Шаталова Оксана Леонидовна
директор центра поддержки одаренных детей
"Только те, кто предпринимает абсурдные попытки, смогут достичь невозможного" (А. Эйнштейн).
«Ребенок-изобретатель»…в такой формулировке, скорее это замечательная норма, поскольку дети вообще очень изобретательны и креативны, как правило, демонстрируют высокую познавательную активность. Вопрос, скорее в том, о каком возрасте идет речь, какова специфика деятельности (в чем проявляется и как) и ее продуктов. Учитывая минимальность информации:), отвечу Вам обобщенно, но, надеюсь, достаточно полно. Замечательно, если Ваш ребенок изобретателен. Чтобы сделать первичный вывод, давайте оттолкнемся от классификации видов одаренности (их много, но мы будем опираться на ту, которую предпочитает Юркевич В.С.): 1. интеллектуальная, 2. академическая, 3. социальная, 4. художественная, 5. практическая, 6. психомоторная (спортивная), - и от концепции Дж.Рензулли (упрощенно: высокий уровень способностей + высокая мотивация + креативность). Тогда можно предположить в данном случае, что если мы видим, что ребенок демонстрирует высокие интеллектуальные (допустим) способности, ему нравится эта изобретательская деятельность (предположу технического направления) и он, действительно, в ней демонстрирует нестандартные решения, то можно смело говорить об одаренности:). Далее, если у Вас возникнет желание, можно обсудить более детально и предметно:).
Для детей, которые "объединяют" в себе исследовательские способности и "техническую" интеллектуальную одаренность, сегодня в Хабаровском крае уже существуют возможности участия (и ребят и их педагогов) в инновационных проектах: "Изучение наномира - шаг в будущее", "Робототехника", "Построй свою историю: LEGO" и другие. Эти проекты позволяют работать с супер-современной техников и развивать способности. Это очень интересно, а ведь важно, чтобы деятельность приносила ребенку удовольствие и положительные эмоции. Преподаватели вузов, осуществляющие сопровождение ребят и педагогов в рамках этих проектов, утверждают, что инновационные формы работы и современные технические средства позволяют повысить мотивацию детей к исследовательской деятельности.
И немного ко второй части вопроса. Есть методики и методы, позволяющие выявить одаренного ребенка и развивать его способности. Специалисты нашего Центра владеют ими и, безусловно, готовы «поддержать» в решении этого вопроса учителей, родителей, даже детей, в случае их обращения в наш Центр. Если Вас интересует деятельность именно нашего Центра, то можно познакомиться в ней на сайте Центра поддержки одаренных детей Хабаровского краевого института развития образования: http://cpod.ippk.ru и по телефонам, которые Вы там найдете.
Наши реальные и виртуальные двери открыты всегда и для всех. Будем рады помочь!!!