30 марта исполняется пять лет с момента вступления в силу федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации". В преддверии этой важной даты аналитики подготовили топ инфоповодов по событиям, которые в 2019 году обеспечили ТОРам приток инвестиций. Среди них — строительство судостроительного комплекса в Якутии, начало возведения уникального завода металлоконструкций в ТОР "Комсомольск", запуск первого в стране производства соевого изолята. Суммарный объем инвестиций в ТОРы Дальнего Востока достиг 2,9 трлн рублей, сообщает ИА PrimaMedia.
Успешно реализованы
Аналитическое агентство "Смыслография" представило рейтинг упоминаемости территорий опережающего развития регионов ДФО в 2019 году.
Количество публикаций о территориях опережающего развития в федеральных и региональных СМИ. Фото: ИА PrimaMedia
На сегодняшний день на Дальнем Востоке создано 20 ТОРов. Соглашения о ведении инвестиционной деятельности с АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ) заключили 435 резидентов ТОР. Суммарный объем инвестиций по всем проектам дальневосточных территорий опережающего развития превысил 2,9 трлн рублей.
"Реализация всех 435 проектов рассчитана на создание около 75 тысяч рабочих мест, из этого количества на данный момент создано уже 26 тысяч, успешно реализованы 115 проектов, запущены новые предприятия", — сообщили агентству в КРДВ.
По информации источника, 100 резидентов территорий опережающего развития, почти четверть от общего количества, ведут инвестиционную деятельность в четырех ТОРах, созданных в Приморском крае.
В числе лидеров по упоминаемости и Якутия. В республике созданы две территории опережающего развития, и обе они находятся в топ-10 рейтинга. Значимые события 2019 года для территорий опережающего развития республики связаны прежде всего с ТОР "Кангалассы", которая в 2019 году сменила название на ТОР "Якутия" и расширилась под реализацию новых проектов.
Создание территории опережающего развития "Индустриальный парк "Кангалассы" началось в 2015 году. Изначально индустриальный парк располагался на площади 210 гектаров в границах города Якутска в микрорайоне под названием Кангалассы.
Запуск новых производств в рамках ТОРа позволил региону увеличить выпуск собственной продукции — от плодовоовощной до с тройматериалов. Сегодня резиденты выпускают стеклопакеты, акриловые краски, котлы длительного горения и другие товары. Круглый год собирает урожай овощей тепличный комплекс "Саюри", Испытательный полигон Северо-Восточного федерального университета занимается научно-исследовательской деятельностью, компания "Сэйбиэм" реализовала первую очередь проекта ювелирного-гранильного кластера.
ТОРы расширяют границы
Новые перспективы территории открылись в 2019 году — "Трутнев поддержал расширение ТОР в Якутии на проект арктического модернизации арктического пароходства сооружений"; "В Якутии началось строительство судоверфи".
"Кангалассы" переименовали в ТОР "Якутия". Преференционный режим распространился на отдельные земельные участки Жатая и Нижнего Бестяха, что позволило создать условия для реализации таких крупных инвестиционных проектов, как создание высокотехнологичной Жатайской судоверфи и строительство грузового терминала "Нижний Бестях".
Не отстает по темпам развития и ТОР "Южная Якутия", где 16 резидентов заявили к выполнению 111,3 миллиарда инвестиций и нацелены на создание 8,4 тысячи рабочих мест. В топ инфоповодов справедливо попала новость о том, что правительство Якутии и якорный инвестор ТОР "Южная Якутия" компания "Колмар" намерены возродить жилищное строительство в Нерюнгри. Как объяснила председатель Совета директоров АО "Колмар Груп" Анна Цивилёва, необходимость заключения соглашения диктуется тем, что в ближайшие три года угледобывающая компания "Колмар" собирается значительно увеличить штат своих сотрудников. Строительство жилья поможет привлечь в Якутию квалифицированных специалистов.
В Приморье среди инфоповодов аналитики выделили начало серийного производства двигателей "Мазда" для поставок в Японию: резидент ТОР "Надеждинская "Мазда Соллерс" в августе 2019 года выпустил первую партию двигателей SkyActiv-G и планирует в 2020 году увеличить их выпуск в шесть раз. Отметило аналитическое агентство запуск крупнейшего на Дальнем Востоке элеватора на 120 тысяч тонн зерна резидентом ТОР "Михайловский" компанией "Русагро", открытие рыбоперерабатывающего завода по программе "квоты в обмен на инвестиции" в ТОР "Большой Камень" мощностью 110 тонн готовой продукции в сутки.
В числе инфоповодов ТОРов Хабаровского края — завершение строительства завода по вторичной переработке полимеров в ТОР "Хабаровск", начало строительства уникального завода металлоконструкций в ТОР "Комсомольск".
Кроме того, среди популярных в 2019 году инфоповодов, подписание премьер-министром РФ Дмитрий Медведев постановления о расширении границ территории опережающего социально-экономического развития "Беринговский" в Чукотском автономном округе и ее переименовании в ТОР "Чукотка". Теперь преференциями смогут воспользоваться предприятия по добыче золота, серебра, меди и молибдена.
Также расширены границы территории опережающего развития "Камчатка", что позволит реализовать инвестиционный проект в сфере транспортировки сжиженного природного газа и обеспечит создание новых рабочих мест.
Отметим, свободный порт Владивосток в медиаполе — вне конкуренции среди территорий опережающего развития Владивостока.
руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ДФО
Автор фото: РИА PrimaMedia
Если мы говорим о режимах ТОР и СПВ, то они являются уникальными не только для Дальнего Востока, но и для всей территории Российской Федерации. Данные режимы явились началом перестройки работы органов исполнительной власти, муниципальных образований и показали, как правильно работать с инвесторами – что необходимо делать оперативно, а где вообще не нужно мешать.
Те инвесторы, кто принял решение зайти в ТОРы, уже отметили основные преимущества: получение земли ниже рыночной стоимости, подведение инфраструктуры за счет "Корпорации развития Дальнего Востока", причем в большинстве случаев без комплексного освоения ТОР было бы невозможно подведение инфраструктуры к отдельным инвестиционным проектам. Резиденты и ТОР, и СПВ активно используют предоставляемые налоговые льготы и льготы по взносам по социальному страхованию. Льготы по социальным взносам являются наиболее актуальными в условиях дефицитного рынка труда Дальнего Востока.
При этом, как показывает рейтинг инвестиционной привлекательности субъектов, проводимый АСИ и "деловой четверкой", есть, что совершенствовать. Это и доступ к земле для бизнеса, и снижение административного давления на бизнес, и ускорение разрешительных процедур, и доступность трудовых ресурсов. Также, по отзывам резидентов, ту работу, которую проводит "Корпорация Дальнего Востока" по созданию инфраструктуры территорий опережающего развития, необходимо только наращивать. И хорошо бы, чтобы все органы исполнительной власти регионального и муниципального уровня Дальнего Востока помогали и выступали как единая команда.