17 ноября 2022. Некоторые организации, предоставляющие финансовые услуги в Хабаровском крае, продолжают стабильно нарушать законодательство в сфере рекламы. Как сообщили в краевом управлении ФАС, в 2022 году по этому факту было возбуждено 22 административных дела. Несмотря на, казалось бы, солидные суммы штрафов, отдельные банки и микрофинансовые организации будто осознанно идут на риск и размещают рекламу, которая вводит в заблуждение. Как ни странно, мелкий шрифт и другие древние рекламные инструменты до сих пор работают, и суммы, которые приносят этим учреждениям невнимательные граждане, в разы превышают расходы на оплату штрафных санкций. Как краевой УФАС бдит за недобросовестными рекламодателями, и как понять, что перед вами чересчур хорошее предложение, рассказали сотрудники ведомства, сообщает ИА AmurMedia.
В Хабаровском крае, как и по всей стране различные финансовые услуги пользуются большим спросом, особенно среди физических лиц. Именно поэтому их реклама стоит на особом контроле федеральной антимонопольной службы, отмечает начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции краевого УФАС Оксана Власкина. На протяжении почти 20 лет организации, предоставляющие подобные услуги, привлекаются по одним и тем же нарушениям. Так, банки и МФО довольно часто умалчивают ключевые условия, которые могут повлиять на дальнейшие расходы потребителя.
Начальник отдела рекламы и недобросовестной конкуренции краевого УФАС Оксана Власкина. Фото: Денис Дю, ИА AmurMedia
Например, одну треть баннера может занимать привлекательная процентная ставка по вкладу займу или кредиту, а вторую — название банка или НФО. Информация о том, что нужно для получения этих условий, в лучшем случае будет написана где-нибудь внизу мелким шрифтом, а в худшем будет отсутствовать вовсе. Помимо микротекста авторы рекламы нередко прибегают к таким ходам, как скоротечная бегущая строка или короткое время трансляции, если речь идет об электронных баннерах и ТВ.
— Несмотря на то, что со стороны УФАС ведется работа по пресечению нарушений, их количество не уменьшается. В 2022 году нами было возбуждено 22 дела в отношении организаций, предоставляющих финансовые услуги. Из них шесть — банки, — отметила Оксана Власкина.
Как же должна выглядеть идеальная, по мнению УФАС, реклама финансовых услуг? На примерах из реальной практики специалист показала несколько наиболее распространенных видов недобросовестной рекламы и объяснила, что с ними не так.
Например, в Хабаровске на рекламных баннерах двух банков четко были видны только высокие проценты по вкладам. По словам Оксаны Власкиной, кроме него должна быть информация о минимальной сумме, с которой предоставляться указанная процентная ставка, максимальной сумме по накопительному счету, а также порядок выплаты процентов. Оба банка были привлечены к административной ответственности за размещение недобросовестной рекламы и получили штрафы.
Фактически, про словам специалистов, у рекламодателей остается два выхода: либо делать имиджевую рекламу, либо, если очень сильно хочется покрасоваться огромной цифрой и утереть нос конкурентам, прописать все условия, причем так, чтобы их можно было легко прочитать, что несомненно отразится на эстетике.
Что касается шрифтов, то в этом вопросе УФАС прибегла к помощи специалистов центра "Микрохирургии глаза". В заключении сказано, что размер шрифта на наружной рекламе должен быть не менее 7 см и обязательно контрастировать с фоном, чтобы максимально облегчить чтение даже относительно маленьких символов.
Что грозит организациям за несоблюдение рекламного законодательства? Для вышеописанных случаев предусмотрена статья 14.3 КоАП РФ. Для рекламы вкладов сумма штрафов варьируется от 100 до 500 тысяч рублей, для займов и кредитов — от 300 до 800 тысяч рублей. Причем для малого и среднего бизнеса условия демократичнее, чем для крупного. Если нарушение выявлено впервые все без исключения получают предупреждение. Но в случае, если нарушение повторяется, то объектам МСП облагаются штрафом как для должностного лица в размере 4 тысяч рублей. Крупный бизнес же платит по полной.
Однако, как подчеркнули в УФАС большие суммы пугают далеко не всех представителей рынка. Кто-то ходит оспаривать решения службы в суде, но оно, как правило, безрезультатно. А кто-то даже не заморачивается и просто платит, просто потому что даже максимальный штраф в разы меньше той выгоды, что в долгосрочной перспективе приносит подобная реклама.
— В нашей практике был банк, который мы штрафовали каждые три месяца. Дошли до максимально возможных 800 тысяч, так от него даже в суд никто не приходил. Банк просто платил и создавал новую рекламу. Сейчас этот банк уже не действует и подобные случаи прекратились, — поделилась Оксана Власикина.
Также представители УФАС обратили внимание на то, что в регионе стала чаще появляться реклама организаций, предоставляющих финансовые услуги, не имея на это законных оснований. Сотрудники управления просят жителей Хабаровского края перед обращением в микрофинансовые организации изучить их бэкграунд и проверить наличие документов.
Руководитель УФАС по Хабаровскому краю Татьяна Тютянина. Фото: Денис Дю, ИА AmurMedia
Организации в праве выдавать займы только если у них есть соответствующие лицензии и разрешения. Но главное — они должны быть зарегистрированы реестре субъектов рынка микрофинансирования Центрального Банка РФ, — прокомментировали в УФАС.
Не менее внимательно стоит относиться к рекламе ипотеки от застройщиков. Бывают случаи, когда у строительной компании заключены договоры с несколькими банками, но в рекламу для повышения интереса выводится только самый низкий процент, предоставляемый конкретным финансовым учреждением.
Актуальная для многих проблема навязчивой СМС-рекламы от банков также находится на контроле УФАС. По данным ведомства, значительная часть таких рассылок является незаконной. Для того, чтобы отправить вам СМС с рекламой очередного кредита у банка должно быть ваше письменное согласие. Если такового у вас нет или вы вовсе не являетесь клиентом, но сообщения все равно приходят, стоит обратиться с жалобой в управление.