Империи рождаются, достигают своего величия, поражая военными успехами, культурой и искусством, взлётом науки, а затем, прямо как вспыхнувшая сверхновая звезда, схлопываются и живут тихо, маня тусклым светом былого величия. Хотите примеров? Да вот хоть Испанская империя. Или Португалия. А хотите по-настоящему удивиться? Узбекистан. И бывшая столица империи Тамерлана, раскинувшаяся на весь азиатский континент, — Самарканд. Кто для вас узбек: Авиценна — мыслитель, отец медицины, Омар Хайям — великий поэт и философ, или водитель маршрутки, работник автомойки и дворник, который каждое утро здоровается с вами, весело улыбаясь?
"Кухня без границ" отправляется в путешествие по маршруту Хабаровск – Ташкент – Самарканд – Бухара – Москва (0+), чтобы открыть для себе культуру и историю древнего народа, познакомиться с интересными людьми. И конечно же, поесть таких блюд, которые может приготовить только настоящий узбекский повар. А почему? А поехали. Сами всё узнаете за семь дней и шесть ночей.
13 ноября. Ташкентское метро, норин и сквер Тимура
Рано утром мы прибываем самолётом в Ташкент, столицу Узбекистана – древнего государства отчаянных воинов, врачей и астрономов, поэтов и мудрецов, ткачей и хлопкоробов. О некоторых вы что-то слышали, например, об Абу Али Ибн Сина, или на западный лад Авиценна. О других вы слышали много страшного, как о Тамерлане. А теперь у вас есть возможность пройти по памятным местам и узнать о людях, творивших историю много больше, чем уместилось в школьные учебники. Мы пройдём по скверу Амира Тимура, побываем в храмовом комплексе Хасти Имам. Посетим площадь Независимости и монумент Мужества, построенный в память о разрушительном землетрясении 1966 года. Пройдём и по бывшему Бродвею, являющемуся частью новой истории республики.
Для поездки мы воспользуемся ташкентским метро. Оно настолько эстетично и самобытно, что туристы специально спускаются в него, чтобы посмотреть оформление станций.
Забудьте про плов. Участников международного фестиваля "Кухня без границ" в Узбекистане угощают норином. Что это такое, какой он бывает, как по-разному его можно есть, – вы узнаете за ужином. Но предупреждаем мужчин: угощение придаст вам сил и бодрости на всю ночь. Не переусердствуйте.
14 ноября. Неверные жёны, восточный базар и чучвара
Вы ещё не раз удивитесь как много в средневековом Ташкенте было учебных заведений. Два из них мы посетим в этот день — медресе Баракхана и медресе Кукелдаш. С последним связана мрачная городская легенда о том, что с его стен сбрасывали неверных жён. Мавзолей Шейхнатура поразит вас своим великолепием. А если бы красные комиссары чуть менее рьяно боролись с басмачеством, то мы бы с вами увидели рядом с мавзолеем ещё несколько мечетей погибших в результате артиллерийских бомбардировок.
После обеда нас ждёт настоящий и древний восточный базар "Чорсу", ставший популярным у торговцев и покупателей ещё в XIV веке. И это естественно: Ташкент стоял на Великом шелковом пути, принимая у себя гостей из Китая, Индии, России, Персии, Турции, Италии. Базар и сейчас предлагает покупателям всё, что душе угодно: продукты, одежду, изделия местных ремесленников, хозяйственные принадлежности и прочие вещи.
А вечером мы едим чучвару: блюдо, которое захватило весь континент, от Тайваня до Ливана. Возможно, вы решите, что это обычные пельмени – но нет, разница станет очевидной, и на фестивале "Кухня без границ" вы это почувствуете. Чучвара – родственник норина. "Вара" — это немного видоизменённое тюркское "варак", лист в переводе. А "чуч" — производное от персидского "варить". "Варёный лист" — это про лист теста, который в норине резался лапшичками, а в чучваре аккуратными квадратиками, изящно оборачивающимися вокруг мясной начинки. Этот же корень "вара" живёт в знакомых нам с детства варениках, которые попали от турок на Украину, а из неё, вместе с переселенцами, разошлись по всей России, столкнувшись в Сибири с мантами, позами и пельменями.
15 ноября. Самарканд, мавзолей Шахи Зинда и шашлык
После завтрака мы современным, скоростным поездом "Афросиаб", мчим в старую столицу – Самарканд, — один из древнейших городов мира, основанный, по археологическим данным, почти две с половиной тысячи лет назад. Более двух тысяч лет город являлся ключевым пунктом на Великом шёлковом пути между Китаем и Европой. Город видел и греков войска Александра Македонского, и библейских пророков, и папских послов, идущих к китайскому императору, и китайских полководцев преследовавших мятежников и кочевников. Самарканд был одним из главных центров науки средневекового Востока, с богатейшими библиотеками, обсерваториями, мастерскими и лабораториями. В XIV веке был столицей империи Тамерлана и династии Тимуридов, оставивших о себе не только историю завоеваний, но и величественные архитектурные шедевры: площадь и ансамбль Регистан, мавзолей Шахи Зинда, Рухабад, Кутби чахардахум, Гур-Эмир и мечеть Биби Ханум.
В память о завоевателях, ставших самыми ревностными хранителями культуры и собирателями знаний, вечер мы закончим ужином на фестивале "Кухня без границ" и простой едой кочевников: шашлыками из говядины и баранины. Но совсем не теми, которые вы могли есть здесь, на Дальнем Востоке. Секрет? Попытаемся выпытать его у повара.
16 ноября. средневековая обсерватория, опять восточный базар и манты
Мы в Самарканде. И сразу после завтрака отправляемся в средневековую обсерваторию. Да, изучать звёзды, строить точные календари, выпускать атласы звёздного неба, по которым можно было точно ориентироваться в бескрайних пустынях, начали очень давно и здесь. В планах на день посещение гробницы святого Даниила, равно уважаемого мусульманами, христианами и иудеями.
У вас будет возможность сравнить ташкентский и самаркандский базары. А после шопинга на огромном, более семи гектаров, Сиабском базаре мы едем в пригород на фабрику изготовления бумаги "Конигиль". Там по древнему китайскому рецепту, которому больше полутора тысяч лет, братья Мухтаровы — Зариф и Ислам, — делают бумагу, да такого качества, что она известна на весь мир.
Покуда рок не принялся за нас,
Нальем вина и выпьем в добрый час!
Неумолимо кружит звездный купол,
Глядишь, воды — и той глотнуть не даст.
Омар Хайям.
А вдохновляло на эти строки Хайяма вкуснейшее вино из самаркандских виноградников. Для того, чтобы полюбить поэзию ещё больше, мы заглянем на винный завод имени Ховренко, на дегустацию местных вин.
Ужинаем мы в бывшей столице империи объединившей культуры Дальнего, Среднего и Ближнего Востока, пожалуй, самым распространённым и узнаваемым блюдом – мантами. Но не просто ужинаем. Участники фестиваля "Кухня без границ" будут разбирать рецепт и пробуют делать самостоятельно.
17 ноября. Бухара, источник святого Иова и жареный лагман
Позавтракав, мы уезжаем "Афросиабом" в Бухару, когда-то бывшую столицей самостоятельного государства, научным, культурным и религиозным центром. А слава о ткачах Бухары была такова, что за эксклюзивными тканями обращались из Египта и Эфиопии. Мавзолей династии Саманидов, при которых Бухара достигла своего величия, мы посетим после обеда. Далее мы побываем на источнике святого Иова, в мечети Боло-Хауз, увидим крепость Арк, вдохновившую Джорджа Мартина, автора "Игры Престолов" при создании образов городов на континенте Эссос. Возможно, что поэтичные обращения "Луна моей жизни" появились благодаря погружению автора в культуру и историю народов, которые он взял как основу при разработке образов. Посудите сами: Ситораи Мохи Хоса, в который мы с вами пойдём, чтобы насладиться богатейшей коллекцией декоративно-прикладного искусства — переводится как "Дворец, подобный звездам и луне".
Ужинать мы будем ещё одним блюдом Великого шёлкового пути – жареным лагманом, который приготовим себе сами. Мы узнаем разницу между дунганским и уйгурским лагманами, отличие ферганского от ошского или ташкентского.
18 ноября. Караван-сарай, архитектурный ансамбль Пои Калян и казан-кабоб
Ещё один день и новые впечатления: архитектурный ансамбль Пои Калян, мечеть Магоки-Аттари, настолько древняя, что ушла в землю почти на 5 метров, медресе Абдуллазиз Хана и медресе Улугбека. Над последним Улугбеком была размещена назидательная надпись "Стремление к знанию — обязанность каждого мусульманина и мусульманки". Далее мы дойдём до комплекса Ляби-хауз, что в переводе с персидского значит "у пруда", бывший когда-то базарной площадью. Сейчас базар находится в другом месте, и мы там непременно побываем. А потом посидим в караван-сарае, чтобы попить чай с разными специями.
Ужин этого дня должен вывести вас из уверенности в том, что узбекская кухня — это тесто и мясо в той или иной форме. Фестиваль "Кухня без границ" предоставляет уникальную возможность отведать Казан-кабоб. Только не проглотите язык и не откусите пальцы.
19 ноября. Домой с впечатлениями и воспоминаниями
Мы заканчиваем наше гастрономическо-историческое путешествие. Собираем сувениры, пакуем чемоданы. Улетаем рейсом Бухара-Москва, унося с собою впечатления, воспоминания и понимание того, что кухня действительно не имеет границ.
Группа продолжает набираться. И если вы дочитали до этих строк, то это знак свыше: эй, поехали! Когда ещё ты побываешь в восточной сказке? И нужно-то всего лишь взять отпуск на неделю и позвонить или написать в WhatsApp Татьяне Аршиновой по тел. +7-962-678-05-84. Это даже проще, чем вызвать джина, потирая лампу. Кстати, делать интригу из стоимости тура никто не собирается.
Стоимость для одного участника при группе 20 чел составит $565. За эту сумму вы получите железнодорожные билеты при переезде из Ташкента в Самарканд и из Самарканда в Бухару, проживание в 2-местном номере, транспортное обслуживание по всему маршруту, гидов с русским языком и входные билеты на экскурсиях, ужины и по два кулинарных мастер-класса в рамках фестиваля "Кухня без границ".
Стоимость тура не включает оплату обедов, алкогольных напитков, фото и видеосъемок, международных авиабилетов и страховки. Доплата за одноместное размещение составит $145.
Подробную информацию о проекте "Кухня без границ" и организации гастрономических туров по Дальнему Востоку и странам зарубежья можно получить на сайте dusha-naroda.ru и в аккаунтах социальных сетей.