20 марта 2020. Знаете ли вы, что в Японии одним из лучших подарков считается… икра сельди? Причем, красная икра спросом практически не пользуется, тогда как "белая" имеет целую систему классификации. Об этом и многом другом ИА AmurMedia рассказала инженер-эколог рыболовецкой артели "Иня" Светлана Васильева.
— Расскажите, почему именно икра сельди? Что такого находят в ней японские покупатели?
— Считается, что она выводит радионуклиды. Поэтому два самых культовых для японцев продукта – это, на первом месте, икра минтая, на втором – икра сельди. Упор идет именно на пользу. Причем сама сельдь как рыба их мало интересует: нужны только самки с икрой. Для них это настолько важно, что они придумали свою, сложную систему классификации. Это для нас вся икра более или менее одинакова, а для них – делится на несколько классов. A, B, C, D и так далее, чем выше класс, тем она качественнее. Икра для японцев – очень важный продукт, она считается хорошим подарком. Как у нас – дорогой коньяк, так у них – икра класса А.
— А по какому принципу икра классифицируется?
— В зависимости от внешнего вида ястыка и от цвета. Чем меньше кровянистых включений, тем она считается более качественной. Ястык должен быть золотисто-желтым, переливаться на солнце. Кровеносных сосудов не должно быть видно. Чем больше сосудов, тем большей обработки требует такая икра. Сама форма ястыка должна быть правильной, ровной. Края не должны загибаться. И это только малая часть требований, в которых нам пришлось разобраться. Хорошо, что мы делали это не одни, а вместе с Центром стандартизации. Мы давно с ними сотрудничаем, так как они позволяют не отвлекаться на бумажную работу при выпуске новых продуктов на рынок. Но тут мы и им задали задачу, с которой они, к счастью, справились.
— В какие еще страны, кроме Японии, продается ваша продукция и чем она привлекает покупателей из стран, в которых есть хорошо развитый рыболовецкий флот?
— Наша артель также поставляет рыбу в Норвегию и Канаду. Наша продукция выловлена в Охотском море, она считается наиболее чистой. Кроме того, у нас она без добавок, свежая и не испорченная примесями, консервантами и т. д. Особенно это в ней ценят японцы.
— А в какие регионы нашей страны поставляется ваша рыба?
— Как я уже говорила, мы не консервируем продукцию на длительное хранение. Поэтому в России из-за того, что это скоропортящийся продукт, мы далеко не отправляем, так что продукция продается по Хабаровскому краю и Приморью, а также на Камчатке и в Магадан. Также у нас есть специальный отдел, через который заказывают отправку продукции транспортными компаниями в разные регионы – и в Москву, и в Санкт-Петербург, например. Транспортные компании доставляют продукцию достаточно быстро, чтобы она не успела начать портиться. Мы пробовали работать с западной частью страны, но, так как наш продукт чистый, без добавок, то он, если и доезжает, плохо хранится. Так что только по предварительному заказу и транспортной компанией.
— Какой самый необычный продукт выпускает ваша компания?
— Помимо ставших привычными нерки, кижуча и сельди, которые у нас представлены как в слабосоленом виде, так и холодного копчения, а также красной икры, у нас есть так называемая "белая икра". Речь не только об икре минтая и сельди, но и о действительно редкой палтусовой икре. Кроме нас, ее мало кто производит и, соответственно, ее мало где можно купить.
В рыболовецкой артели "Иня" рассказали, как правильно выйти на международный уровень. Фото: Сайт inya.ru
— Планируется ли выпуск каких-то новых продуктов?
— Ассортимент постоянно обновляется. Например, недавняя новинка – закуска "Пролетарская" из сельди. Постоянно разрабатываются новые рецептуры, в мае начинается новый сезон, и мы уже вплотную занялись подготовкой документации. На каждый продукт требуются технические условия. Это, в частности, все те требования, которым должен соответствовать продукт. В их составлении нам помогает Центр стандартизации и метрологии. Сейчас мы заключили с ЦСМ договор на проверку и регистрацию технических условий и каталожного листа продукции.
— Что такое технические условия, для чего они нужны компании?
— Технические условия – это документ, без которого мы в принципе не можем работать, он устанавливает требования, которым должен соответствовать выпускаемый продукт. Без технических условий мы не можем реализовывать нашу продукцию. По вопросам проверки и регистрации Технических условий мы сотрудничаем с Хабаровским Центром стандартизации и метрологии, достаточно долгое время, его сотрудники – очень грамотные, хорошие специалисты, которые нам существенно помогают. У нас есть определенная номенклатура, которая требует определенных нормативных документов. Без них мы не можем ни предлагать, ни реализовывать свою продукцию. ЦСМ помогает нам в их разработке, оформлении и подписании. Потому что в этом процессе есть очень много нюансов. Тем более, российское законодательство довольно часто обновляется, и некоторых нюансов мы не знаем. А специалисты Хабаровского ЦСМ это все контролируют, следят за всеми обновлениями, знают множество тонкостей, которые для нас как для работников общепита – "темный лес". В частности, без составленных ими документов нам не удалось бы выйти на международный уровень.