11 июня 2019. Глубокий кризис назревает в экономике Хабаровского края, считают эксперты. Предпосылки к этому — многократно возросший государственный долг и как следствие, грядущее сокращение расходов на социальную сферу, а также угроза введения в крае внешнего управления. Ситуацию усугубило недавнее резкое падение позиций края в рейтинге Инвестиционной привлекательности регионов РФ. Исправить положение, по мнению экономистов, смогут только кардинальные перемены в системе управления регионом, а именно — в том секторе краевого правительства, что отвечает за экономику и инвестиции, сообщает ИА AmurMedia.
Целая череда событий негативного характера потрясла экономическую сферу Хабаровского края. Первым "звонком" в этой цепи стало выступление губернатора Сергея Фургала с отчётным докладом перед депутатами Закдумы. Глава региона заявил об опасности введения в крае внешнего управления в связи с образовавшимся колоссальным государственным долгом.
— На 1 мая текущего года размер госдолга составил 52,7 млрд рублей или 69,2% собственных налоговых и неналоговых доходов. При этом отмечу, что на 1 января этого года он составлял 54,9 млрд рублей. Мы немножко, около 2 млрд рублей, госдолг смогли сократить. Для примера хочу сказать, что на 1 января 2012 года госдолг составлял 2,8 млрд рублей. Из них 1,5 млрд рублей — кредит на строительство моста на Большой Уссурийский остров, 1,3 млрд рублей — госгарантии предприятию "Аркаим". Я здесь не нагнетаю, но всем ответственно заявляю, что с госдолгом мы достигли предела. Или мы его зарегистрируем и начнем постепенно снижать, или за нас это сделают другие, — сказал Сергей Фургал.
Следующим ударом стало резкое падение Хабаровского края в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов РФ, который обнародовало Агентство стратегических инициатив на завершившемся недавно в Санкт-Петербурге экономическом форуме. Наш регион потерял 20 пунктов, опустившись с 18 на 39-е место. Кстати сказать, до недавнего времени позиции края в первой двадцатке территорий с лучшими условиями для инвестиций и ведения бизнеса были предметом гордости экономического блока правительства региона. Министр инвестиционного развития и предпринимательства края Юрий Чайка, отвечая на вопрос корреспондента ИА AmurMedia о задачах, стоящих перед министерством в этом году, сказал, что есть большие планы по наращиванию инвестиционного потенциала.
— Перед дальневосточными регионами в 2019 году поставлена задача — оставаться в первой тридцатке. Но мы не будем ориентироваться на нижнюю планку, а продолжим активно бороться за сохранение и улучшение наших позиций. Получится это или нет, будет зависеть от двух факторов: от того, как бизнес оценит наши усилия по улучшению инвестиционного климата в крае, и от того, как будут работать в этом направлении наши коллеги в других регионах, — сказал Юрий Чайка.
Однако этим чаяниям не суждено было претвориться в жизнь. Вероятно, это и стало причиной того, что на санкт-петербургском форуме Хабаровскому краю, собственно, и нечего было показать. Да, был подписан ряд соглашений, но даже на фоне дальневосточных соседей наш регион выглядел слегка бледно.
В чем же причины столь резкого ухудшения ситуации, еще недавно казавшейся вполне стабильной?
— Почему рухнул инвестиционный рейтинг и почему образовался госдолг? Ну, госдолг образовался не вчера. Мое мнение — это следствие слабой работы команды предыдущего губернатора, неэффективного управления экономикой и инвестиционными ресурсами Хабаровского края, — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ТОГУ Владимир Норин. — Вы понимаете, управление основано на пяти функциях, одна из которых — контроль. Вот она у нас не реализовывалась. Контролирующая функция в лице контрольно-ревизионного управления и других — не эффективна. Помните, в прошлом году из федерального бюджета был выделен миллиард на строительство дамбы? Но он бы не освоен и отправлен обратно в государственную казну. Ссылались на то, что госзакупки вовремя не провели, не нашли подрядчика и так далее… Это о чем говорит? Есть такое выражение: кто не хочет, тот ищет причины, кто хочет — ищет возможности. Любое бездействие можно оправдать. Поэтому проще сидеть и ничего не делать. Посмотрите, сколько у нас инвестиционных проектов было при Викторе Ивановиче Ишаеве, при господине Шпорте — больше сотни. Ни один не реализован. Не привлек инвесторов. Ярмарки проводятся, используются различные инструменты… Обоснование этих инвестиционных проектов настолько слабое, что они непривлекательны. Это одна из причин того, что рейтинг края рухнул на 20 пунктов. Посмотрите, сколько у нас ТОСЭРов создано, сколько туда вбухано денег и какой получили эффект. Инвесторы не идут, даже несмотря на то, что там созданы идеальные налоговые условия. Помните потёмкинские деревни? Вот это у нас сейчас везде. Что ни возьмешь — потёмкинские деревни. Фантик красивый, а развернешь — там пусто.
Причина нынешнего печального состояния экономики края, считает эксперт, банальна. Это пресловутый человеческий фактор.
— Есть министерство экономического развития Хабаровского края, а самого развития, как такового, в регионе нет. Мы его не видим. На мой взгляд, у нас очень неэффективная структура правительства. Хоть ее и меняли. У нас нет структуры, которая взяла бы на себя роль катализатора. У нас может быть сформулирована отличная стратегия по развитию края, но нет механизма, инструментов реализации этой стратегии, — продолжает Владимир Норин. — У нас есть куча ведомств: профильные министерства, агентства по привлечению инвестиций, городское и краевое, а результатов их работы не видно. Почему же при таком количестве ведомств и людей, в них сидящих, такие печальные результаты? Потому, что у нас, к сожалению, инициатива наказуема. Да и бездействие — тоже вид деятельности. Имитация деятельности в данном случае позволяет спокойно жить и получать заработную плату. То есть во всем виноват человеческий фактор. Стопроцентно. Посмотрите, у нас многие министры просто переходят из ведомства в ведомство. Стабильность — это хорошо, но развития не дает.
Да, с приходом нового губернатора обновилось и правительство. Но, к сожалению лишь частично. Некоторые просто перешли из кабинета в кабинет, и все. "Свежая кровь" растворилась в пространстве, не привнеся никакого обновления.
— Мы хотим создать новую экономику при старой системе управления. Такого не бывает. Нужно менять структуру, ломать. Но это возможно. И это зависит от воли самого губернатора, — считает эксперт.
Каким же образом можно спасти ситуацию в экономике края от катастрофы? Что может предотвратить банкротство и дать толчок к развитию? Для решения этой проблемы губернатор создал рабочую группу, главной задачей которой является разработка мер, направленных на увеличение доходов бюджета, оптимизацию расходов и, как результат, на сокращение госдолга. Однако, когда обычно речь заходит о сокращении бюджетных расходов, под удар попадает социальный блок — образование, здравоохранение, молодежная политика, спорт, культура и так далее. Почему-то принято считать, что на этом можно экономить. Но на самом деле сокращать расходы на "социалку" — все равно, что закладывать мину замедленного действия.
— Сокращать расходы на социальную сферу — глубокое заблуждение. Такие меры впоследствии увеличивают затраты в геометрической прогрессии. Скупой платит дважды. Раньше у нас бюджет был социально ориентированный, на эти цели шло 60% расходов. И край развивался. И люди не уезжали в таком количестве, как сейчас, и смертности такой не было. Нельзя экономить на социальной сфере, люди — это основа экономики, — резюмирует экономист. — Возможно, когда к чиновникам придет глубокое понимание ситуации, тогда и можно будет ожидать позитивных перемен в регионе.