых показателей ни за что не добиться. Другие, не отрицая его использование совсем, убеждены, что значение этого силового инструмента сильно преувеличено.
— Губернаторы 90-х обладали мощной электоральной машиной — от своего человека в избиркоме до экспертов в прикормленных СМИ. И для политтехнологов весь вопрос состоял в том, кто получит доступ к этой машине. Посмотрите состав главных редакторов СМИ в 90-ые, тогда просто не могло быть на этой должности "неправильного" человека. Сейчас электоральной машины нет, и непонятно, за счет чего будут выполняться все поставленные в центре задачи, — утверждает политолог Леонид Бляхер.
Политолог Леонид Бляхер о роли электоральной машины в наши дни. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
С выводом политолога отчасти согласен Виктор Марценко. Административный ресурс – дело прошлое, да и был он в основном в организациях, "где носили погоны".
Коммунист Петр Перевезенцев с оппонентами спорит: админресурс жил, жив и будет жить.
— Мне кажется, лукавит Виктор Васильевич (Марценко – прим. редакции). На прошлых губернаторских выборах кандидатам, чтобы пройти так называемый муниципальный барьер, надо было собрать подписи муниципальных депутатов. Так пока в правительстве края не дали команду во все районы, чтобы эти подписи дали, ни один депутат кандидатам от оппозиции ничего не подписывал. Нет админресурса? Есть, — говорит коммунист, добавив, что также были замечены случаи использования админресурса в вузах в ходе праймериз ЕР.
Коммунист Петр Перевезенцев: Админресурс жил, жив и будет мешать нам работать!. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Эксперты сошлись во мнении, что на выборах президентского уровня риск перегнуть палку, чтобы поправить нехорошую статистику, будет особенно велик, но и последствия ошибки могут оказаться плачевными — вплоть до взрыва протестного голосования. Тем более, что такие случаи в Хабаровском крае уже есть. Так сложилось, к примеру, в Ванинском районе во время прошлогодних выборов депутатов Госдумы РФ.
Ванинский синдром
По прогнозу исполнительного вице-президента Российской ассоциации политконсультантов Виталия Сергеева, в стране от 40 до 50% избирателей придут на выборы в случае проведения обычной кампании, то есть без приложения каких— то особых усилий, и из них большая часть поддержит действующего президента.
Однако результаты последних выборов в Госдуму РФ в Хабаровском крае доказали, что власти не стоит уповать на средние цифры и активность избирателя, который из одной только сознательности поспешит голосовать за Путина.
Регион продемонстрировал самую низкую явку в ДФО – 36,9%, в то время как по стране она составила 47,8%. И, пожалуй, самое серьезное поражение "ЕдРо" потерпела в Ванинском районе, где партию власти на 7% обошла ЛДПР.
Тем удивительнее стало известие, что спустя четыре месяца на выборах в совет депутатов райцентра поселка Ванино, полную победу одержали единороссы. Правда, явка оказалась низкой для 15-тысячного поселка – 18%.
Такие непредсказуемые "качели" не могут не внушать политнаблюдателем опасений, которые они и вынесли на обсуждение на круглом столе: не повторится ли ванинский опыт в 2018 году и в других районах края?
В ответ одни единороссы бросились убеждать, что успех ЛДПР в Ванинском районе – временный, "просто всплеск протеста", другие упирали на то, что кандидат от партии власти отработал в районе всего полтора месяца, а от оппозиции — полтора года.
Депутат от ЛДПР Елена Грешнякова: Надо работать, тогда и у вас будет хороший результат. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
— Работать надо было лучше, и был бы результат, — решительно заявила коллегам по круглому столу победивший депутат от ЛДПР Елена Грешнякова. – Мы работали, поднимали вопросы, которые не всем нравится поднимать.
— Согласен с тем, что ЛДПР работала, — признает заместитель председателя Закдумы Хабаровского края Павел Симигин. — Избиратели пришли и проголосовали за тех, кто решил данную проблему. А другие люди, на которых эта обязанность решать проблемы лежала, упустили из рук инициативу. Они же потом и решили эту проблему, но уже после того, как ее обозначила ЛДПР.
Зампред Закдумы Хабаровского края Павел Симигин и глава крайизбиркома Геннадий Накушнов (слева направо). Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Поднятая Еленой Грешняковой проблема касалась положения рядовых врачей в районной больнице, из которой за последние 10 лет, по данным депутата, уволилось 67 человек. Однако никому из власти Ванинского района, исполнительной, представительной, партийной, не было до этого дела.
— Это была надежда электората на то, что накопившиеся проблемы удастся решить, если не с помощью партии власти, то с помощью другой партии, — поясняет Елена Грешнякова.
Чтобы избежать ванинского синдрома, в предвыборный год власть просто обязана сделать основной акцент на диалоге с избирателями.
— Будем форсированно повышать явку – увидим рост протестного голосования. Надо не давить, а работать с каждой целевой группой и знать ее интересы, — подчеркивает политолог Татьяна Захарова.
Политолог Татьяна Захарова: Не давите на избирателей!. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Причем, если в городах точек пересечения между избирателями и партиями-участниками будущих выборов хватает, избирательный пул уже приблизительно очерчен и поделен, то в районах на ведущую роль в этом общении из всех партий реально может претендовать только "Единая Россия". Пока только у этой партии есть свои отделения и свои представители во всех районах и практически во всех крупных поселениях Хабаровского края.
Другие партии, подчеркивает Виктор Марценко, не спешат работать на "земле", поэтому и партийные отделения есть не во всех районах, а максимум в 8-9, и на выборах муниципальных своих кандидатов политические соперники "Единой России" не выставляют, выбирая место для работы покомфортнее: в Закдуме или в Госдуме.
— В Хабаровском крае представлены 48 партий, активно работают только 9. Они и на выборы ходили. Другие же партии сидят в засаде и ждут, когда их пригласят против кого-то дружить, — отмечает он. – Но в целом, на мой взгляд, у нас устойчивая политическая система в Хабаровском крае.
Виктор Марценко: Нет таких задач 70х70!. Фото: Евгений Никитенко, ИА AmurMedia
Задача у всех партий одна, завершил круглый стол зампред правительства Виктор Марценко, привести всех своих избирателей на участки, провести выборы честно, легитимно и без нарушений, и тогда можно будет достичь заявленных высоких показателей.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Политические дискуссии нужны, чтобы не впадать в "грех прелести" — Игорь Минтусов
Вопросы нового избирательного цикла обсудят сегодня политологи в Хабаровске
Форум политконсультантов и политтехнологов открылся в Хабаровске