Туризм в Хабаровском крае, как и в любой точке планеты, мог бы стать значимым источником пополнения местного бюджета, не говоря уже о популярности среди отечественных отпускников и зарубежных путешественников. Но пока это лишь тезисы, которые толком не претворяются в жизнь многие годы. С предпринимателями, общественниками и функционерами отрасли поговорили корреспонденты ИА AmurMedia.
Вначале немного статистики
Согласно официальным статистическим данным, с 2017 по 2019 годы количество российских туристов, посетивших Хабаровский край, увеличилось крайне незначительно (2017 — 537, 2018 — 541, 2019 — 571 тысяч человек соответственно). При этом по абсолютным числам в те же годы соседнему Приморскому краю Хабаровский регион уступает в 7-7,5 раз (2017 — 3535, 2018 — 3720, 2019 — 4058 тысяч человек соответственно).
Количество российских туристов (тыс. чел.) | ||||
№ п/п | Регион | 2017 | 2018 | 2019 |
1 | Приморский край | 3535 | 3720 | 4058 |
2 | Хабаровский край | 537,01 | 541,45 | 571,02 |
3 | Сахалинская область | 246,1 | - | 280 |
4 | Саха (Якутия) | 185,9 | - | - |
5 | Камчатский край | 141,3 | 190,4 | 204 |
6 | Амурская область | 31,9 | 41,5 | - |
Количество иностранных туристов (тыс. чел.) | ||||
1 | Приморский край | 517,9 | 778,6 | 941, 5 |
2 | Амурская область | 64,9 | 58 | - |
3 | Хабаровский край | 47,85 | 55,37 | 74,98 |
3 | Сахалинская область | 15 | - | 25 |
4 | Саха (Якутия) | 4,9 | - | - |
5 | Камчатский край | 13,9 | 24,6 | 36 |
Много говорим о процессе, а результатов как не было, так и нет
Предприниматели (а в крае зарегистрировано более 230 действующих туркомпаний и агентств) отмечают, что подходы к привлечению туристов и к развитию туристической отрасли, которые применяют региональные структуру, нуждаются в обновлении. Больше говорят о процессе, а результатов хороших нет. По мнению тех, кто в существующих условиях на собственных ресурсах пытается популяризировать край, приоритеты в развитии не раставлены, точки роста и точки притяжения туристов чётко не определены.
Хабаровский писатель, путешественник, член Русского географического общества Александр Леонкин сходу перечисляет только первые пришедшие на ум достопримечательности, которые могли бы стать популярными туристическими объектами, как аналогичные в других регионах и странах, но добираются туда по-прежнему разве что редкие "дикари" на внедорожниках.
— Недалеко от Хабаровска есть три горячих источника. В Японии возле таких строят комплексы из отелей и ресторанов, у нас это лужи в лесу. Петроглифы Сикачи-Аляна можно увезти ночью на дачу, для массового туриста нет транспортной доступности, а в Азербайджане и Киргизии возле них стоят музеи, исследовательские центры, есть охрана и экскурсоводы. Об Амурских столбах у села Нижнетамбовское никто не знает, а в Красноярске такое же природное явление вошло в тройку самых посещаемых достопримечательностей России… — перечисляет Александр Леонкин.
Хабаровский край по территории сравним с Турцией, где туризм давно стал одним из главных источников процветания страны. Очевидно, что в амурской тайге с ее коротким северным летом и ледяным безмолвием большей части года не вырастут курорты из гранита и мрамора с идеально вышколенным персоналом и разнообразными развлечениями на любой вкус и возраст. Но возвести возле интересных с точки зрения путешественника природных объектов стандартные пансионаты хотя бы в советских традициях "просто, но чисто" вполне по силам, была бы воля. А ее, отмечают предприниматели, как будто и нет.
— В крае много интересных объектов показа, но не хватает загородных баз отдыха, мест размещения и развлечения. В первую очередь нужна финансовая поддержка от государства, дольше и шире, чем пока есть. Продуктов сформировано достаточно, в том числе по внутреннему туризму, — рассказала Ирина Кушнарева, президент некоммерческой организации "Дальневосточная региональная ассоциация туризма".
Нужно, чтоб ехали в Хабаровский край, а не просто транзитом
Среди ключевых субъектов ДФО Хабаровский край, несмотря на высокие цифры посещаемости в статистических отчетах, нельзя назвать лидером туристической отрасли. Регион просто находится в центре транспортных коммуникаций, служит транспортным узлом, поэтому создается впечатление активного посещения. Хотя Хабаровский край по турпотоку стоит на втором месте среди ДВ-регионов, по большей части это просто место пересадки в Приморье, на Сахалин, Камчатку и другие субъекты. Да и по этому направлению цифры могли быть в разы больше, если бы требование о субсидировании авиаперелетов перед федеральным центром продвигалось актвнее. Пенсионеры и школьники, которым в сезон выдают очень скромное количество льготных билетов и далеко не все авиакомпании, не станут ядром развития туризма в регионе просто по причине своей малочисленности.
— Приведу пример Хакасии, куда сейчас летают полные самолеты из Москвы. Очевидно, на правительственном уровне это направление продвигают вместе с крупным федеральным туроператором. Нам необходимы постоянно субсидируемые перелеты, а не только те льготные категории, которые есть сейчас, — говорит Инна Гуреева, руководитель туркомпании "Вояж".
В последние годы все чаще в разговорах (увы, все еще только разговорах!) о развитии краевого туризма звучит загадочное, манящее слово Шантары. Редкий житель края о них слышал, а видели и вовсе единицы из числа хорошо обеспеченных или настолько влюбленных в родную природу поклонников экстрима, кто готовы копить годами на вертолетную перевозку частной компанией в дикие условия.
Стойки с фотографиями на выставках не помогают
Современному туристу даже с ограниченными доходами (а таких в России по-прежнему большинство и изменений не предвидится) сегодня недостаточно палатки, котелка и томика Бродского. Отдыхающие хотят на отдыхе отдыхать, а не варить обед из принесенных в рюкзаке консервов у шалаша в непроходимых зарослях, прислушиваясь к шастающим по родному лесу медведям. Спать в кроватях за крепкими стенами, пользоваться хотя бы элементарными удобствами из фаянса и хрома. На такой отдых многие дальневосточники, равно как и жители других территорий страны, готовы копить весь год. Другое дело, что обо всех затерявшихся в пространстве региона красотах не знают ни те, ни другие. Очевидно, туристические возможности края нуждаются в продвижении за его пределами. И организовывать рекламный процесс необходимо на самом высоком, пожалуй, даже государственном уровне.Пока же, по мнению тех, кто участвует в профильных выставках, достигается разве что обратный эффект, особенно в сравнении с более качественной работой соседей по федеральному округу.
— Необходимо презентовать Хабаровский край на различных мероприятиях чаще и авторитетнее. Причем так, чтобы действительно заинтересовать. Пока же на тех выставках, где я бываю, наши стенды — просто стойки с фотографиями, даже нельзя сравнить с той же Камчаткой или Сахалином, где они устраивают настоящие интерактивные шоу, — говорит Ирина Кушнарева.
Иными словами, одно дело, когда реклама звучит от предпринимателя, заинтересованного в элементарной продаже своих услуг, и совсем другое звучание получает презентация туристических красот региона, если цель процесса — геополитическая и инвестиционная привлекательность Хабаровского края.
Нам нужен туристический символ
У Хабаровского края до сих пор нет своего туристического символа, как тульский самовар, московский Кремль или памятник затопленным кораблям на набережной Севастополя. Если считать таковым обративший на себя наконец-то внимание Шантарский архипелаг, то в первую очередь необходимо обеспечить к нему транспортную доступность и привести к каким-то разумным цифрам ее стоимость. Пока же острова остаются сусликом, которого никто не видел, а он есть.
Одним из центральных пунктов туризма в любой точке мира являются ее водоемы и артерии. Одна из крупнейших рек России — Амур-батюшка, сегодня непривычно тих и пуст. Старожилы вспоминают, что еще считанные десятилетия назад увидеть его таким нельзя было ни днем, ни ночью. Сегодня от центральной набережной изредка отчаливают последние ржавые "трамвайчики" к дачным участкам левом берегу, дни их сочтены.
— По Амуру ходить сейчас не на чем. Когда еще были пароходы, мы ходили в Николаевск-на-Амуре, с заходом в национальные села, где гостей встречали с культурной программой, устраивали недельные круизы и туры, это было очень популярно и интересно. Сейчас закупать или строить новые плавсредства очень дорого, а потому для бизнеса невыгодно, короткий сезон, так что этот туризм сошел на нет, — рассказала Инна Гуреева.
От Урала до Калининграда население России все еще путает Дальний Восток с Сибирью, воспринимая большую половину страны как край непуганых медведей в зеленом море тайги. В последние недели о Хабаровске узнала вся страна. Повод, правда, оказался не совсем в векторе туристической привлекательности. Однако им вполне можно было бы (и до сих пор не поздно) воспользоваться с самими благими намерениями и результатами. Жители страны без сомнения приехали бы познакомиться с неведомым дотоле краем. Виновны не только авиаперевозчики, которые взвинчивают все менее адекватные тарифы на дальневосточное направление, но и полное отсутствие пиара территории, чем должен заниматься регион.
Хабаровский край имеет фору в виде географического положения, был он и столицей ДФО, но и столичный статус не изменил ситуации с региональным туризмом. По сути, сегодня от переноса номинального столичного статуса ничего не изменилось. Разве что приморцы получили моральное удовлетворение, да зарубежные авиакомпании перевели часть рейсов из Хабаровска во Владивосток, а остальная страна об этом и не узнала.
Не цеплять туризм балластом
Сегодня на самом высоком уровне нам предлагают обращаться к памяти предков, искать скрепы современности в дремучей старине. Первобытный человек не ждал из дальних галактик полные тарелки дармового добра, а брал от природы то, что она вырастила к его появлению и постепенно возводил из камней и палок свое нехитрое процветание.
Очевидно, до тех пор, пока туризм будут цеплять балластом к длинному списку декларируемых малозначительными, а по факту центробежных явлений (культура, спорт, молодежь) в названиях и построении профильных структур, дальневосточники будут стремиться работать на отдых за рубежом, где их ждут и встречают с радостью и комфортом, а жить поближе к этому всему. Чтобы удержать регион от вымирания и привлечь сюда людей для пополнения и населения, и бюджета, стоит все-таки не только это декларировать, но и хоть что-то делать.
Кстати
В ходе видеоконференции "От Сикачи-Аляна до Шантар", состоявшейся в Деловом клубе AmurMedia, бизнесмены и чиновники обсудили меры, которые должны войти в программу быстрого посткризисного восстановления туристической отрасли. В целом эксперты согласились, что Хабаровский край в ближайшие годы не станет местом притяжения массового туриста. А для приезжих с западного направления необходимо установить полноценные, — а не только, как сейчас, в весьма ограниченных количествах — субсидированные тарифы на перелет в регион, куда толком не ступала, а без принятых мер и не ступит, нога среднестатистического путешественника при всей его любви и интересу к своей большой Родине.
Полная версия онлайн-мероприятия — в видео.
Видеозапись прошедших онлайн-мероприятий проекта "Деловой клуб AmurMedia" и текстовые публикации можно найти, перейдя по ссылке.