В Хабаровском крае сняты ограничения с работы предприятий в различных отраслях. Бизнесу пришлось подстроиться под новую реальность и найти возможности для продолжения своей деятельности в непростой период. Предприниматели Хабаровского края рассказали, с какими трудностями столкнулись и какую помощь получили для поддержания на плаву своих предприятий.
— Как мы это пережили? Тяжело. Продовольственные товары всегда покупаются. Промышленные — нет. Магазины были закрыты, люди боялись покупать, — рассказал Сергей Бахов, руководитель ООО "Баск-Пластик".
Предприятие Сергея Бахова уже 20 лет занимается производством пластиковых изделий. Численность персонала — 15 человек. Во время пандемии пришлось частично остановить производство, но все-таки предприятие работало:
— Часть изделий попала в категорию социально-значимых. Посадку лесов не остановишь. Если их надо садить весной, значит оборудование необходимо весной, а не летом.
На вопрос о поддержке со стороны государства Сергей ответил, что в список "пострадавших" отраслей его предприятие не входило, помощи ждать было неоткуда. Однако, он решил обратиться в Фонд поддержки малого предпринимательства. Там он получил помощь в виде микрозайма "АнтиCOVID". Фонд оказывал поддержку организациям, на деятельность которых повлияла пандемия. Полученные денежные средства пошли на закупку оборудования для предприятия.
Строительно-монтажная компания ООО "Эверест", начавшая свою деятельность в 2014 году, также столкнулась со сложностями:
— Большинство поставок и закупок оборудования для предприятия осуществляется через западный регион, поэтому были задержки от поставщиков, — поделился Максим Вальтер, директор ООО "Эверест".
Организация Максима Вальтера работает на тепловых электростанциях, основным ее заказчиком является АО "Дальневосточная генерирующая компания". Общая численность персонала — 70 человек. Для поддержания своей деятельности организация воспользовалась поддержкой от Гарантийного фонда, который выступил поручителем для кредита. Гарантийный фонд так же, как и Фонд поддержки малого предпринимательства, является организацией инфраструктуры поддержки ЦОУ "Мой бизнес". Предприятие Максима Вальтера воспользовалось полученной суммой средств для выполнения контрактов.
Пандемия затронула разные сферы. Где искала помощи сеть детского развития "ЛучиKIDS" (детский сад "Лучик", продлёнка и детский центр "Потомучка"), рассказала Марина Зо, директор.
— Первым делом мы обратились к нашим лояльным клиентам-родителям. Они согласились выплатить 50% в счёт будущих услуг. Полученная сумма пошла на оплату работы сотрудников. Обратились и к арендодателям, один из которых полностью снял арендную плату за апрель и май.
Также Марина Зо рассказала, что ее организация подала заявку на возмещение расходов на дезинфекцию во время пандемии (субсидия от администрации города Хабаровска).
— Пока еще деньги не получили, но мы звонили — заявку уже одобрили.
С началом пандемии сеть "ЛучиKIDS" перевела занятия вокальной и театральной студии в онлайн. Чтобы улучшить проект, организация решила воспользоваться поддержкой ЦОУ "Мой бизнес", который разработал марафон для предпринимателей, занятых в сфере дошкольного и дополнительного образования. Там учили, как создавать онлайн-продукт.

Марина Зо, руководитель сети детского развития "ЛучиKIDS" (в центре). Фото: Фото: ЦОУ "Мой бизнес"
— Мы всегда думали, мечтали об этом, но никогда не работали в таком формате. Применив полученные знания, мы смогли прокачать наш проект и построить маркетинговую стратегию, рассчитать необходимые вложения, прибыль и выпустить успешный онлайн-продукт, — рассказала Марина Зо.
Как же работалось самому центру "Мой бизнес", который помогал предприятиям во время пандемии? ЦОУ "Мой бизнес" — проект федерального уровня, уже 2 года он оказывает поддержку организациям разных регионов страны, а с 2019 года действует и в Хабаровском крае. В сложный период важно проявить мобильность, вовремя подстроиться под внешние условия. Центру "Мой бизнес" это удалось.
О работе в период самоизоляции и оказанных мерах поддержки рассказала Антонина Потапова, директор ЦОУ "Мой бизнес".
— Мы достаточно быстро перевели все наши услуги в онлайн-формат. "Работа с предпринимателями происходила дистанционно", — начала Антонина Потапова.
На базе центра была организована горячая линия по антикризисным мерам поддержки предпринимателей. Количество звонков по этой "горячей" во всех смыслах линии достигало 70-90 обращений в день вплоть до июня. Наиболее частыми были вопросы правового характера: о признании форс-мажорной ситуации, работе с арендодателями, мерах поддержки предпринимателей и т.д.
За полгода интенсивной работы центр зарегистрировал более 1500 обращений, среди которых были вопросы о юридических, бухгалтерских аспектах ведения деятельности, а также о переводе работы предприятий в онлайн-формат.

Антонина Потапова, директор ЦОУ "Мой бизнес". Фото: Фото: Из архива ЦОУ "Мой бизнес"
— К счастью, у нас много специалистов, которые помогли предпринимателям разобраться в волновавших их проблемах, — продолжила директор Центра.
Самой востребованной мерой поддержки стала услуга по продвижению (в условиях пандемии). Уже 138 предпринимателей воспользовалось этой мерой поддержки. Центр разрабатывал комплекс маркетинговых услуг для повышения спроса на продукцию или услуги организаций, а также взял на себя компенсацию расходов на продвижение.
Среди предпринимателей также пользуются спросом меры поддержки по участию в государственных закупках и консультационные услуги.
Для тех, кто еще не обращался в центр "Мой бизнес", полезно узнать о бесплатных консультациях практикующих специалистов, где можно задать вопрос юристу, бухгалтеру, экономисту, а также получить ответы по вопросам, связанным с кадровым делом и работе с госзакупками. Специалист определяет проблему, причины её возникновения и разрабатывает варианты решения. Получить бесплатную консультацию можно как на личной встрече, так и онлайн, что удобно для предприятий удалённых районов Хабаровского края.
— Как показывает практика, спрос на услуги нашего Центра растёт, что говорит о его востребованности и эффективности, — подытожила Антонина Потапова.

На мероприятиях ЦОУ "Мой бизнес". Фото: Фото: ЦОУ "Мой бизнес"
Кроме перечисленных услуг, центр "Мой бизнес" проводит образовательные мероприятия разных уровней: от выбора идеи до её реализации и масштабирования бизнеса. Их проводят бизнес-тренеры Корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также эксперты и консультанты, имеющие предпринимательский опыт. Обучение подходит как для начинающих предпринимателей, так и для опытных бизнесменов, которые хотят улучшить финансовые и иные показатели деятельности своего предприятия.
Ближайший бесплатный вебинар пройдет 9 сентября. О подготовке к проверке трудовой инспекцией и внедрении риск-ориентированного подхода в проверках расскажет Анна Отрешко, практикующий юрист в области трудовых правоотношений, охраны труда с опытом более 12 лет. Ознакомиться с программой вебинара и записаться можно здесь "Как подготовиться к проверке трудовой инспекцией, чтобы избежать штрафов. Внедрение риск-ориентированного подхода в проверках ГИТ" (18+)