Корова в роботостойле на дойке. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Датчики на экране говорят об объемах надоенного молока. Фото: Ко Виктория, ИА AmurMedia
Коровы уже попривыкли к рукам-щупальцам, а поначалу приходилось их уговаривать заходить на дойку. К счастью для новаторов, в коровьем стаде строгая иерархия: если старшие на что-то решились, то младшие следуют за ними, не раздумывая.
На 27 июля запланирован аукцион по продаже 100%-ного пакета акций (3,886110 млн акций) АО "Хорское". На предприятии работают 384 человека. Помимо базового крупнорогатого актива, у АО 93 объекта недвижимости и 47 единиц спецтехники. Стартовая цена лота — 190 млн рублей.
Нет молока — нет проблем!
Сейчас в АО "Хорское" всего около 2230 коров, дойное стадо — 1100 голов. По оценке предприятия, это более трети всего поголовья в крае. При этом очевидный дефицит сырого молока не мешает разворачивать в регионе молокоперерабатываюшие производства. В крае работают Переяславский молочный завод, Дакгомз, комбинат детского питания, Вяземский молочный комбинат, "Бифидум", артель "Амур", "Хабаровское молоко", "Сергеевское". Многие из них нехватку уже давно покрывают за счет сухого молока.
При этом раскладе такому производителю, как АО "Хорское", казалось бы, жить да радоваться, планировать расширение, но пока планы и жизнь стремительно расходятся.
— Парадоксально, но мы столкнулись с тем, что нам выгоднее продавать свое сырое молоко конкурентам, чем самим его перерабатывать. Потому что абсолютно не сопоставимы цены на сырое молоко и на готовую продукцию в рознице. Розничные цены, как правило, диктуют конкуренты, не работающие на натуральном молоке, — подчеркивает Денис Шушаков. — Мы приходим в магазин и говорим, купите у нас литр натурального молока за 80 рублей, а нам в ответ: так дорого, но ведь есть же молоко по 40 рублей за литр! Мы объясняем, что литр молока за 40 рублей — это разведенная сухим молоком водичка, но в магазинах твердят, что потребителю этого не объяснишь, — говорит Денис Шушаков.
Чтобы было понятно, к каким ценовым перекосам приводит неразвитость молочного производства, Денис Шушаков приводит в пример ситуацию в Красноярском крае. В Красноярском крае суточный надой — 1,5 тысячи тонн, в Хабаровском — около 100 тонн. Отсюда цена на сырое молоко в Красноярском крае — 20 рублей за литр, в Хабаровском крае — максимум 34-35 рублей.
— Получается, мы торгуем себе в убыток. Продать литр за 40 рублей, как мы бы хотели, мы не можем. А только так можно вернуть понесенные затраты на мелиорацию, обработку земли и улучшение качества стада. В этом году обработка одного га обошлась почти в 200 тысяч рублей. Это ГСМ, техника, зарплаты. Вот и выходит, что нам, производителям качественного натурального молока, выгоднее продавать его конкурентам, — говорит замгендиректора по производству и развитию АО "Хорское".
Как дальше решится эта проблема, молочники не знают, но надеются, что она все-таки решится к вящей радости покупателей, сетей и своей собственной. А пока присматриваются к новым возможностям сбыта. В детские сады, к примеру, где главный критерий "молочки" — качество, и контроль за ним самый строгий.
Коммерческие открытия в летнюю сушь
Все хорские буренки — известной голштинской молочной породы, но двух селекций: австралийской, дающей массивные образцы, и красноярской, дающей более стройных и поджарых коров. Объем молока, как водится, от размеров никак не зависит. А вот на внешние факторы, к которым относится погода, очень реагирует.