Отставив деструктивную панику, хабаровский бизнес стал искать, где заработать, коль уж на малой родине продажи не падают разве что на маски и перчатки. О том, куда пришли к финишу объявленного президентом карантина, предприниматели рассказали на очередной видеоконференции "Режим ожидания или переломный момент: когда изменение бизнеса становится неизбежным", организованной ИА AmurMedia в рамках проекта "Problem Solving Project".
Руководитель Дальневосточного театра моды Анна Карпусь после недолгого замешательства от внезапных карантинных мер собрала команду профессионалов мирового уровня, которых до этого более 20 лет сама же и вырастила на амурском берегу. Вместе они разработали образовательную программу для построения модельной карьеры, которую можно строить в лучших модельных домах планеты.
— Мы запустили проект, который давно зрел, но всегда было не до него. Понимали, что невозможно научить дефиле онлайн, как и плавать без бассейна. Но есть вероятность, что образование не откроется до ноября. Поэтому я обратилась к своим выпускникам, которые сейчас живут по всему миру. Вместе мы разработали курс, где преподают модели с опытом работы в разных странах. Так что наши дети за время карантина получили гораздо более качественное образование, чем если бы ограничились занятиями в Хабаровске. Эту программу теперь можно продавать на мировых образовательных площадках. Многие клиенты — наши выпускники, которые теперь приводят своих детей, так что мы поддерживаем семейственность, а они — нас. Я счастлива и благодарна тому, что удалось запустить эту программу, — рассказала Анна Карпусь.
Директор оригинального дальневосточного производства джемов и варенья по авторским рецептам "ГУСТО family" Виктория Линкевич покоряет одну за другой федеральные, а теперь еще и международные, торговые платформы.
— Участие в международных выставках продуктов питания в Москве и Санкт-Петербурге показало, что пока наше производство находится на Дальнем Востоке, на западе страны нас мало кто ждет, кроме маленьких магазинов, торгующих эксклюзивными товарами. Поэтому мы давно собирались в онлайн и наконец собрались. В экспорт мы стремились с прошлого года, и нельзя не отметить, что государство нам в этом очень помогает и с теоретической базой, и с субсидиями. Для небольших региональных производителей цель №1 — найти, чем отличаться от других. У нас такое отличие есть — авторские рецепты, только свежее сырье, уникальная технология варки. Мы в мировом тренде по натуральному продукту и простому понятному составу. Наши джемы и варенья продаются в стеклянных банках, видно, из чего оно сделано. В результате приток заявок из интернета увеличился, а на одной из площадок уже просят ускорить сроки поставки, — поделилась Виктория Линкевич.
Простой, как всё эффективное, секрет успеха руководителя компании "ЁСИТИ" Максима Москвитина — заранее разработанный и уже действовавший к началу карантина стратегический бизнес-план на 10 лет вперед. Убрать все лишнее и оставить только то, что ведет к результату с наименьшими затратами времени и денег. Автоматизация некоторых бизнес-процессов, где нет необходимости человеческого фактора, освободила руки и время специалистов, которые взяли на себя смежные с основной должностью функции без ущерба для законного режима труда и отдыха. А план продаж загрузил производство надолго вперед. По опыту Максима Москвитина видно, что свое дело может быть успешным в любой кризис, если предприниматель вовлечен и заинтересован, а не ограничивается внешними атрибутами успеха на кредитной основе.
— Главное, чтобы работа была в удовольствие. Живем в кайф и получаем энергию от дела, которым занимаемся, — посоветовал он коллегам-предпринимателям.
Компания "Семейный риелтор" Романа Заворотнева переживает уже четвертый кризис за время его карьеры со позиции наблюдателя. Дела идут, как и шли до карантина. Ответ в самом названии компании. Клиенты передают контакты своего риелтора друг другу, как семейные ценности. Выращивать своего клиента и жить с ним одной семьей — в рамках, естественно, своей профессии — чтобы всегда быть начеку, когда понадобится его деятельное участие — основа бизнеса Романа.
— Вспомните социальную рекламу: "Позвони маме!". Сегодня ее можно перефразировать для каждого предпринимателя: "Позвони своему клиенту!". Или совет американского продавца автомобилей — у каждого встреченного человека спрашивать, нужна ли ему, его родственникам, знакомым машина, и — взять его номер телефона, — напомнил Роман Заворотнев.
Руководитель консалтинговой компании "Батискаф" Оксана Евсеева переживала, что в самоизоляции клиенты начнут экономить на аутсорсинге. Но оказалось, наоборот. Сейчас многие предприниматели осознали, что один в поле не воин и лучше получить качественное ускорение от профессионала, чем блуждать в сумерках отечественной экономики.
— Конкурировать в онлайне стало сложно. Поэтому у меня просьба — перестаньте предлагать слишком много бесплатного в рекламных целях, на этом не зарабатывает никто. Лучше пользоваться услугами реальных консалтеров. Это поможет избежать многих ошибок и потерь, которые неизбежны при самостоятельном освоении бесплатных курсов. Сегодня выигрывают те, кто проявит фантазию, решимость, включит креатив и пойдет решать свои задачи на кураже. Поэтому важно заботиться о себе. От самочувствия предпринимателя зависит и его компания, и судьба бизнеса, — считает Оксана Евсеева.
Адекватно оценивая сложившуюся обстановку, не совсем пока понятное пространство перспектив и свои ресурсы, предприниматели сошлись во мнении, что сегодня не надо бояться рисковать. Ибо сидя без дела можно дождаться конца не только карантина, но и собственного бизнеса.