17 апреля 2017. Он уверен, что тем, кто незряч с детства проще, чем тем, кто потерял зрение, будучи в сознательном возрасте. Им не приходится переучиваться, привыкать к новым ощущениям, сразу обостряются другие анализаторские способности, и мир воспринимается с этим имеющимся набором чувств. О своей слепоте, личной жизни и неудачах корр. ИА AmurMedia накануне Международного дня белой трости — символа незрячих людей — рассказал член Хабаровского общества слепых, музыкант, певец, лингвист и просто интересный молодой человек Игорь Гармаш.
Игорь Гармаш. Фото: Корр. АmurMedia
При встрече с Игорем кажется, что его вообще невозможно смутить никаким вопросом. Спокойный тон, расслабленная поза и нотки озорства в разговоре создавали впечатление уверенного в себе человека.
Меня очень трудно задеть и вывести из себя. Я по натуре такой веселый тролль. К тому же, не считаю отсутствие зрения большой помехой в жизни. У меня две руки и две ноги, я могу абсолютно все!
— Тебе 23 года и ты отлично интегрирован в современное общество. Кто помогает тебе и много ли усилий это требует от тебя лично?
— Большое значение в деле интеграции слепого играют родители и их помощь. Если у них есть возможность и желание заниматься ребенком, то будущий взрослый будет более адаптирован к этой жизни. Отсутствие зрения – это в любом случае отклонение. Зачастую получается так, что ребенок рождается в не самой благополучной семье и на него просто забивают. Со мной — спасибо родителям — получилось по-другому, моему развития было уделено большое внимание. Я окончил хабаровскую школу для незрячих и слабовидящих. Она мне дала несколько лучших друзей, с которыми мы идем по жизни: поступили в один университет, постоянно что-то придумываем, организовываем и вообще двигаемся.
Игорь Гармаш. Фото: Корр. АmurMedia
— Я так понимаю, что не все незрячие такие активные как ты?
— Да, наша слепая молодежь – абсолютно ватная, что не может не раздражать. Их и так совсем немного в Хабаровске, так они еще ничего не хотят, никуда не стремятся – им бы дома посидеть, книжку почитать или в игруху специализированную залипнуть, которые в основе своей сушат мозг. Кстати, есть достойные зарубежные игры для незрячих, но тут нужно языки знать, а "наш брат" не очень-то это дело уважает – дорого, говорит, иностранный учить. Мы же слепенькие – у нас должно быть все на халявку! А если бесплатно не получилось, значит, и не будем. В общем, каждый сидит в своем отдельно взятом мирке. С иностранным сегментом слепых, кстати, такая же история, а порой и хуже. В Германии, Японии или США предусматриваются такие социальные пакеты, что те вообще не покидают свою зону комфорта – эдакий all inclusive для слепых.
К сожалению, большинство слепцов не хотят развиваться и пробиваться. Считают себя священными хрупкими сосудами и не желают вылезать из своих домов.
— В обществе слепых тебе совсем неинтересно?
— С некоторыми – очень интересно! С креативными, адекватными и деятельными. Совместно с такими товарищами мы постоянно что-то организуем. Из последнего: я выступал в День молодежи — давал сольный концерт. Стараемся потихоньку разрушать шаблонное мнение о "слепнях". А если мыслить как стандартный слепой человек, то только и остается сидеть дома, читать книжки и тихо стареть. В хабаровском обществе слепых давно все законсервировалось и встало намертво: ничего никому не надо, все сидят по своим конурам, а организовать какое-нибудь мероприятие – это вообще целая история.