30 октября. Километр пути в такси в среднем по России за год подорожал почти на четверть: с 36 до 44 рублей, следует из свежей статистики Росстата. При этом, отмечают эксперты и представители отрасли, это еще не предел: наряду с общей инфляцией большой сюрприз всем, кто связан с такси, преподнесли китайские авто и массовый отток водителей. Чего ждать дальше обычным клиентам и на сколько еще могут повыситься цены до конца года, ИА AmurMedia рассказывает со ссылкой на "Парламентскую газету" (18+).
Как следует из статистики Росстата, в сентябре 2024 года километр пути в такси обходился в среднем по России в 44 рубля 93 копейки. При этом в январе он стоил 41 рубль и 10 копеек — почти на 10 процентов меньше. А в сентябре прошлого года стоимость километра пути равнялась 36 рублям 22 копейкам. Таким образом по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стоимость километра пути в такси выросла почти на четверть — на 24 процента.
По словам председателя межрегионального профсоюза "Таксист" Андрея Попкова, на стоимость километра повлиял целый ряд факторов. При этом, кроме стандартных и предсказуемых (общий уровень инфляции, удорожание топлива, запчастей и компонентов), есть в их числе и те, которые предвидеть оказалось сложно.
"Выяснилось, в частности, что китайские автомобили, которые у нас заполонили таксопарки, оставляют желать лучшего и слабо приспособлены к российским дорогам и российскому климату, — пояснил эксперт. — Фактически у нас срок эксплуатации автомобиля в такси сегодня сократился в два раза — если раньше у машины могло набежать и 250, и 300 тысяч километров, прежде чем она начинала нуждаться в капитальном ремонте или замене, то теперь — не более 150 тысяч. Соответственно, выросла частота ремонтов, что повлекло за собой дополнительные расходы".
Действительно, доля китайских автомобилей в таксопарках неуклонно растет начиная с 2023 года, когда абсолютное большинство европейских и некоторых других импортных брендов объявили об уходе с российского рынка. В частности, в июле 2023-го "Коммерсант" (18+) со ссылкой на транспортную компанию "ГТК-Холдинг" сообщал, что доля китайских авто увеличилась с 3 до 30 процентов. А судя по опубликованной в мае того же года статистике "ВТБ Лизинг", самой популярной машиной такси в России стала Chery Tiggo 4 взамен вовсе пропавшей из рейтинга Hyundai Solaris.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин, в свою очередь, в качестве одной из основных причин подорожания назвал запреты на работу мигрантов в такси, которые летом массово принимали власти российских регионов: в частности, Калужской, Липецкой, Новосибирской, Тульской и Челябинской областей, а также Камчатки, Крыма и Якутии.
"Зачастую, эти запреты сформулированы таким образом, что под них автоматически попадают в том числе, например, граждане Белоруссии, Армении, Киргизии, Казахстана и так далее, — подчеркнул Шапарин. — Конечно, это вызывает отток водителей, на фоне которого цены стремятся вверх".
Отметим, что на проблему дефицита кадров обращали внимание и ведущие агрегаторы. Так, на Восточном экономическом форуме — 2024 директор компании "Яндекс.Такси" по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти Антон Петраков прогнозировал, что к концу года дефицит может составить 130 тысяч шоферов, из-за чего стоимость такси может вырасти на "десятки процентов", особенно в часы пик и под конец года, когда спрос на услуги такси традиционно растет.
Однако опрошенные "Парламентской газетой" эксперты в своих прогнозах разошлись. Так, по словам Андрея Попкова, цены на такси к новогодним праздникам могут вырасти "как минимум" на 20 процентов. Антон Шапарин дал прогноз более мягкий: по его словам, повышение может составить от 4 до 10 процентов в зависимости от ситуации на рынке кадров.
"Если хотя бы частично не снять уже установленные региональные запреты и не облегчить водителям доступ к такси, повышение цен действительно грозит стать ощутимым, — подчеркнул эксперт. — С другой стороны — если такси вдруг подорожает сразу на 20 процентов, агрегаторы потеряют как минимум 10-12 процентов клиентов: просто не все найдут такие деньги, чтобы такси пользоваться, и пересядут на общественный транспорт. Соответственно, это обернется крупными финансовыми потерями и для шоферов, и для агрегатора, чего они допустить, конечно, не могут".