К неожиданным выводам пришли политэксперты, обсуждавшие перспективы работы партии, которую намерены создать организаторы протетсного общественного движения "Голос Дальнего Востока". Чем движение лучше партии, и в чем именно таятся риски, высказали свое мнение в ходе заседания Делового клуба ИА AmurMedia политологи, блогеры и представители массмедиа, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
политолог, профессор кафедры истории и юриспруденции Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета
Автор фото: Официальный сайт АмГПГУ
— В "Голосе Дальнего Востока" настолько разношерстная публика, что не создано жесткое идеологическое ядро. Предполагается, что у общественного движения должна быть какая-то идея, а я не вижу такой идеи. Более того, от организатора сейчас прозвучало, что движение протестное, а протест— это состояние изначально деструктивное. Партия может существовать долгий период за счет какой-то протестности, но конструктив должен быть и должен быть внесен в уставную деятельность. В движении всё попроще, но тем не менее и там ядро должно быть.
На сегодняшний момент, как мы поняли, организаторы пытаются поймать за хвост мнение людей. Но мы понимаем, что им самим придется рано или поздно остановиться на какой-то определенной повестке дня, для которой нужны некие действия. Это вообще, я бы сказал, колоссальная задача. Она в принципе новая и удивительная для Хабаровского края, потому что инициатива идет снизу, от самих жителей. В России есть примеры создания таких общественных движений, но для Хабаровского края да и вообще на Дальнем Востоке это, я уверен, первая попытка снизу сделать из аполитичной среды что-то монолитное и организованное. И дело не в количестве. Пускай там только 30 человек будут ходить, но при этом ходить постоянно и отстаивать интересы людей в том ключе, в каком это делает блогер Каян, то оно, безусловно, будет иметь право на существование, хотя в большое политическое будущее движения я пока как-то не верю.
Партия же — это дорога в никуда. Партия создана жителями Хабаровского края, но у партий федеральный статус, а это значит, что проблемы Дальнего Востока и края будут рассматриваться по остаточному принципу.
политический консультант
Автор фото: из личного архива
- У движения "Голос Дальнего Востока", на мой взгляд, есть перспективы. Почему? Потому что партии никакой не будет, и это медицинский факт. Придется поэтому возвращаться к движению, к тем формам объединения граждан, которые реальны в соответствии с нашим законодательством, нашей практикой политической. В отличие от партии, которая является достаточно зарегулированным инструментом - нужно участвовать в определенном количестве выборов в куче регионов РФ, иначе вас закроют - общественное движение может существовать в региональном формате и не так жестко ограничено. В рамках такого общественного объединения можно защищать интересы жителей определенного региона или нескольких регионов, или федерального округа и даже быть субъектом выдвижения кандидатов на муниципальных выборах.
В принципе нет ничего удивительного в том, что политики пытаются получить дивиденды от такого яркого события, как протесты в Хабаровском крае. Другое дело, что партия подразумевает какую-то общую идеологию, интересы, а по этому поводу к организаторам множество вопросов.
Но самое главное, если теоретически создать и зарегистрировать партию можно, то практика такова, что невозможно это сделать без согласия Администрации президента. То есть это невозможно, потому что это невозможно в принципе. Поэтому есть только три варианта: либо коллеги согласовали создание своей партии в Администрации президента, и у администрации и внутриполитического блока есть виды на эту партию, к примеру, чтобы институциализировать и задавить хабаровский протест. Либо уважаемые депутаты не понимают, что можно и что нельзя, и тогда они наивные люди. Либо коллеги все понимают, и рассчитывают, что история с партией принесет им политические дивиденды.
блогер, политобозреватель
Автор фото: ИА AmurMedia
— "Голос Дальнего Востока" был создан на волне хайпа, протеста, который продолжается до сих пор. Понятно, что сейчас он потихоньку угасает, но тогда движение было на пике, и ребята, молодцы, не растерялись и создали это движение. Другое дело, молчали два месяца, а за два месяца можно много что сделать, если есть инициатива. Ну вот, видимо, движение сделали и стали думать, что дальше, и это ввело, кажется, в ступор. Думали-думали и решили сделать партию. При этом членом движения стать проще, чем членом партии. И в Хабаровском крае движение может оказаться эффективнее, чем партия. Поэтому, на мой взгляд, движение более перспективно. Во-первых, в "Голосе Дальнего Востока" будут в основном дальневосточники, а не москвичи, а мы видели, как люди в соцсетях отнеслись к тому, что в партии будут люди из Москвы. Во-вторых, если раньше люди выходили только за Фургала, то сейчас звучат различные лозунги, смысл которых в призыве к Москве услышать хабаровчан. И, возможно, лидеры движения могут стать теми людьми, с которыми власть захочет разговаривать. Может быть, у федеральной власти есть запрос на лидеров, чтобы повестку перехватить. Почему бы и нет?
заместитель генерального директора медиахолдинга PrimaMedia, руководитель ИА AmurMedia
Автор фото: ИА AmurMedia
— Все наши эксперты говорят о том, что движение "Голос Дальнего Востока" востребовано, но нуждается в доработке. Это важно для жителей, всех, кто поверил в это движение. Что касается создания партии, то многих насторожили участники. Во-первых москвичи, причем один из них даже придерживался националистических взглядов. Это вызвало неоднозначную реакцию. Во-вторых, возникли опасения, что москвичи просто используют, простите за сленг, жителей Хабаровского края и потом за счет численности, а понятно, что Москва и Питер многочисленнее, перехватят лидерство и на этой волне будут участвовать на выборах в Госдуму и так далее.
блогер, один из создателей общественного движения в Хабаровском крае "Голос Дальнего Востока"
Автор фото: сайт гордумы Хабаровска
- Когда мы с Петром (Емельяновым) вышли из ЛДПР, мы очень присматривались и прислушивались к мнению людей. Тогда негатив был по отношению к ЛДПР за то, что они не высказались против увольнения Фургала в связи с утратой доверия. Все сказали, надо выходить, и мы с Петром вышли. Нас похвалили, молодцы, а через 5 минут заговорили о том, что надо создавать что-то свое - движение. Мы посовещались, создали движение, начали встречаться с людьми. Люди нам поаплодировали, а потом говорят: а почему движение-то, давайте партию, чтоб наш регион представлять. Мы опять посидели посовещались и решили создать партию. И как раз цель прошедшей пресс-конференции - заявить о создании партии. Это некий дедлайн, чтобы партия была зарегистрирована именно в этом году. Почему такое название "Правый патриотический фронт"? Потому что федеральный закон запрещает создавать партии по региональному принципу. И хочу еще раз напомнить, партия еще не создана. Сейчас только поехали документы в Минюст подавать. Что касается членов партии, скажу, что мы общались с разными людьми из 54 регионов страны, и некоторые из них сейчас находятся в составе других партий, поэтому пока не могу назвать конкретных людей. Но это люди медийные.
Движение "Голос Дальнего Востока" остается и будет существовать параллельно с партией. На сайт уже поступило более 5000 заявок. К сожалению, до сих пор какого-то объединяющего начала у движения нет. Во-первых, короткий срок прошел, и за два месяца мы пообщались с очень многими людьми, очень многими объединениями, и у всех, ка выяснилось, разные взгляды. Это, по сути, народное движение, а народ у нас, как известно, не склонен к какому-то общему мнению.
Правда, есть одна объединяющая идея. Подсмотренная у губернатора Аляски Джея Хаммонда: всем жителям платят дивиденды от добычи нефти из специального фонда. Там есть, конечно, некоторые условия, но в целом. Вот эта идея оказалась по душе всем дальневосточникам независимо от их политических взглядов.