Двуязычные вывески, на русском и китайском языках, стали появляться в магазинах Хабаровска. После смены курса рубля торговля потекла вспять: теперь в российском приграничье ждут не дождутся китайских туристов, как когда-то в Китае ждали дальневосточных шоперов, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Хотя наплыв китайских туристов в Хабаровск начался с 2015 года, как только стало понятно, что рубль обвалился надолго, приспосабливаться к условиям новой экономической реальности торговые предприятия начали относительно недавно. Так, лишь в последнее время хабаровчане с удивлением стали отмечать, что в городе появились магазины с двуязычными вывесками: на русском и на китайском.
Хабаровские магазины заговорили на китайском. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Хабаровские магазины заговорили на китайском. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
— Ни для кого не секрет, что сейчас мы больше рассчитываем не на наших отечественных покупателей, а на китайских гостей. Соответственно под них и были сделаны вывески с указанием режима работы, а в самом магазине на полках с популярными изделиями появились таблички с переводом, на которых по-китайски были написаны названия драгоценных камней. Думаю, туристам было приятно, что мы уделяем им внимание и выставляем вывески на родном для них языке, — говорит заместитель гендиректора сети магазинов "Золото" Екатерина Пальваль. — Пока, к сожалению, у нас нет продавцов, владеющих китайским, максимум, что они могут знать, это отдельные фразы. Но мысли в этом направлении есть, и мы их уже воплощаем в жизнь. У нас открывается новый магазин во Владивостоке, там туристов еще больше, чем в Хабаровске, и мы вводим новое требование для продавцов — знание китайского языка, хотя бы на разговорном уровне. Потому что гид, если тургруппа большая, конечно, не успевает перевести все, что их интересует.
А интерес к золоту у китайских туристов искренний, и, что для магазинов, наверное, самое волнующее, платежеспособный. Сейчас наибольшей популярностью среди туристов Поднебесной пользуются цепи и браслеты из золота, а также бриллианты высокой каратности. Привлекает и золотая бижутерия позатейливее: к примеру, с буквами кириллического алфавита. Из полудрагоценных камней они особо выделяют гранаты, а хит продаж — изделия с янтарем.
— Средний чек — около 10 тысяч рублей, что для российских, что для китайских покупателей. Это уже годами наработанная статистика, и пока она не меняется. А самая дорогая покупка была в прошлом году: в нашем VIP-магазине китайский турист купил золотой браслет с бриллиантами и сапфирами за 2,5 млн рублей, — рассказала Екатерина Пальваль.
Русско-китайскими вывесками в Хабаровске могут похвастаться и магазины продольственных товаров. Но не все. В первых рядах оказались магазины сладких товаров, так как китайцы, как выяснилось, большие сладкоежки.
— Мы вторую вывеску, на китайском, повесили с месяц назад. Там написано "Магазин меда", — рассказал директор "сладкого" магазина "Мед" Анатолий Ногай. — Зачем? Дело в том, что к нам туристы из КНР заходят постоянно. Мы рядышком со "Спортмастером" находимся, и они, когда оттуда выходят, идут, получается, сразу к нам. Не могу сказать, что толпами ходят и все сметают, но ходят и покупают.
Из нескольких десятков различных видов меда китайские туристы, оказывается, выбрали и даже успели возлюбить мед башкирского производства: липовый мед и редкий мед из шиповника. В любимцах также тягучий, прозрачного темно-коричневого цвета каштановый мед Краснодара.
— Каштановый мед — довольно непривычного вкуса, очень душистый, с заметной горчинкой и отчетливым привкусом каких-то трав, — поясняет продавец-консультант Нина Федотова. — Конечно, туристы все пробуют, но нравятся им эти виды меда. Бывает и так, что заходят и, даже не пробуя, сразу говорят, дайте нам белый и черный мед, то есть липовый и каштановый.
Как рассказали в магазине, покупают туристы из Поднебесной, по хабаровским меркам, немало: и по пять, и по десять килограмм. Как правило, себе и родным с друзьями. На цену особо не смотрят, хотя самый дорогой мед, с цветочной пыльцой пергой, стоит 2000 рублей за кг, а тот же каштановый — 1550 рублей.
— В Китае сейчас бум на все натуральные продукты, поэтому и наш мед пользуется спросом. Да, в Китае тоже есть пасеки и меда вроде хватает, но все дело во вкусе. Знаю, что там пчеловоды нередко просто кладут перед ульями нарезанные арбузы, чтобы пчелам практически никуда лететь не надо было и чтобы, значит, не терять время. Это неизбежно сказывается на вкусе продукта: он теряет свой аромат и целебные свойства. А в том случае, когда китайский мед пчелы собирали, как полагается, в трудах и заботах, он из-за разницы в курсе стоит намного дороже, чем такого же качества, но наш, — рассказал Анатолий Ногай.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Магазины Суйфэньхэ снимают русские вывески и больше не дорожат российскими туристами
Торговля без границ: Хабаровский бизнес робко постучался в ворота китайского Жаохэ
Родом из деревни: Китайский Жаохэ глазами туристов из Хабаровска