Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев вступил в должность всего десять дней назад — и активно взялся за решение наболевших вопросов. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков уже отметил, что новый глава региона действует "весьма энергично". К примеру, Дегтярев заявил, что решит вопрос с ценами на бензин с помощью ФАС. Правда, эксперты-экономисты считают — корни проблемы уходят гораздо глубже.
Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев заявил, что намерен разобраться со стоимостью бензина в регионе с помощью Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ).
"Передаю поручение сотрудникам (представителям правительства Хабаровского края) с ФАС поработать. ФАС — это дамоклов меч государства, чтобы прекращать, пресекать картельные сговоры", — цитирует Дегтярева "Интерфакс".
В свою очередь, отраслевые эксперты считают, что дело вовсе не в картельном сговоре. Во-первых, рост цен — минимальный, и, по сути, сейчас тему выносят на поверхность популисты и независимые сети, которые не хотят покупать бензин на бирже по рыночным ценам. В целом же, ситуация с топливом на Дальнем Востоке вызывает вопросы на протяжении многих лет. Очевидно, что в основе текущих проблем лежат фундаментальные факторы.
По мнению президента Независимого топливного союза (НТС) Дмитрия Гусева, сильнее всего на ситуацию влияет малое количество перерабатывающих мощностей на Дальнем Востоке. При этом стабильно снабжать топливом требуется огромный регион, что существенно удорожает транспортировку нефтепродуктов. Если в Москве цена логистики за литр бензина — 1,8 рубля, то во Владивостоке показатель достигает уже 3,7 рубля, а в Южно-Сахалинске (куда топливо завозится только по морю) — и вовсе 6,2 рубля за литр.
"Любой нефтяник знает, что розничная маржа — прибыль от продажи топлива на Сахалине, к примеру, — минимальная. Если называть вещи своими именами, это работа в ноль. При недостатке нефтеперерабатывающих мощностей в регионе никто не хочет связываться и нести убытки. Только госкомпании обеспечивают бесперебойные поставки. Фактически, они выполняют социальную функцию, обеспечивая в полном объеме потребление в регионе", — пояснил директор "Инфо-ТЭК Терминал" Рустам Танкаев.
Ситуацию усугубляет крайне жёсткая политика государства в отношении нефтеперерабатывающих компаний — доля налогов и акцизов в стоимости литра бензина достигает 70-80%. Также, согласно распоряжению правительства, крупные компании поставляют значительные объёмы нефтепродуктов на биржу, а независимым АЗС выгодней покупать топливо на нефтебазах, и они не хотят мириться с тем, что им предлагается осуществлять закупки на рыночных условиях.
Конечно, в период низких цен на нефть, когда резко снизилась экспортная пошлина, "независимые" сети получали сверхприбыли. Теперь ситуация изменилась, а они пытаются сохранить маржу.
Яркий пример — сеть "Трансбункера" в Хабаровском крае, реализующая топливо как раз в Ванинском районе, жители которого считают, что цены неоправданно выросли.. Рост цен на заправках, предположительно, связан с желанием владельцев сохранить маржу.
Ещё одна проблема независимых сетей — отсутствие плановости закупок, считает президент НТС. В случае с мелкооптовыми закупками необходимо за 2-3 недели до месяца поставки отправить производителю заявки с указанием объемов. Они включаются в производственный план и выполняются равномерно. Если не планировать — велика вероятность, что объёмов топлива на компанию не дадут. Зачастую с этим связано недостаточность предложения в мелкооптовом сегменте— невыполнение производственных планов из-за отсутствия заявок, пояснил эксперт.
Однако многие игроки рынка предпочитают лёгкий способ решения проблем — повышая розничные цены, переложить затраты на потребителя, подогревая народное возмущение, отметил Гусев.
"Популисты не раз уже использовали ситуацию на топливном рынке Дальнего Востока, чтобы заработать себе очки. Сложные фискальные системы, меняющееся законодательство, большие социальные обязательства крупных игроков — все это предоставляет хорошую почву для спекуляций", — отметил Дмитрий Гусев.
По мнению Гусева, для того, чтобы стабилизировать ситуацию с ценами на бензин, надо кардинальным образом пересмотреть условия, в которых существует сейчас нефтяная отрасль.
"У нас ведь потолок планирования сократился с нескольких лет до нескольких месяцев — все постоянно ждут, какие новые ограничения и налоги введет правительство. В отрасль слишком сильно вмешиваются, Рано или поздно это может просто убить отрасль", — предполагает президент Независимого топливного союза.