На недавно прошедшей в городе Всероссийской научно-практической конференции представители трех городов – Хабаровска, Ниигаты и Харбина – обсудили главные проблемы экологической безопасности Дальнего Востока. О том, что волнует сегодня экологов, и что делается для создания чистой и зеленой городской среды, ИА Amurmedia поговорила с начальником управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Хабаровска Ириной Дубянской.
— Кто был инициатором проведения научно-практических конференций международного уровня в Хабаровске?
— История конференции начинается в 1997 году, когда она только задумывалась на муниципальном уровне. А уже в 2001 году в Хабаровске прошла первая конференция, охватившая три города – Хабаровск, Харбин и Ниигату. Сейчас эта конференция – ежегодная. На ней работники профильных учреждений трех стран обмениваются опытом, мнениями по основным актуальным вопросам экологии. Думаю, многие помнят 2005 год, когда со стороны Китая было сильное загрязнение рек Амур и Сунгари. Тогда именно эти конференции позволили прийти к совместному решению проблемы.
— Как со временем меняются вопросы, которые обсуждают на конференциях?
— В основном вопросы возникают по мере появления тех или иных проблем. Как я уже говорила, в начале 2000-х ряд конференций был посвящен загрязнению реки Амур. Сейчас важная задача, которая стоит перед всеми странами – развитие экологической культуры и воспитания у населения. Поэтому часть наших конференций была посвящена экологическому образованию и просвещению жителей трех городов. Еще один очень актуальный вопрос – раздельный сбор отходов и их дальнейшая утилизация и переработка. Японская сторона постоянно поднимает вопрос глобального потепления. Для них он особенно значим. Так что мы рассматриваем актуальные вопросы, которые вызваны насущными проблемами нашей жизни.
— Несколько докладчиков посвятили свои выступления состоянию малых рек Хабаровска. Почему это так важно?
— Это актуально для Хабаровска, потому что река Амур остается основным источником питьевой воды для жителей города, несмотря на то, что постепенно появляются альтернативы в виде подземных источников. Тем не менее, это по-прежнему главный водозабор. Территория Хабаровска специфична – на ней расположено более 7 малых рек и несчетное число ручьев общей площадью до 100 кв. км. Все они несут свои воды в Амур, влияя на его экологическое состояние. Поэтому в той или иной мере мы зависим от состояния малых рек и видим, особенно в периоды половодья, как сильно на них воздействует человек. Почему это интересно для остальных стран? Сунгари впадает в Амур, Амур несет эти воды в Охотское море, а оттуда – к берегам Японии. Все взаимосвязано, поэтому все страны должны действовать совместно.
— Темой вашего выступления на конференции стало муниципальное управление экологической политикой Хабаровска. По каким направлениям она у нас развивается?
— Это и организация мероприятий по охране окружающей среды, и вопросы озеленения и содержания зеленых насаждений. Забота об особо охраняемых природных территориях, экологическое воспитание и образование. И вопрос обращения с отходами. Именно эти вопросы определяют направление муниципальной экологической политики. Мы с 2001 года занимаемся разработкой и реализацией экологических программ. Делимся ими и с зарубежными коллегами. Например, в Харбине и Ниигате не было программ по сохранению и развитию зеленого фонда города.
— Когда строятся новые общественные пространства, скверы, парки, жилые комплексы, контролируете ли вы застройщиков, чтобы при планировании объектов они учитывали и эти вопросы?
— Обязательно. Одно из требований градостроительного кодекса — любая строительная деятельность должна проводиться с соблюдением экологических норм. Не зря начальник управления по охране окружающей среды входит в состав комиссии по землепользованию и застройке города. Застройщики обязаны проводить оценку растительного компонента, почв, животного мира, которые попадают в зону строительства. Ресурс учитывают и, если он оказывается изъят из среды, возмещают в бюджет городского округа компенсационные выплаты, с этим связанные. Дальнейшая эксплуатация также должна соответствовать всем экологическим требованиям. Наш контроль существует на всех этапах от проектирования до ввода в эксплуатацию и при дальнейшей эксплуатации объектов.
— Если сравнивать Хабаровск с другими городами России, есть города, на которые нам стоит равняться и в чем?
— Экологическое состояние города зависит от многих факторов. Это климат, географические условия, наличие антропогенных источников воздействия – те же объекты промышленности. В Хабаровске это нефтеперерабатывающий завод, ТЭЦ и транспорт, который в последнее время дает 50% загрязнения окружающей среды в городе. Но мы решаем эти проблемы. Например, значительно удалось снизить вредные выбросы ТЭЦ за счет перевода их на газовое топливо. С лица города исчезло много мелких, локальных котельных за счет централизованного подключения к тепловым ресурсам. Сейчас актуальная проблема – снизить выбросы вредных веществ от транспорта. Для ее решения строятся развязки, чтобы снизить количество пробок на дорогах, общественный транспорт переводится на газомоторное топливо и электричество, строятся дороги в обход Хабаровска.
— Весной город взволновал вопрос санитарной обрезки деревьев на бульварах. Сейчас проводятся такие же осенние работы. Для чего это делается?
— Сейчас в средствах массовой информации активно поднимают этот вопрос. Количество вырубаемых и обрезаемых деревьев из года в год остается в одной и той же цифре – порядка 1800 деревьев. Эта омолаживающая обрезка необходима. Противникам обрезки на Уссурийском бульваре мы говорим: посмотрите на вязы, которым проведена омолаживающая обрезка. Они стоят пышные, кудрявые. Да, какой-то период времени они выглядели уродливо, но какой сейчас результат. Это делается не только с декоративными целями, но и для обеспечения безопасности жителей города. Мы убираем сухие ветки, вырубаем деревья, которые могут упасть.
— В последнее время в городе стало появляться больше видов растений. Как озеленительные службы подходят к выбору сортов?
— Мы уже говорили о том, что любая градостроительная деятельность должна проводиться с соблюдением экологических норм. Это позволяет соблюдать баланс: строить новые объекты, при этом сохраняя растительность. Город поделен на различные зоны: промышленные, коммунальные, предназначенные для жилой застройки, и рекреационные, о которых мы и говорим. Создание природных зон с особым режимом охраны и использования позволяет нам соблюдать баланс. Конечно, при всем этом при озеленении учитываются пожелания жителей. Мы прислушиваемся к мнению и рекомендациям ученых, которые проводят исследования. Например, для понимания, в каком направлении двигаться в озеленении, в 2000-х годах мы провели масштабную инвентаризацию зеленых насаждений. Ученые исследовали видовой и количественный состав зеленых насаждений на улицах города. Причем не только в центре, но и в отдаленных районах Хабаровска. Рекомендации, которые они нам дали, мы и взяли за основу проекта по дальнейшему озеленению. Я считаю, что город в этом плане колоссально продвинулся. Мы расширили видовой состав, потому что он был очень скудным. Это дало развитие питомнического хозяйства. В его теплицах стали выращивать новые сорта кустарников и деревьев, в том числе привезенных из Сибири и акклиматизированных к нашим условиям. Это изменило подход к использованию кустарников на территории города. В некоторых случаях кустарники имеют больший экологический фактор, потому что они лучше улавливают пыль, находясь близко к земле. Мы стали более осознанно размещать те или иные виды деревьев на разных территориях, чтобы получить от них максимальный эффект. Например, мы стремимся убрать высокие деревья с центральных улиц, потому что они не вписываются в урбанистический ландшафт, конфликтуют с коммуникациями, мешают проводам и даже соблюдению дорожного движения – должна сохраняться хорошая видимость на как можно более большом промежутке трассы.
— Многие жители жалуются, что в городе стало меньше зелени. С чем это связано?
-Дело в том, что зеленые насаждения нужно время от времени обновлять. В один момент мы подошли к пиковому порогу, когда те деревья, которые были высажены в 30-60-е годы, постарели, стали небезопасными. И их нужно было убирать. Естественно, это проходило массово, в достаточно короткий период, поэтому у горожан и создалось такое впечатление, что в городе не хватает зелени. Но мы можем успокоить: площади озеленения не только не сократились, но и были увеличены.
— Важно не только озеленять город, но и следить за тем, чтобы он был чистым. Что делается для борьбы с отходами и мусором? Как вы оцениваете работу города в этом направлении?
— Хабаровск достаточно много сделал для решения проблемы обращения отходов. До недавнего времени к вопросам местного значения городских округов относилась организация сбора, вывоза и утилизации отходов не только бытовых, но и промышленных. Начиная с 2001 года начали появляться первые программы по содействию предприятиям-переработчикам и созданию таких предприятий на территории города. Тогда приобреталось и передавалось в аренду оборудование по переработке отработанных автошин, пластика. Благодаря этому сейчас на территории Хабаровска работает порядка 17 таких предприятий, которые принимают различные виды отходов, перерабатывают их и изготавливают продукцию из вторичного сырья. Сюда относятся полиэтилены различных видов, бумага, картон, тряпье, стекло, алюминий. Есть прием ртутных ламп, правда, перерабатывают их в другом регионе. Однако сейчас резко изменились полномочия органов местного самоуправления. Теперь к нашим функциям относится только участие в организации раздельного сбора твердых коммунальных отходов. В основном это сведено к определению мест размещения площадок по сбору отходов, ведению реестра таких площадок и экологическому воспитанию и просвещению жителей в области раздельного сбора отходов. Поэтому есть огромное волнение насчет того, насколько сохранится та инфраструктура, которая была создана администрацией города.
— Когда у нас, как в Европе, каждый житель будет сортировать бытовые отходы по видам и выбрасывать в различные контейнеры, стоящие во дворе дома?
— Сейчас государство старается внедрить нормы, которые обязывают не только предприятия и организации, осуществляющие какую-то хозяйственную деятельность, но и обычных людей заниматься раздельным сбором отходов. Сейчас прорабатываются вопросы о том, чтобы на площадках появились контейнеры для различных видов отходов. Когда они появятся, жители будут обязаны разделять то, что отправляется на помойку, по видам, и выбрасывать каждое в свой контейнер. Приезжать за этими отходами будут предприятия, которые занимаются переработкой, каждое за своим видом отходов. Уже сейчас они так работают, правда, только пока с юридическими лицами. А сейчас им предстоит наладить работу и с населением, управляющими компаниями и ТСЖ.
— Возвращаясь к конференции. Как развивается сотрудничество в сфере экологии с городом-побратимом Ниигатой? Чему мы учимся у них, и чему – они у нас?
— Как раз то, чему у них стоит поучиться – это отношению населения к раздельному сбору отходов. Они относятся к этому очень щепетильно и пунктуально. Во время конференции департамент экологии Ниигаты назвал цифры – у них отправляется на переработку 13 различных видов отходов. Чтобы люди в них не путались, департамент создал понятные каждому и доступные памятки и информационные материалы, разъясняющие, как правильно собирать и выбрасывать тот или иной вид отходов. Как их надо подготавливать к выбрасыванию, какие виды собирать отдельно от других и так далее. Ведь что-то нужно помыть перед сдачей, что-то сложить максимально компактно, например, сплющить алюминиевые банки и пластиковые бутылки. Нас удивило, насколько законопослушно население японских городов, с какой тщательностью люди это делают. Мне хотелось бы, чтобы жители нашего города так же не оставались равнодушными и не ждали пассивно, пока кто-то что-то внедрит, а изучали эти вопросы сами и так же двигались в этом направлении. Сами организовывали через ТСЖ или УК пункты раздельного сбора в местах своего проживания. Потому что когда придет региональный оператор по вывозу мусора, то будет несколько тарифов – один, более дорогой, для тех, кто не хочет разделять отходы. И второй — для тех, кто это делает. Я надеюсь, что такое финансовое стимулирование ускорит процесс перехода к экологичному сбору отходов.
— А что по поводу Харбина? Чему мы можем у них научиться, а чему они у нас?
— Китай сейчас активно продвигает идеи экологичного получения электроэнергии – с помощью ветра, солнца. Также они сильно продвинулись в вопросах очистки выбросов с предприятий. Это видно по состоянию реки Амур. Как раз та катастрофа в 2005 году, когда в Амур попало большое количество химических веществ, сподвигло Китай улучшить защиту на предприятиях, проведя колоссальное количество мероприятий. Например, все предприятия у них с тех пор выведены из водоохранной зоны на очень значительное удаление. Введены жесточайшие требования к качеству воды, которую сбрасывают предприятия. Требования повысились и к населению. Идет постоянное его информирование.
— Насколько городу помогают экоактивисты? И как налажено у вас с ними взаимодействие?
— Они очень помогают. У нас действует краевое общество охраны природы, создано много экологических отрядов среди школьников, студенчества. С ними плотно работает Управление по делам молодежи. Что касается школьников, среди них проводятся занятия, элективные курсы дополнительного образования. С самого детства мы стараемся заложить мысль, что от каждого из нас зависит, какое будущее нас ждет. И своими действиями мы его формируем уже сейчас. Это касается и раздельного сбора отходов, и очистки популярных мест отдыха и многого другого. Так мы формируем среду, в которой будем жить. Кроме того, мы хотели бы конструктивного диалога с жителями Хабаровска. Мы всегда открыты для советов о том, как сделать лучше. Хотелось бы, чтобы люди не критиковали, а помогали делом. И уже сейчас от многих приходят подсказки, как лучше организовать, привлечь население, проинформировать его о той или иной акции. Радует, что часть компаний свои пиар-акции стали делать в ключе экологии. Например, акции по высадке деревьев. У нас просят определить место, где нужна аллея, и организуют мини-праздник, на котором высаживают саженцы.
— По итогам научно-практической международной конференции была подписана резолюция. О чем она?
— Это итоговый документ, которым завершается каждая конференция. В ней мы рассматриваем вопрос, насколько вызвали интерес те или иные озвученные темы и стоит ли к ним еще раз возвращаться. Подводим итоги, что было интересно для каждой из сторон и чему мы можем поучиться друг у друга. В этот раз мы пришли к итогу, что многое зависит от образования и просвещения. Это во многом определяет культуру и осознанность в плане заботы об окружающей среде проживающих на территории муниципалитета жителей. Поэтому важно своевременное и грамотное информирование, вовлечение граждан. Так же мы определили, что следующая конференция будет проведена в городе Ниигата.