16 августа 2021. Мелкий и средний бизнес под натиском более зажиточных компаний, которые получают поддержку государства, вынужденно покидает топливную сферу в Хабаровском крае. Не выдерживая конкуренцию с нефтяными тяжеловесами на торгах, частные АЗС массово закрываются или запускают процедуру банкротства. По одним оценкам, небольшие бензоколонки полностью "загнутся" в регионе максимум через год, есть и более пессимистический прогноз: частники “свернут шланги” всего через три месяца. Топливную ситуацию усугубляют рост железнодорожных тарифов и взлет общих цен на сырье и уже готовый бензин, сообщает корреспондент ИА AmurMedia.
Прежде чем говорить о нынешнем массовом закрытии частных АЗС, стоит вспомнить, что Хабаровский край в начале 2021 года уже пережил беспрецедентный топливный кризис. В конце января, начале февраля неожиданно появись очереди на заправках, самые ходовые марки бензина исчезли из прайсов, активизировались спекулянты, которые заломили цену до 130 рублей за литр 95-ого.
На фоне всеобщей неразберихи и социальной напряженности в очередях за бензином то и дело вспыхивали драки, люди начали заправляться впрок, приезжая на АЗС с канистрами и даже бочками. Местные представители отрасли объясняли происходящий коллапс поломкой на нефтеперерабатывающем заводе, экономисты во всех грехах обвиняли заправщиков, которые якобы не сделали необходимый запас топлива и в общем повели себя некомпетентно.
Кто виновен в "сухости" бензоколонок и каковы истинные причины бензинового тупика никто не озвучил до сих пор, шли разговоры даже об искусственном происхождении упомянутого кризиса. Как бы то ни было, его удалось побороть лишь к началу марта, правда в некоторых районах края перебои с топливом продолжались вплоть до середины апреля.
В контексте повествования необходимо выделить "красным", что именно мелкие АЗС спасли жителей регионов края во время февральских перебоев с топливом. В то время как крупные игроки в отдаленные села заходить не желают. Это связано с тем, что в этих местах на рентабельность выйти весьма сложно. Это выглядит минимум странно с учетом того, что "малыши" целиком зависят от них.
В конечном итоге, благодаря работе антикризисных комитетов и "ручному управлению" врио губернатора Хабаровского края, а также его личным встречам с президентом Владимиром Путиным и главой ПАО "НК Роснефть" Игорем Сечиным очереди на краевых АЗС и дефицит топлива все-таки исчезли.
На первый взгляд, механизмы поставок и закупок топлива существенно не изменились, но кризис все же внес свои правки в деятельность топливной сферы. Речь идет о том, что в разы сократилось количество лотов на покупку топлива на питерской бирже, а спрос никуда не делся.
Крупные компании, обладая большим ресурсом, остаются на плаву, позволяя себе побеждать на торгах и продавать бензин по себестоимости, а то и ниже. Малый и средний бизнес, в свою очередь, вынужден повышать цену за литр, чтобы компенсировать затраты на самовывоз, обслуживание бензозаправки и выплату зарплаты.
Не стоит забывать, что им еще и необходимо постоянно поддерживать рентабельность своих АЗС, вливая в них дополнительные деньги. В связи с разницей в пять, а то и выше рублей за литр бензина, рядовой водитель идет мимо частников, заправляясь у мастодонтов отрасли, которые продают за столько же, что и покупают. И где же тут выгода спросит читатель. Дело в том, что государственное управление заточено на сдерживание цен на бензин. По этой логике НПЗ-производители получают компенсацию из федеральной казны в виде 10 тысяч рублей за тонну переработанной нефти, частники же такого бонуса не имеют.
При этом за каждый "накрученный" рубль необходимо отчитываться в налоговой и органах антимонопольной службы, которая стала строже следить за частными АЗС после “спекулятивных” историй. Даже за несущественную несостыковку в отчетах предпринимателям грозит штраф с шестью нулями, такие прецеденты уже были в Ванинском и Советско-гаванском районах. Кстати, местные заправщики больше всех пострадали от топливного кризиса и продолжают терпеть убытки до сих пор. Корреспонденту информагентства удалось связаться с главами этих регионов и выяснить, как обстоят дела на сельских АЗС после полугодовой "победы" над топливным коллапсом. Например, первый заместитель главы администрации Ванинского района Вячеслав Бурдов уверен, что частников необходимо в буквальном смысле спасать, идя им на уступки при закупке топлива на биржевых торгах.
— Сейчас перебоев с топливом в Ванино не наблюдается, так же как и на подъездах к нему на придорожных заправках. Цена на бензин немного разнится, но это никак не сказывается на общей стабильности. Правда частники не выживут в условиях нынешних правил закупки. Я считаю, что для них необходимо ввести упрощенную процедуру закупки напрямую с нефтяных предприятияй по фиксированной цене и количеством продукта. Пусть они "без боя" пополняют свои колонки, а за излишек уже борются на бирже с конкурентами, — считает Вячеслав Бурдов.
По мнению собеседника, в первую очередь после ухода частников с топливного рынка пострадают обычные жители района: они будут вынуждены заправляться на АЗС крупных компаний, которые расположены на большом расстоянии от населенных пунктов. При этом не стоит забывать о том, что в города и веси низовья Амура, доставить горючее можно только по автодороге, а это 40-50 километров только в одну сторону. С мнением заместителя главы Ванинского района согласен руководитель администрации Советской Гавани Юрий Бухряков.
— Мы не имеем права вмешиваться в дела частников, нас касается обеспечение топливом лишь местных котельных, муниципальных автопарков и все. Но несмотря на это, с ценовой политикой на бензин необходимо, что-то делать. Не секрет, что сейчас уже несколько десятков предпринимателей были вынуждены запустить процедуру ликвидации топливных предприятий. Их цены не маржинальны они даже, повышая ценник на бензин, терпят убытки, даже "на ноль" не выходят, — рассказал Глава Советско-гаванского района.
Слова чиновника подтверждает предприниматель Павел Марченко, который более 26 лет посвятил топливной отрасли и пока руководит несколькими частными АЗС. Во время разговора собеседник подчеркнул, что до кризиса не было нужды договариваться о ценах и помогать друг другу в кругу конкурентов равного калибра.
— За годы проведенные на топливном рынке я наблюдал всякое: и дефицит топлива на заправках и перебои его поставок, но то, что творится сейчас попросту недопустимо! Крупные игроки рынка нещадно демпингуют цены на бензин, выбрасывая нас за борт. Я уже закрыл все ИП, что занимались АЗС остались лишь ООО, которые при таких раскладах тоже закроются максимум через год, такая же картина наблюдается с моими коллегами в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Не спасают даже негласные договоренности с конкурентами о единой ценовой политике, — делает неутешительный прогноз предприниматель.
Коллега Павла Марченко "по колонкам" Алексей Микелов, который руководит небольшой топливной компанией "Биксур-СВ", считает, что частные АЗС в регионе окончательно канут в лету еще раньше — через три месяца.
— После топливного коллапса мы до сих пор не можем оправиться. Нас начали добивать ковидные ограничения в начале 2020 года и вот теперь диктатура крупных компаний на топливной бирже. Они перебивают цену на торгах даже на местных НПЗ при том, что количество лотов ограничено: не более трех, а то и вообще выбирать не из чего — не по карману — вот и крутись, как хочешь. Про западные направления я вообще не говорю. Железнодорожные тарифы так выросли, что цистерна горючего по приезду к месту выгрузки воистину становится "золотой"! А здесь ее еще осушить надо и продать содержимое. По идее, перед законами рынка все равны, а на деле находятся те, кто немного "ровнее", — рассказал предприниматель.
Ранее информационное агентство писало, что новая схема поставок бензина с нефтеперерабатывающих предприятий может оказаться не только малоэффективной, но и вызывать увеличение розничной цены, но и стать причиной дефицита топлива в отдаленных и труднодоступных районах Хабаровского края. Ожидает ли дальневосточников очередная волна топливного кризиса неясно. Однозначно можно сказать лишь одно: бизнесмены уходят с арены топливного рынка и даже крупным нефтяным компаниям потребуется значительное время, чтобы занять их место и удовлетворить потребности перевозчиков.