Генеральным директором завода "Амурсталь" в Хабаровском крае стал Григорий Фрейдин. В начале марта он был представлен коллективу завода, и заявил, что предприятие, остановившее производство в середине февраля, совсем скоро возобновит работу в штатном режиме. Но тем не менее, шумиха, поднятая в обществе вокруг ситуации на "Амурстали", и не думает утихать, напротив, разгорается с новой силой, сообщает ИА AmurMedia.
В начале марта генеральным директором завода Амурсталь в Комсомольске-на-Амуре был назначен Григорий Фрейдин. Его коллективу завода предствил владелец 75% акций предприятия Павел Бальский. Пока что о новой персоне известно лишь, что ему 35 лет, ранее никогда с металлургией и с другим производством связан не был, а три компании, учредителем которых господин Фрейдин был в прошлом, сейчас ликвидированы.
На встрече с коллективом завода, которая состоялась в начале недели, было заявлено, что в скором времени предприятие, остановившее производство с 19 февраля, снова начнет работу в штатном режиме.
— Часть платежей по задолженностям, в частности, по энергетике, будет закрыта "живыми деньгами", и работать начнем нормально, — заверил работников завода новый директор.
И действительно, сегодня стало известно, что небольшая партия лома была отправлена в печи завода, но настороженность относительно дальнейших перспектив не проходит.
Завод "Амурсталь" является единственным на Дальнем Востоке электрометаллургическим комплексом по переработке лома черных металлов. Численность работников предприятия более 3 тысяч человек.
— Когда завод создавался, никто не рассчитывал на его высокую рентабельность, цель предприятия – переработка лома черных металлов, а большая его часть до недавнего времени шла за рубеж, и это было намного выгоднее, — говорит кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики ТОГУ Владимир Норин.
До 2009 г. "Амурметалл" принадлежал депутату Александру Шишкину, потом отошел за долги ВЭБу. Три года назад завод в стадии банкротства с торгов продали в частные руки, его владельцем стала компания "Торэкс-Хабаровск". С тех пор производство только наращивалось, объемы выплавки стали увеличились в шесть раз.
Такой положительной динамике способствовали и изменения в федеральном законодательстве: в июле прошлого года вступило в силу принятое 19 мая 2018 года постановление правительства России № 584 "Об определении в Дальневосточном федеральном округе пунктов пропуска через госграницу для убытия из РФ за пределы таможенной территории ЕЭС отдельных категорий товаров". Документ ограничивает на 180 дней вывоз лома черных металлов через основные универсальные порты — Владивосток, Восточный-Находка, Ванино. Сейчас экспорт лома разрешен только через 9 портов. Это Петропавловск-Камчатский в Камчатском крае, Магадан в Магаданской области, Мыс Лазарева, Николаевск-на-Амуре, Охотск и Де-Кастри в Хабаровском крае, Москальво, Пригородное и Шахтерск на Сахалине.
Мера принята для поддержки металлургического производства на Дальнем Востоке, которое представлено единственным предприятием — заводом "Амурсталь".
"За 2019 год выпуск проката составил 927,1 тыс. тонн, уплачено налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на сумму 2 677 млн. рублей, в том числе 345,4 млн. рублей в бюджет Хабаровского края. Инвестиции в модернизацию производственных мощностей за 2019 год составили 206,9 млн. рублей. Завод "Амурсталь" является одним из крупнейших потребителей электроэнергии в крае, более 2 млрд. рублей в год", — говорится в официальном сообщении правительства Хабаровского края.
Однако в конце 2019 года экономические показатели завода пошли на спад, и это не стало следствием деятельности непосредственно предприятия. В ноябре один из влдельцев "Торэкс-Хабаровск" Николай Мистрюков был арестован по подозрению в организации заказных убийств, срок давности по которым давно истек, но следствие заявило об открывшихся новых обстоятельствах. Претензии к руководству завода предъявили и налоговые органы: на завод с обысками зашли силовики. Испугавшись невыполнения поручителем Мистрюковым обязательств по кредитам, от продолжения кредитных линий начали отказываться банки, а контрагенты — от поставок услуг и сырья. Выпуск продукции резко сократился, людей стали отправлять в отпуска и выплачивать по 2/3 зарплаты. Другая версия причин, которые привели к спаду производства, указывает на удорожание сырья, и, следовательно, сокращение его поставок.
Сегодня предприятие лихорадит, и появление нового руководства не вселяет веры в светлое будущее – информационный вал, гуляющий в средствах массовой информации различного уровня, только усиливает пессимизм.
Несмотря на то, что Амурсталь – одно из крупнейших предприятий региона, положение его дел не является уникальным. В непростых условиях сегодня работает КнААПО, Амурский судостроительный завод, завод "Дальэнергомаш", "Амуркабель". Но почему-то шумиха крутится исключительно вокруг "Амурстали".
— Все, что происходит, очень похоже на попытку передела собственности. В советское время завод не имел стратегического значения, он был предназначен для переплавки лома за Уралом и не был рассчитан на особо высокую прибыльность, — говорит политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов. — Но завод вдруг стал рентабельным. Новые собственники добились хорошей прибыли, и дальше возник спор хозяйствующих субъектов. Предприятие, одно из крупнейших в крае и активно развивающееся, стало очень интересно некоторым представителями бизнеса. С другой стороны, причина повышенного внимания к заводу — фамилия одного из собственников, вернее, его опосредованное отношение к губернатору Хабаровского края. Поэтому и идет эта волна.
Все, кто более-менее погружен в ситуацию, видят: идет работа по сохранению предприятия всеми возможными методами и со стороны краевого правительства, и со стороны губернатора, и со стороны федеральных властей. И в то же время массированная информационная атака в СМИ пытается свести эти усилия на нет. Эксперты считают это явление отголосками выборов 2018 и особенно 2019 года, когда в Хабароском крае произошла полная смена партии власти.
— Гипотез, почему так происходит, много. Одна из них – попытка показать, что нельзя производить некие действия, идущие вразрез с неписаными, но очень важными правилами, действующими в стране, и тех, кто вдруг "собьется с пути праведного" и вздумает вести свою линию, будут на этот путь возвращать, — говорит Даниил Ермилов. – Это сигнал не только для Хабаровского края, но и для других регионов страны.
В заключение отметим, что экономика и политика — вещи взаимосвязанные и взаимозависимые. Без политических решений в свое вемя было бы невозможно изменить структуру собственности, соотношение и взаимодействие ее различных форм. Равно как и без экономической поддержки многие политические начинания были бы обречены на провал. Но стоит понимать, что преодоление экономических трудностей политическими средствами не всегда приносит положительные результаты. И жесткое вмешательство одной сферы в другую грозит не только потерей прибыли, но и социальной нестабильностью в обществе.