Несколько энтузиастов отправились с 28 сентября по 5 октября
в девятую по счету экспедицию
на гору Медвежью под Хабаровском

Тайна крушения гидросамолета «Савоя C.55X» разгадана

80 лет не могли разгадать тайну авиакатастрофы пассажирского гидросамолета (катамаран) «Савоя C.55X», который
26 июня 1935 года вылетел из Александровск-Сахалинского в Хабаровск и бесследно пропал. Девятая по счету экспедиция отправилась на место падения: участники доставили останки погибших пассажиров в Хабаровск.
1

Кто летел?

Гидросамолет «Савоя C.55X», вылетел утром 26 июня 1935 года и должен был лететь по установленному маршруту: от Александровск-Сахалинского через Татарский пролив с заходом на материк (ворота материка) в районе оз. Большие Кизи, и далее, оставляя слева п. Де-Кастри, поворачивая курсом к п. Софийск, с выходом на Амур. И по реке, как по путеводной нити, в Хабаровск.

В тот день был туман, плохая видимость. Самолет пролетел заход в «ворота на материк» у п. Де-Кастри и полетел еще 87 км, далее на север, оказавшись за п. Лазарев, где зайдя по р. Тыми в долину Чертова хребта, попал в «каменную ловушку».
Там его и нашли разбившимся. Можно предположить, что самолет задел сначала одной лодкой, а потом и кабиной пилота вековые лиственницы...
Гидросамолет «Савоя C.55X»
Летно-технические характеристики самолета «Савоя S.55X»

  • экипаж - 5-6 чел. (3 чел. - в гражданской версии);
  • длина - 16,75 м;
  • размах крыльев - 24 м;
  • высота - 5 м;
  • крыло площадь - 93 кв.м;
  • пустой - 5 750 кг;
  • максимальная взлетная - 8 260 кг;
  • силовая установка - «Изотта-Фраскини Ассо» - «Isotta-Fraschini Asso 750» - 750 v, 656 кВт (880 л.с.) - 2 ед.;
  • максимальная скорость - 279 км/ч;
  • дальность - 3 500 км;
  • практический потолок - 5 000 м;
  • пассажиры - 8 чел.
Советским Союзом
в 1933 г.
в Италии были закуплены «Аэрофлотом» 6 летающих лодок «Савоя S.55X» (всего в Италии построено - 243), 5 из них предназначались для Дальневосточного управления ГВФ,
а головная, с полным зимним капотированием двигателей, для управления воздушной службы Главсевморпути (УВС ГУСМП).

- За штурвалом был легендарный летчик Александр Светогоров. Я считаю, приказ лететь в туман – преступный приказ. Летчик не отдохнул, налетал к тому времени в два раза больше часов. 15 июня туда приехал рано утром, и через 2 часа надо было вылетать обратно: пришла телеграмма от диспетчера Хабаровска. У нас есть схема, как надо было лететь, и как он полетел на самом деле. И вот трагедия. Начальника аэропорта позже расстреляли за то, что выпустил самолет в плохую погоду. А Светогоров… Он был человеком военным, поступил приказ, взял под козырек и полетел.

Геннадий Басюк
руководитель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского ДВ
СОСТАВ САМОЛЕТА:

  • командир Светогоров;
  • радист Ефремов;
  • бортмеханик Стыченко;
  • директор Тымовской (Рыковской) МТС (машинно-тракторная станция в селе Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области – колхоз им. И. В. Сталина) Антон Васильевич Шереметьев;
  • бухгалтер МТС Степан Щетинин;
  • механик МТС Бараксин;
  • его жена Ильинская с ребенком;
  • бухгалтер «Сахлестреста» Грановский;
  • супруга сотрудника областного земельного управления Докучаева;
  • инструкторы отдела Объединенного государственного политического управления (АУР ОГПУ – НКВД) СССР Корнышен и Меднис.

Александр Светогоров

На борту было 12 человек, 9 пассажиров и 3 члена экипажа, командир корабля - спасатель челюскинцев - Александр Светогоров. Разбившийся в тайге самолет нашли через несколько месяцев охотники, потом к месту катастрофы было еще несколько экспедиций, но почему-то общественности об этом стало известно только в наше время.

Константин Пронякин
участник последней экспедиции, журналист
2

Спасти двигатели

Район падения: гора Медвежья, Чертов хребет, в 60 км от нп. Лазарево Нижнеамурского района в составе Нижнеамурской области (областной центр - г. Николаевск-на-Амуре) Дальневосточного края - ныне рп. Лазарев Николаевского района Хабаровского края.


Географические координаты места авиакатастрофы: «N» - северная широта 52°19'34.6'', «E» - восточная долгота 140°51'57.6'', место находится на высоте 371 метр над уровнем моря.
Причина аварии: нелетная погода.
К экспедиции готовились долго – больше полугода. О том, с чего все началось, рассказал руководитель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк.

В мае этого года я встретился с жителями поселка Лазарево, недалеко от которого произошло крушение гидросамолета, Иваном Шило и его сыном Сергеем. Иван Федорович рассказал мне историю про этого летчика. Поведал, что в 2006 году лесорубы проложили на сопку тропу, и туда бросились люди со всех деревень, чтобы собрать металлолом, ценные вещи.

Геннадий Басюк
руководитель Общественного совета по изучению и сохранению исторического наследия российского ДВ
На месте крушения самолета с 28 сентября по 5 октября работала бригада следователей и экспертов-криминалистов Дальневосточного следственного управления на транспорте СКР (Комсомольской отдел на транспорте), а также группа от Хабаровского краевого отделения ВООПИиК (Общественный совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока).
И вот в начале октября участники экспедиции перекопали всю гору Медвежью сопки Чертовый хребет, но нашли останки экипажа и пассажиров и передали на экспертизу в КГБУЗ «Бюро судебно-медицинской экспертизы» Хабаровска.

Мы с отцом еще 10 лет назад решили спасти двигатели от самолета. Два года потребовалось на то, чтобы загнать на гору технику. Но еще сложней было снять с сопки двигатели. Утопили кран. Но все-таки в 2008 году мощными лебедками спустили движки вниз. Двигатели доставили в Комсомольск-на-Амуре.

Сергей Шило
участник последней экспедиции-2015
3

Легендарный летчик

Как рассказал Сергей Шило, уже спустя 10 лет они решили организовать экспедицию, чтобы вывезти и захоронить останки погибших. Иван Шило целый год куда только ни писал с просьбой оказать помощь в организации экспедиции.
Члены экспедиции-2015 (слева направо):
Никита Купряков, Константин Тихоньких,
Константин Пронякин, Иван Шило,
Сергей Шило, Дмитрий Шило

Обещали помочь, даже вертолет выделить, но потом весь интерес к нашей экспедиции сошел на нет, говорили, что там все давно исследовано.

Сергей Шило
участник последней экспедиции-2015
Участники экспедиции на этом не остановились. Они решили пойти другим путем. Сидели в архивах, по крупицам собирали сведения о легендарном летчике, о людях, которые летели в том злополучном самолете.

Нам надо было на всю страну заявить, что это был великий летчик, почему он до сих пор не захоронен. Легендарный пилот и такой финал? Где же наша память? Дали массу материалов в СМИ, подняли много исторической литературы, нашли документы о смерти Святогорова, вышли на организацию, которая занималась авиационной безопасностью в те годы, нашли, где служил летчик, получили от них часть документов. В общем, была проделана колоссальная работа.

Геннадий Басюк
Александр Светогоров был в 1934 году командиром звена 11-го авиаотряда войск ОГПУ СССР 2-1 отдельной Камчатской морской авиаэскадрильи. В это время он и принимал участие в спасении челюскинцев. Самолет на лыжах взлетел в районе мыса Олюторского и перебросил челюскинцев до п. Провидения. Летчик спас 29 челюскинцев, в том числе трехмесячную девочку, которая родилась на льдине.

Александр Светогоров
Участники экспедиции на Медвежьей горе
Двигатель упавшего самолета
4

Восхождение

Благодаря собранному и представленному материалу о великом летчике, экспедиция которая закончилась 5 октября, состоялась.

На самом деле было две экспедиции. В августе мы привлекли организацию из Владивостока «Авиапоиск». К сожалению, ничего не получили, мы потеряли время и деньги. Обратились с письмом в прокуратуру и СУ, получили от них компетентный ответ, что готовы помочь. И мы решили организовать вторую экспедицию. Нас было уже 10 человек, мы провели масштабные раскопки. Полностью всю территорию 900 кв. метров перекопали за два дня. Были найдены мелкие детали самолета, нашли даже истлевшие детские тапочки и женскую обувь. Но, главное, мы нашли около 200 фрагментов человеческих останков. До этого были экспедиции, находили останки, их забирала полиция и несколько лет они у них хранились в гараже. Потом глава сменился, и останки отвезли, захоронили на окраине кладбища и поставили палку. Сейчас все это собрано и отправлено на экспертизу.

Сергей Шило
участник последней экспедиции-2015
5

Часы, кожаный чехол, шильдик…

По словам журналиста Константина Пронякина, еще в 2006 году работники местного леспромхоза, пробивая просеку в тех местах, где разбился самолет, нашли серебряные часы Буре (№518750) с дарственной подписью: «тов. Свя[е]тогорову А.П. за успешный перелет Хабаровск-Камчатка 31[0].VI-29.VII.33 г. ПП ОГПУ ДВК» (теперь эти часы находятся в запаснике Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова).
Там же, на месте аварии, был найден кожаный чехол - грамота на знак «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)». Именно этим знаком «За участие в спасении челюскинцев» 7 июля 1934 г. был удостоен Александр Светогоров. Ему присвоено звание «Почетный чекист», также он награжден знаком «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» к 15-летию ВЧК-ГПУ.

В самолете больше никто такой награды не имел!

Об этом нам рассказал местный лесник и краевед Александр Приходько. Именно ему передали лесорубы в 2006-м эту реликвию, а он в сентябре 2015-ого отдал ее в Приморскую региональную молодежную общественную организацию «Поисковое объединение «АвиаПоиск», ее руководителю Ярославу Ливанскому, который приезжал из Владивостока на место аварии самолета в п. Лазарев.
Также во Владивосток уехала и именная табличка (шильдик) «Первачу к-[расно]ф[лот]цу Шереметьеву А. от личного состава Мор-авиа-парка». Антон Васильевич Шереметьев был директором Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине и был пассажиром того злополучного рейса. Ну и уже в последней экспедиции, на горе, на месте аварии, был найден фрагмент манжеты рукава с галуном (тремя лентами) командира корабля. Это рукав Светогорова.

Константин Пронякин
участник последней экспедиции-2015, журналист
Рулевая колонка, останки гидросамолета
6

Куда девался миллион?

Как поведал Геннадий Басюк, что именно из-за денег сразу после исчезновения самолета возникло множество версий, одна из которых – летчик Светогоров, прихватив деньги, сбежал в Японию или Китай.

По словам участников экспедиции, сразу после катастрофы туда было послано несколько самолетов, но ничего не нашли. Но есть отрывочные данные о том, что в 1935 году на место катастрофы прибыла экспедиция НКВД, они и забрали деньги.

По словам Геннадия Басюка, охотники позже наткнулись на останки гидросамолета. Туда летал начальник авиационного отряда 13, после чего стало ясно, что самолет никто никуда не угонял. Да и то, что в гидросамолете перевозили 1 млн рублей, документально не доказано. Всех чекистов, которые принимали участие в той экспедиции, в 1937 году расстреляли.

Известно, что на борту «Савоя C.55X» были не совсем обычные пассажиры. В Хабаровск летел тот самый директор Тымовской машинно-тракторной станции (МТС) на Сахалине Антон Васильевич Шереметьев. При нем была большая сумма денег – миллион рублей. Он ехал в Хабаровск вместе с главбухом Степаном Щетининым

Константин Пронякин
участник последней экспедиции-2015, журналист
7

Найдут покой на центральном кладбище

Можно назвать эту экспедицию завершающей. Она была призвана не только попытаться раскрыть тайну гибели самолета через 80 лет, но и после всех экспертиз, в том числе судебно-медицинской генетической идентификации, захоронить пассажиров и экипаж в братской могиле в Хабаровске.

Их останки все эти годы лежали на земле на месте аварии, на горе, и только часть из них, по инициативе местных жителей, набредших на самолет, несколько лет назад была захоронена на краю местного кладбища в п. Лазарев. Сейчас все останки собраны у экспертов.

Вставал вопрос, где будут захоронены останки после экспертизы ДНК. Было решено, что на хабаровском центральном кладбище. Светогоров же работал в Хабаровске. Полгода я в госархиве собирал о нем сведения. Правда, все отрывочные. Летчик приехал в наш город в 1930 году, успел поработать и в Амурской флотилии летчиком, и в хабаровском аэроклубе инструктором. Потом уехал на Камчатку, как раз там он принимал участие в спасении челюскинцев. После этого опять в Хабаровск приехал. Полгода, даже меньше, летал на этом гидросамолете.

Константин Пронякин
участник последней экспедиции-2015, журналист
Сейчас все костные останки (193 ед., в том числе и черепа), изъятые в
п. Лазарев, доставлены в Хабаровск. В бюро судебно-медицинской экспертизы назначена первая экспертиза. Облик пассажиров и экипажа попытаются восстановить по методу портретной реконструкции Герасимова.


Участники последней экспедиции разыскивают родственников погибших пассажиров, чтобы провести экспертизу ДНК.
Нашли родных летчика Светогорова.

Отыскали 40 человек. Они живут по всей стране, даже в Германии. У него было четыре брата и сестра, поэтому много родных. Ближайшая родственница, племянница, живет на Сахалине, в Холмске. ДНК – дорогостоящая процедура. Мы обратились в авиационный отряд, где служил Светогоров, обещали помочь.

Генндаий Басюк
участник последней экспедиции-2015
Дальневосточное следственное управления на транспорте проводит доследственную проверку по факту обнаружения в труднодоступной местности, в 60 км севернее поселка Лазарева Николаевского района Хабаровского края, фрагментов биологического происхождения, похожих на человеческие останки, а также частей воздушного судна – предположительно самолета «Савоя Маркетти С.55», который потерпел крушение в данном районе 26 июня 1935 года.

В дальнейшем в целях идентификации погибших по обнаруженным на месте происшествия биологическим останкам планируется назначить и провести ряд судебных экспертиз (генотипоскопическая, медицинская и др.) Для установления возможных причин крушения воздушного судна будут произведены осмотры изъятых фрагментов воздушного судна с участием специалистов, а также запрошена и проанализирована хранящаяся в государственных архивах информация о погодных условиях в день катастрофы, данные о техническом устройстве и исправности воздушного судна. По результатам проверки будет вынесено процессуальное решение.
Автор фото и видео: Константин Пронякин

© 2015, РИА AmurMedia

Made on
Tilda