Хабаровский ритейл на себе ощутил тяготы кризиса за те несколько дней, пока приостановились поставки продовольствия из Китая в связи с угрозой вспышки коронавируса на российской территории. В магазинах нет дешевых овощей и фруктов — и ритейлеры несут первые убытки, сообщает корр. ИА AmurMedia Ко Виктория.
Уже несколько дней хабаровский ритейл ломает голову: чем закрыть возникший дефицит китайских овощей и фруктов, а также иных продуктов питания из Поднебесной.
Картофелю, репчатому луку, свекле и моркови забвение не грозит — благо они не из Китая, а местные: выращены в Хабаровском крае и ЕАО. Яблоки, бананы, груши и некоторые цитрусовые, хоть и не местные, но и не китайские. Зато пострадали другие, не менее популярные овощи-фрукты. В магазинах сети гипермаркетов "Самбери" рядом с полками, где когда-то горами лежали огурцы, баклажаны, кабачки, чеснок, редис, болгарский перец, виноград и лоба, появились печально-вежливые разъяснения.
Объявление в "Самбери" несколькими днями позже. Фото: ИА AmurMedia
Полки с овощами и фруктами пустеют и восполнить запас пока нечем, делятся тревожными вестями в сетях "Самобранка" и "Амба".
— Наше руководство в постоянном контакте с оптовиками, но пока и оптовики не дают ясного ответа, так и говорят нам: поставок из КНР нет и не будет, когда этот вопрос решится, неизвестно, — рассказала менеджер магазина "Амба" Ольга Матвеевская.
Нет дешевых китайских овощей — падает выручка. По разным оценкам, за первые дни карантина ритейл в среднем потерял в выручке от 15% и выше. И продолжит терять, потому что простое пополнение ассортимента проблемы не решит. Нужно адекватное по цене замещение, а продукции дешевле китайской на рынке пока попросту нет.
— При смене китайских поставщиков на российских, из западных регионов страны, цена с учетом транспортировки может вырасти в два раза, — подчеркнули в сети дискаунтеров "Задарма".
Впрочем, не все ритейлеры согласны с тем, что дороже — это значит обязательно хуже.
— В нашей сети никакого дефицита овощей и фруктов нет, так как мы с января, после того, как начались трудности с товарами из Китая, нарастили объем поставок из Москвы. Качество этой продукции значительно лучше, чем у аналогичной китайской. Огурцы и помидоры, к примеру, выращены в России, — рассказал замгендиректора сети "Пеликан" Владимир Машовец.
Цены, правда, тоже значительно выше цен на китайские овощи: огурцы стоят 350 рублей за кг, а помидоры 380 рублей, но, по словам Владимира Машовца, на спрос этот фактор пока никак не повлиял. Клиенты "Пеликана" — люди довольно состоятельные, дал понять он.
Однако для ритейлеров, работающих в сегменте экономкласса и потому ориентированных на продукцию из КНР, высокие цены означают начало кризиса.
— Для наших покупателей, а это в основном пенсионеры, многодетные и малоимущие семьи, замена китайских овощей и фруктов на более дорогие — это, конечно, ощутимый удар по бюджету. А значит, и для нас тоже, — отмечает Ольга Матвеевская. Покупательский спрос хоть и не так значительно, но падает, кратко сообщили в "Задарма"
Примечательно, что ни один из опрошенных ритейлеров, говоря о том, что их ждет, не упомянул помощь правительства. Ни федерального, ни краевого.
— Ни на чью помощь ритейлеры не рассчитывают, только на себя, — подчеркнули в "Задарма". — Нам никогда не помогали, а теперь вдруг станут помогать?
— Карантин продлится до 3 марта, что за такое короткое время успеют сделать в правительстве, тем более в федеральном? — удивляется Владимир Машовец.