В деле Фургала в первую очередь следует говорить об уголовной подоплеке, а не о политической. Это и делает его таким резонансным. Тем не менее, политологи считают, что этот факт все-таки может повлиять на всплеск протестной активности, что в свою очередь окажет негативное влияние как на самого губернатора, так и на общее положении дел в регионе, передает корр. ИА AmurMedia.
— Думаю, что в первую очередь следует говорить не о политической, а об уголовной подоплеке сегодняшнего задержания губернатора Хабаровского края. Следствие выявило сокрытые от достояния общественности факты в биографии губернатора, в связи с чем и произошла сегодняшняя операция, — говорит политолог, директор департамента региональных программ Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ) Дарья Кислицына. — А столь резонансным это событие стало, потому что речь шла не об экономических преступлениях, а о человеческих жизнях.
Тем не менее, громкое задержание губернатора по столь серьезному поводу не сможет не повлиять на социально-политическую обстановку в регионе. Именно поэтому эксперты советуют быть осторожней в суждениях и оценках происходящего до тех пор, пока ситуация более-менее не прояснится.
— Кейс Фургала выбивается из общей массы арестов и отставок прочих губернаторов. Хотя бы инкриминируемым ему составом преступления. В большинстве случаев, когда маховик репрессивной системы затрагивал губернаторов, речь, как правило, шла о взятках или превышении должностных полномочий — составах, которые при желании можно инкриминировать любому главе региона в силу специфики должности и широкому трактованию правоприменительной практики, — считает политолог Сергей Гребенюк.
Это явно не тот случай, когда следствие возбуждает дело по первой попавшейся статье в попытках в рамках расследования найти фактуру для отстранения от должности или посадки. Тем более, в случае с Фургалом, понимая, что это вызовет разгон протестных настроений и клинч с ЛДПР — одной из немногих парламентских партий, от и до поддержавших конституционную реформу. С позиции политической целесообразности, полагаю, как раз было выгодней, наоборот, позволить Фургалу доработать свой срок или спокойно избраться в Госдуму в электоральном цикле 2021 года. Поэтому попытки политизировать дело, как мне кажется, совсем не уместны.
Политический консультант, руководитель "Политической экспертной группы", автор "Индекса избираемости глав субъектов РФ" Константин Калачев уверен, что следственные действия в отношении губернатора Хабаровского края — не что иное, как демонстрация силы со стороны федерального центра. И демонстрация эта отнюдь не узконаправленная. Это некий "звоночек" для участников предстоящих губернаторских выборов во всех регионах.
— Я думаю, что на сегодняшний день преждевременно говорить о том, как дальше будет развиваться ситуация. Мы видим, что ЛДПР в лице Жириновского готова по полной программе защищать Фургала. Я лишь отмечу, что если человек был краевым депутатом, если человек трижды избирался депутатом Государственной думы, если ему предлагали стать вице-губернатором, значит человек был на виду, значит его проверяли не один раз, значит он был в фокусе внимания. Любые выборы неизбежно связанны с "войной компроматов", но мы ничего не знаем о компромате, который вбрасывался по Фургалу. Любые выборы федеральные означают проверку соответствующих структур. Тогда возникает вопрос: каким образом проводилась эта проверка, если организатор преступной группировки мог три раза избираться в Государственную думу? — рассуждает Константин Калачев. — Самое главное — сейчас сложно отказаться от версии, что мы видим не торжество закона, а демонстрацию всем остальным, что может быть с человеком, который, как кажется кому-то в Москве, не соблюдает правила. У нас в этом году 18 выборов губернаторов в России, и соответственно, очевидно, что далеко не во всех регионах кандидатов, поддержанных Кремлем, или, можно сказать даже, выдвинутых федеральным центром, все идеально. Эта ситуация требует серьезного внимания, поскольку задержание Фургала происходит как раз накануне губернаторских выборов и может выглядеть как сигнал региональным элитам и вообще, как следствие общего завинчивания гаек.
Говорить о том, что дело сугубо уголовное, весьма сложно. Понятно, что если для задержании губернатора Фургала у правоохранительных органов были серьезные основания, то силовики должны убедительно предъявить основания общественному мнению. В общем, я думаю, те эксперты, которые сейчас будут говорить, что это сугубо уголовное дело, вынуждены кривить душой. У этого дела есть политическая составляющая. Другое дело — каков ее размер.
Не стоит упрощать ситуацию, но если вспомнить про те проблемы, которые были у господина Ишаева, проблемы, связанные со все той же историей выборов господина Шпорта, если вспомнить, что Хабаровский край — это не просто регион, это очень серьезная составляющая ДФО, за повышение управляемости которой отвечают очень серьезные люди, то можно предположить, что Фургал попал под жернова по совокупности причин. Возможно, его прошлое не безупречно, но проблемы в настоящем связаны с его сегодняшней деятельностью.