В ДТП лучше не попадать: у дилеров дефицит деталей, а страховщики предлагают брать деньги

Из-за санкций у дилеров пустуют склады с запчастями, а страховые компании уговаривают клиентов на денежное возмещение убытков
Автосервис
Фото: ИА PrimaMedia

3 ноября 2022. Заменить поврежденные детали автомобиля на новые в Хабаровске становится все сложнее. Уже традиционно на повышение цен и рост дефицита оказывают влияние западные санкции, а в 2022 году к ним прибавился исход иностранных автопроизводителей с российского рынка. У дилеров, которые еще держатся, ветер гоняет пыль по полупустым складам. Отсюда вытекает еще одна проблема — в случае ДТП быстро починить автомобиль по гарантии почти нереально, из-за увеличенных сроков поставки нужных комплектующих. На этом фоне страховые компании вынуждены уговаривать автомобилистов переходить с натурального возмещения убытков, на денежное. Почему попадать в аварии в 2022 году стало в разы невыгоднее, и как обстоят дела на вторичном рынке запчастей в Хабаровске, разбирался корр ИА AmurMedia.

Устойчивая тенденция к росту спроса на автомобильные запчасти в России наблюдается с 2020 года, заявляют аналитики Авито (0+). И в III квартале 2022 года интерес к покупке запчастей продолжал двигаться вверх. Так, число приобретенных товаров в категории “Запчасти и аксессуары” на платформе выросло на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом средний чек покупки по России составил 6 840 рублей. В Хабаровске продажи запчастей выросли в три раза, а средний чек сделки в городе составил 8 400 рублей.

— Рост интереса к рынку автозапчастей объясняется разными факторами. Первый — сокращение ассортимента запчастей в продаже от автомобильных концернов и официальных автодилеров. Второе — автовладельцы особенно внимательно относятся к поддержанию исправного состояния машины, и стараются найти выгодные предложения на авторынке. Кроме того, пользователи стали чаще и больше покупать расходники для авто впрок. Для многих автовладельцев решением стали онлайн-площадки, — комментирует Александр Куроптев, руководитель категории “Запчасти и аксессуары” в Авито.

На вторичном рынке самым востребованным товаром среди российских покупателей стали кузовные детали. Их фактические продажи составили практически треть от всех продаж на площадке Авито. К слову, Хабаровск вошел в число городов, продемонстрировавших наибольший потребительский спрос именно на эту категорию запчастей.

Со вторичным рынком все более-менее понятно и предсказуемо. Предприимчивые коммерсанты, которые достанут вам ту или иную деталь по приятной цене, найдутся всегда. А если ваш автомобиль еще и старый, то с большой вероятностью какой-нибудь "распил" уже ждет вас во Владивостоке. Но тем, кто купил новый авто у официального дилера в надежде перекинуть на него хлопоты по поиску нужных деталей, подстерег неприятный сюрприз. После очередной волны политической напряженности часть крупных производителей решили пойти по пути наименьшего сопротивления и свернуть бизнес в России, а у оставшихся существенно оскудели складские запасы.

В этой связи страховщикам приходится идти на компромисс и убеждать клиентов соглашаться на денежное возмещение убытков.

По закону в случае ДТП срок ремонта по полису ОСАГО не должен превышать 30 дней. За задержку ремонта транспортного средства потерпевший вправе требовать со страховой компании неустойку в размере 1%.

В условиях тотального дефицита запчастей иностранного производства страховые компании понимают, что за этот срок​ ремонт пострадавшего в результате ДТП автомобиля закончен не будет и затянется на неизвестное время.

— На складах у дилеров и компаний, которые занимаются доставкой и последующей продажей, отсутствуют необходимые запчасти. А с учетом еще и долгой логистики при заказе запчастей срок их доставки увеличивается в 2-3 раза чем было ранее. Таким образом, учитывая ежедневное начисление процента по неустойке, натуральная форма возмещения вреда в виде ремонта становится необоснованно дорогой и экономически нецелесообразной, даже несмотря на то, что ЦБ предписал учитывать цены аналогов запчастей для оценки стоимости ремонта в ОСАГО, — отмечает директор Юридического бюро Центр Страховой Защиты, практикующий юрист Алексей Цветков.

Также дела обстоят и с добровольным страхованием автомобилей по КАСКО. По словам юриста, страховые компании все чаще стали прописывать в договоре способ возмещения вреда — денежная выплата по калькуляции страховщика, а не ремонт на СТО страховщика или у дилера, если машина еще на гарантии.

Получается, что это денежное возмещение затрат на ремонт в сложившихся условиях остается пусть не самым удобным, но зато относительно быстрым и выгодным способом решения проблемы починки автомобиля. Между тем, Алексей Цветков поясняет, что с 19 октября 2022 года в справочниках, по которым страховщики высчитывают сумму возмещения заметно поменялись цены.

По оценке Российского союза автостраховщиков, стоимость корзины часто бьющихся запчастей, рассчитываемая по новым справочникам, выросла по сравнению с предыдущей версией справочников сразу на​ 28,7%, — сказал эксперт.

То есть с одной стороны, учёт актуальных цен на запчасти позволяет автовладельцам получать соизмеримые выплаты после ДТП, которых должно хватать на восстановление автомобиля по нынешним расценкам. С другой — увеличение объемов выплат неизбежно потянуло цены полисов ОСАГО вверх.

Смотрите полную версию на сайте >>>


Следующая новость