Распространившееся в телеграмм-каналах на этой неделе письмо министра экономического развития Хабаровского края, рекомендующее предприятиям и ведомствам рассмотреть возможность заключить договоры с телекомпанией "Губерния", взорвало соцсети и растревожило общественность. При этом финансовое бедствие в период пандемии терпят все СМИ края. Почему именно этот телеканал удостоился такого внимания краевого правительства и может ли такой инструмент оказать поддержку другим предприятиям отрасли, выясняло ИА AmurMedia.
Раннее ИА AmurMedia уже сообщало, что в тяжёлой финансовой ситуации оказались все средства массовой информации и Хабаровского края, да и всей страны в целом. Так, этой теме была посвящена онлайн-видеоконференция с участием председателя Союза журналистов России, правительства Хабаровского края, администрации краевой столицы и региональных средств массовой информации. В ходе мероприятия не раз подчеркивалось, что из-за пандемии коронавируса основной доход от рекламы снизился на половину, а в некоторых СМИ и более. Предлагались различные пути поддержки отрасли в данных обстоятельствах — это и система грантов и субсидий, федеральный заказ на социальную рекламу и просветительские проекты, и многое другое.

Председатель Союза журналистов России оценил перспективы существования средств массовой информации на видеоконференции ИА AmurMedia
И тут на этой волне поиска выхода из сложившейся ситуации в соцсетях появляется письмо за подписью министра экономического развития Хабаровского края Виктора Калашникова к подконтрольным ведомствам. В письме просьба распространить среди подведомственных предприятий и организаций информацию о телеканале "Губерния" и рекомендовать рассмотреть возможность заключения коммерческих договоров с медиахолдингом. Вот вам и неденежная мера поддержки, которую представители отрасли даже не рассматривали.
Естественно, возник вопрос, почему письмо касается именно этого телеканала? Это СМИ – особенное, или больше всех пострадало в пандемию? Там сокращают сотрудников? Снижают зарплаты?
— Сведений о сокращении сотрудников и снижении зарплат в телекомпании "Губерния" в комитет на поступало, — сообщила корреспонденту агентства председатель комитета по информационной политике и массовым коммуникациям Правительства Хабаровского края Анна Губина. — По имеющимся у нас сведениям, в трудном финансовом положении находятся многие СМИ Хабаровского края. Об этом говорят обращения главных редакторов районных и региональных СМИ, которые поступают в адрес краевых властей с просьбой об оказании поддержки. При этом официальными данными о снижении зарплат и сокращении штатной численности комитет не располагает.
Но так или иначе все СМИ сегодня экономят, как могут. Так по какому же принципу происходит выбор изданий, удоставивающихся подобной преференции от краевого Минэкономразвития?
— Когда в апреле формировался список системообразующих предприятий Хабаровского края, в него вошли три предприятия отрасли: краевая типография, газета "Тихоокеанская звезда" и телеканал "Губерния", — разъяснил корреспонденту агентства заместитель министра экономического развития Хабаровского края Дмитрий Пугачёв. – Выбор пал на них по трём критериям: численность сотрудников, объём выручки и доля на рынке. В итоге в федеральный список системообразующих вошли пять предприятий края. СМИ среди них нет. А в региональный список – 118 компаний, в том числе и три названных СМИ. Оказать им финансовую поддержку мы не имеем возможности. Разработали различные меры не денежного характера.
В частности, Дмитрий Пугачёв назвал в качестве помощи вариант договориться с банками и другими кредиторами о реструктуризации задолженности для этих предприятий, а также оказать информационно-разъяснительную помощь — пополнить портфель заказов.

Информационное письмо Минэкономразвития Хабаровского края. Фото: Фото: Соцсети
— Письмо носит исключительно ознакомительный характер. Предприятие или учреждение вовсе не обязано заключать договор именно с теми организациями, о которых мы говорим в своих письмах. А если речь о госучреждениях – так все закупки ведутся через аукцион или конкурс, в том числе и на информационные услуги. Какая компания выигрывает, с той и заключается договор, — продолжает Дмитрий Пугачёв. – В принципе, любое СМИ может обратиться к нам с просьбой проинформировать о себе наших контрагентов. В ответ для начала мы разъясним, на какие меры поддержки может претендовать именно эта организация. Подскажем, что сделать, чтобы подать заявку и получить полагающуюся по закону помощь.
Тем временем, как уже сообщало агентство, Правительство России все-таки признало средства массовой информации предприятиями, наиболее пострадавшими от коронавирусных явлений в отечественной экономике.
— Новой мерой поддержки, на которую теоретически могут рассчитывать все СМИ, является внесение медиа-отрасли в федеральный перечень наиболее пострадавших от пандемии коронавируса. Такое решение было принято Правительством РФ в мае 2020 года. Об этом ходатайствовал, в частности, губернатор Хабаровского края С.И.Фургал, — пояснила Анна Губина. — Включение в вышеуказанный перечень позволяет СМИ воспользоваться правом на получение льготных кредитов на выплату зарплаты сотрудникам, а также рассчитывать на ряд преференций со стороны налоговых органов.
К несчастью, далеко не все СМИ могут воспользоваться федеральной помощью. Многие предприятия отрасли не подпадают под критерии, определённые правительством РФ: форма собственности, основной вид деятельности по классификации, и т. д.
Так может способ неденежной помощи от краевого Минэкономразвития телеканалу "Губерния" распространить на другие терпящие бедствия СМИ, которые в силу критериев не смогут претендовать на федеральную помощь? Для той же газеты "Тихоокеанская звезда", например, да и других краевых газет, телеканалов и радиостанций?
— Распространение информационных сообщений о деятельности тех или иных предприятий является обычной практикой среди органов власти, — успокоила Анна Губина. — В частности, мне, как председателю комитета, периодически поступают письма от разных ведомств и структур об услугах, которые предлагают те или иные СМИ, издательства и другие организации. Это не означает впрочем, что комитет или подведомственные ему учреждения должны заключать с вышеуказанными компаниями коммерческие договоры. Добавлю также, что правительство Хабаровского края, его министерства и ведомства, в число которых входит и возглавляемый мной комитет, заинтересованы в развитии всех средств массовой информации, работающих на территории региона, вне зависимости от их формы собственности и хозяйствования. Оказываем им поддержку в пределах своей компетенции и будем делать это впредь.