20 июня 2019. Дольщики ЖК "Кленовый квартал"сегодня так и не получили обещанных ключей от квартир. Почему радостное событие не состоялось, рассказывают дольщики и руководитель краевого Госстройнадзора Олег Сутурин, сообщает корр. ИА AmurMedia.
Полным недоразумением закончилось намеченное на сегодня радостное мероприятие в ЖК "Кленовый квартал". Сегодня ключи от своих квартир, впервые в истории многострадального ЖК, должны были получить три дольщика. Но не вышло: и дольщиков пришло не трое, а, кажется, все 54, и ключи дали, но не навсегда.
— Мы так и не получили ни ключей от квартир, ни актов приемки-передачи. На мой вопрос, смогу ли я сегодня получить акт приемки-передачи и начинать ремонт, застройщик ответил, что не смогу. Потом, правда, передумал и под камеры телевизионщиков — были "Первый канал" и, кажется, "Россия" — сказал, что мы, жильцы, сегодня подписываем акты и заезжаем. Однако акта приемки-передачи так и не было, ключи дали подержать и забрали, и в квартиру я так и не попал. Более того, сегодня я узнал, что на мою квартиру оформлено дополнительное соглашение еще одной семьей. Причем оба документа зарегистрированы в Росреестре, но мое допсоглашение на год раньше. Что теперь делать, не знаю, — сообщил Алексей Шуваев, официальный представитель жильцов "Кленового квартала".
По проекту ЖК "Кленовый квартал" — это три таунхауса, каждый на 48 квартир. Срок сдачи в эксплуатацию первого дома — 2014 год. Однако из-за проблем, связанных с некомпетентностью застройщика ООО "Томари-Оро" (в компании не рассчитали свои силы, решая вопрос водоснабжения — прим. редакции), дату пришлось переносить несколько раз.
Наученные горьким опытом других обманутых собственников дольщики "Кленового квартала" подали иски в суд и вошли в перечень кредиторов, чтобы потребовать банкротства застройщика. Однако после того как к проблеме водоснабжения подключились краевые структуры и застройщик наконец-то заработал, усилиями Минстроя и Госстройнадзора удалось склонить дольщиков не банкротить предприятие, а подписать мировое соглашение с незадачливым строителем.
Согласно документу "Томари-Оро" обязалось до 1 декабря 2019 года сдать дом, передать квартиры и выполнить все свои обязательства перед дольщиками. При этом в соглашение вошли и требования части дольщиков вернуть им внесенные деньги. От лица всех дольщиков свою подпись под мировым соглашением и поставил Алексей Шуваев.
После заключения соглашения дом был достроен, введен в эксплуатацию, дольщики выписаны из реестра обманутых, однако ключи они так и не получили. По закону выдавать квартиры застройщик может только с одновременной выплатой стоимости квартир тем дольщикам, кто потребовал вернуть деньги, а свободных денег у него нет.
На днях, воспользовавшись возможностями, открывшимися в связи с прямой линией президента, дольщики обратились к главе государства за помощью.
— Больше всего нас тревожит, что, сколько бы мы ни спрашивали у директора и владельца компании-застройщика Андрея Кужейкина, когда нам выдадут ключи, он все отмалчивался. Мы понимаем, что до 1 декабря время есть, но нам нужна была конкретика. До этого нас не раз и не два обманывали со сроками. Люди устали ждать, поэтому и решились на видеообращение к Владимиру Путину, — подчеркивает Алексей Шуваев.
И по этой же причине сегодня пришли не трое, а куда больше дольщиков, в том числе и дольщики второй очереди. Все хотели получить ответы на главный вопрос: когда они смогут въехать в свои квартиры.
— И сегодня застройщик тоже ничего не сказал о графике выдачи ключей, про который говорили в пресс-службе губернатора, да и приглашения на сегодня рассылал тоже не он, а совсем другой человек. Ну и как мы можем ему верить? — говорит Алексей Шуваев.
Понять эмоции людей, которых кормят пустыми завтраками, можно, однако для них же хуже, если эмоции побеждают здравый смысл, считают в Госстройнадзоре.
— Помешать получению квартир могут в первую очередь сами дольщики. Возник конфликт между теми дольщиками, кто хочет получить квартиры и теми, кто хочет получить деньги, — поясняет руководитель краевого Госстройнадзора Олег Сутурин.
По мнению главы надзорного ведомства, их логика, видимо, такова: если у застройщика нет денег, чтобы вернуть нам деньги, то и квартиры пусть тоже никто не получит.
— К слову сказать, прокуратура согласилась с постепенной передачей квартир и с поиском денежных средств для оплаты дольщикам: сколько-то квартир и сколько-то денег. Застройщик даже к судье ездил, чтобы переговорить по поводу рисков: могут ли те, кто хочет получить деньги, через суд оспорить выдачу квартир? В суде подтвердили, что такие риски есть. Поэтому мы и предложили застройщику, чтобы он вышел на Алексея Шуваева как представителя дольщиков, подписавшего мировое соглашение, с тем, чтобы Шуваев от имени тех, кто за деньгами в очереди стоит, дал гарантию, что в связи с передачей квартир не будет действий по оспариванию заключенного мирового соглашения. Потому что если это произойдет, то все рассыпется, — подчеркивает Олег Сутурин.
По этой причине сегодня никто не предполагал наплыва дольщиков. А люди принесли и свои страхи, и свои старые обиды, которыми поспешили поделиться с журналистами, и это, по словам главы Госстройнадзора, только накалило обстановку.
— Не было ощущения, что люди хотят как можно быстрее получить квартиры и начать делать ремонт. Чтобы расставить точки над "i", застройщик вечером встречается с Алексеем Шуваевым. Вместе они составят график передачи. В течение 10 рабочих дней каждый день по пять семей они будут приглашать, вместе с застройщиком заходить в квартиры. Если есть вопросы, то чтоб все моменты обговорили, если нет — подписали акт. Главное, чтобы рабочая процедура не превратилась в какое-то массовое зрелище, рассчитанное на падкую до скандалов публику, — сказал Олег Сутурин. — Что касается парных документов на квартиру Алексея Шуваева, то там имела место техническая ошибка, которую можно исправить.
Если никакого сбоя не будет, то до конца июня все дольщики первой очереди получат свои квартиры.
— Есть еще такой момент. По проектной документации, по которой администрация района объект принимала, квартиры сдаются в предчистовой отделке, то есть без побелки, обоев, линолеума и т.д., в то время как договором предусмотрено, что квартиры сдаются с отделкой. При этом ранее на собраниях дольщики изъявляли готовность вселяться в квартиры без отделки при условии, что им компенсируют разницу. Застройщик сегодня подтвердил, что готов компенсировать разницу. То есть застройщик никаких обязательств с себя не снимает, но нам надо решить проблему, возникшую в рядах самих дольщиков, — сказал глава краевого Госстройнадзора.