19 февраля 2020. В бег с бумажными препятствиями превращается для инвесторов АО "ЦИТ" подготовка к релизации проекта по строительству современного горнолыжного комплекса "Хехцир" под Хабаровском. За последние полгода они мало что успели по причине нескончаемых и длительных процедур согласования и утверждения, запросов и проверок, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Все дальше и дальше отодвигается от хабаровчан мечта провести с семьей отдых на новой горнолыжной базе "Хехцир". Этот объект, задуманный как современный многофункциональный горнолыжный комплекс международного уровня, мог бы прославить Хабаровский край, но пока лишь печалит: подготовка к началу строительства откладывается в силу обстоятельств непреодолимой бумажной силы.
В январе 2018 года правительство края и мэрия Хабаровска объявили об объединении усилий над превращением базы "Спартак" в региональный центр развития зимних видов спорта. Инвестором выступило АО "ЦИТ" (на 100% принадлежит администрации Хабаровска). Площадь земельного участка — 360 га, из которых 20,4 га на правах аренды вместе с рядом объектов имущественного комплекса принадлежит "ЦИТ". После смены губернатора и правительства в крае осенью 2018 года инвесторы столкнулись с проблемами.
Больше полугода проект строительства "Хехцира" отчаянно буксует: он увяз в бесконечных процедурах согласования, утверждения, принятия, проверок и перепроверок. Каждая процедура максимально затянута по срокам, но строго в рамках закона при этом.
— В конце прошлого года в администрацию Хабаровского района был направлен на согласование проект правил землепользования и застройки (ПЗЗ) на "Хехцире". По закону орган МСУ обязан подготовить и утвердить постановление администрации о подготовке проекта ПЗЗ. Его подготовили и утвердили только через месяц. И так как в проекте были выявлены замечания, то еще полмесяца ушло на формулирование и выдачу их проектировщику. Замечания были несущественными, и после того, как проектировщик устранил их, проект вновь был направлен администрацию Хабаровского района. Теперь ждем, когда он вернется и когда можно будет перейти к следующему этапу: публичным слушаниям, — рассказал заместитель директора АО "ЦИТ" Сергей Синицкий.
Процесс при этом опять может сильно растянуться по времени. Как сообщили корреспонденту агентства в администрации Хабаровского района, проект будет рассмотрен в 30-дневный срок со дня поступления, то есть в срок до начала марта. Если замечаний не будет, то перейдут к подготовке публичных слушаний, но если замечания появятся, то проект снова отправят на доработку.
Это лишь малая часть тех хождений по бумажным мукам, которые приняли инвесторы со второй половины 2019 года. Именно тогда стало понятно, что из-за подозрений в коррупции легкой жизни у проекта не будет. По этой причине в июле 2019 года два чиновника, первый заместитель председателя правительства и министр, отправились в отставку.
Коррупционная составляющая не подтвердилась, но ответственные за проект министерства начали поиск других инвесторов кроме "ЦИТа". Поэтому подготовку к строительству комплекса они поставили на паузу. И хотя вся техническая документация уже готова, и можно приступать к реализации проекта, все вязнет в бюрократических проволочках. К ним, верно, надо бы внимательнее присмотреться надзорным органам — в части обоснованности длительного рассмотрения.
Для сравнения: усилиями правительства за 6 месяцев с января до июля 2019 года, проект был рассмотрен и согласован всеми заинтересованными министерствами краевого правительства, была разработана "дорожная карта" прединвестиционной стадии, которую утвердила администрация Хабаровска, свое "добро" дал губернатор. В итоге в июне прошлого года уже был заложен первый камень на месте строительства будущего комплекса. А в следующие 6 месяцев после "коррупционного" скандала, с июля 2019 года и до февраля 2020 года, процесс резко застопорился.
До сих пор не ясен статус подъездной дороги к "Хехциру". Этот короткий отвод от автодороги "Уссури", оказывается, ничейная земля, и с октября 2019 года чиновники не могут решить, кому она принадлежит и кто отвечает за ее состояние.
В крае еще решают, каким именно образом будет реализован проект строительства "Хехцира" и каков будет состав инвесторов — такой вывод просится, судя по последней официальной информации.
— Что касается "Хехцира" – там будет сноуборд и биатлон, летние виды состязаний. И нам бы не хотелось потерять этот ценный кластер, а сохранить для жителей Хабаровского края на условиях государственно-частного партнёрства. Что касается ЦИТа, то ведь в их собственности сама база, подъёмники. Кто мешает? У нас двери открыты для всех. Но там есть ещё 360 гектаров прилегающей к трассам территории. Это рестораны, другие объекты инфраструктуры. Но если они не захотят работать – мы выкупим их долю, — сказал Сергей Фургал на пресс-конференции в конце 2019 года.
Заминка в реализации проекта немало беспокоит бизнес-сообщество края. Предприниматели не знают, а имеет ли смысл вкладываться в новые проекты?
— Краевые власти, скажем так, декларируют, что идею строительства горнолыжного комплекса мирового уровня вроде как не оставили, но почему-то среди наших коллег-предпринимателей эта тема как проект нигде не анонсируется. Никаких эскизных проработок, попыток привлечения инвесторов, публичности, одним словом, у этого проекта нет. А со стороны администрации города, наоборот, я вижу заинтересованность в скорейшем освоении своего земельного участка, — заметил сопредседатель ХМРО "Деловой России" Сергей Степанов.
По поводу проблем в продвижении проекта спорткомплекса Сергей Степанов уже обратился в правительство к главе краевого министерства инвестразвития и предпринимательства Максиму Тарасову.
— Это вопрос принципиальный. Надо собираться, должна быть создана проектная команда и должен быть руководитель проекта. И в эту проектную команду должны войти администрация Хабаровского района, "ЦИТ", министр спорта Экшенгер, к которому конкретно тоже очень много вопросов накопилось после "коррупционного" скандала, и, возможно, представители инвесторов. А инициатором создания команды однозначно должны быть краевые власти. Как те, кто всю эту историю, собственно, начал, — сказал Сергей Степанов. — Я не исключаю, что вопрос государственного софинансирования можно попытаться решить в контексте нацпроектов: по разделам "Спорт", "Здоровый образ жизни" и т.д. И в любом случае он должен попасть в список сопровождаемых проектов Дальневосточного агентства содействия инновациям.
Несмотря на длительную паузу в администрации Хабаровска не теряют надежду на благополучный исход дела. Ведь понятно, что над серьезными и крупными проектами нужно работать совместно, и как раз таких согласованных решений ждут от края и города жители.
— На Дальнем Востоке любят зимние виды спорта, особенно лыжи. И это понятно и логично. Но при этом жители шестисоттысячного Хабаровска кататься на лыжах ездят заграницу или к соседям: в Комсомольск-на-Амуре или Биробиджан. А ведь самое лучшее импортозамещение – это построить достойный горнолыжный курорт здесь, в Хабаровском крае. Но пока из-за нескоординированных действий нас такой возможности лишают, — сказал Сергей Степанов.