Малый и очень маленький бизнес Хабаровска известие о нерабочей неделе с 28 марта по 5 апреля напугало куда больше коронавируса. Кто не работает –тот не ест, не платит по кредитам, оставляет себя без будущего, в общем, а вирус...Так, может, все еще и обойдется, рассказали корр. ИА AmurMedia Ко Виктории хабаровчане.
Первый день нерабочей недели работающий Хабаровск встретил по-разному. Кто-то законопослушно закрылся, оставив объявления с плачущими смайликами на дверях и перейдя на бесконтактную работу, кто-то перешел на сокращенный штат и рабочий день, кто-то просто дозировал поток покупателей на входе. И все-таки в первый день законопослушных было, кажется, меньше – Хабаровск вообще любит запрягать без спешки.
— Я работать буду, и никто мне не запретит, — не скрывая злости, говорит хабаровчанин Константин, подрабатывающий частным извозом. – Пусть докажут, что я работаю.
— А как не работать? Кто возместит потери? У меня кредит, его каждый день кормить надо. Кредиты-то платить мы обязаны? Вот когда нас освободят от уплаты по кредитам, тогда и поговорим,– вторит коллеге по цеху Максим, также севший за руль не от большой любви к поездкам по городу.
У него ситуация, впрочем, осложняется тем, что работает он, как немалая часть россиян, без какой-либо регистрации: сам на себя. Поэтому случись что, рассчитывать может тоже только сам на себя.
В торговом предприятии в самом центре Хабаровска на вопрос "а вы разве работаете?" охрана отвечает без обиняков:
— Проходите-проходите, работаем мы. Запрещают-то в Москве, это тема московская. А у нас все работают. Не работают только те, кто Москве подчиняется.
В крохотной точке общепита неподалеку от центра девушка-продавец – лицо спрятано в маске — тоже говорит откровенно:
— К нам с утра приходили проверяющие из управления города, показывали постановление какое-то, приказывали закрыться. Потом еще из правительства, кажется, звонили. Долго с начальством по телефону говорили, ну и в общем начальство пока сказало не закрываться – работать. Я бы не выходила на работу, потому что мне страшно, я боюсь заразиться — видели какие видео по соцсетям ходят? Но боюсь, что меня уволят, если откажусь выходить.
Иначе рассуждают те, кто работает на себя, – самозанятые или владельцы микропредприятий, которых в Хабаровске тысячи. Это 30-летние и на 10-20 лет старше. Мастера маникюра, парикмахеры, швеи, сапожники, кондитеры, маляры, автослесари, айтишники, таксисты, гадалки и хозяева крохотных магазинчиков. А если оценивать с другой стороны, большая часть из них в группе риска по коронавирусу.
Зачастую они не зарегистрированы, не платят налоги, поэтому все льготы и антикризисная господдержка проходят мимо них, но берут они с людей по-божески и потому всегда востребованы. Тем и живут.
Что такое COVID-19 они не знают ("говорят, он на холоде умирает, а у нас ведь холодно?"), а вот что такое дефолт и обнищание, помнят, увы, очень хорошо. И повторения не хотят.
Спрашивают задиристо, а может, выдумки всё, и Хабаровск переболеет легко, а то и вовсе не заболеет? Есть же такие случаи, правда? А голос выдает страх. Для них за коронавирусом, которым, они уверены, что не заболеют, тянется черная тень безработицы и пустоты: нет денег, нет покупателей. А у всех семьи и планы на будущее.
— Если всё совсем серьезно будет, может, действительно и не будем работать, — соглашаются дипломатично, не глядя в глаза. Но ведь точно будут работать. И никакая армия и полиция не уследят за ними, если они сами не захотят отправиться на самоизоляцию, укрывшись дома, как призывают власти.
Информация о Додо Пицца:
Общество с ограниченной ответственностью ВКУСНО И БЫСТРО ДВ (ИНН 2721221433, ОГРН 1162724050279), местонахождение по адресу: 680013, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Лермонтова, д. 18, кв. 102.