Мазуров: Время легких денет для ритейла Хабаровска закончилось с приходом "Леруа Мерлен"

Наживаться на наценке в 200%, как привык это делать местный бизнес, теперь уже не удастся, считает представитель французской компании
Илья Мазуров. Фото: Из личного архива И. Мазурова

Новая эпоха открылась для хабаровского бизнеса, занятого в сфере торговли стройматериалами и товарами для дома, после прихода французского ритейлера "Леруа Мерлен". Хабаровский бизнес грешил любовью к сверхнаценкам, и сейчас время перестраивать свою политику, сообщил в интервью корр. ИА AmurMedia Ко Виктории руководитель дальневосточных проектов "Леруа Мерлен" в Хабаровском крае и в Приморье Илья Мазуров.

— Илья, скажите, в каком состоянии проект строительства второго гипермаркета "Леруа Мерлен" в Хабаровске и когда он будет открыт?

— Вы, наверное, знаете, что второй гипермаркет в Хабаровске планируется построить в районе улицы Трехгорной. Мы, точнее компания-застройщик, приступила к работе на участке практически сразу после получения разрешения на строительство. Уже проведены подготовительные работы по сетям, по высадке зеленых насаждений в качестве компенсации за те, которые были повреждены во время расчистки территории. Сейчас на площадке забиваются пробные сваи, чтобы сверить геологические выкладки с конкретными данными.

Что касается даты открытия, то точно назвать не смогу. У нас, конечно, как и у всех, есть планы, но помимо планов есть реальность, есть конкретные условия ведения строительства: климат, зимние температуры, состояние грунта. К тому же наша компания очень ответственно относится к вопросу строительства, предъявляя свои, поверьте, весьма жесткие требования к качеству строительства и безопасности покупателей.

Естественно, мы будем делать всё, чтобы магазин был построен как можно раньше — в конце этого года. Но мы против кампанейщины, и если возникнет хотя бы намек на угрозу безопасности покупателей, мы отложим окончание строительства до того момента, пока все сложности не разрешатся.

— Два гипермаркета в Хабаровске, следующий пункт — Комсомольск-на-Амуре? Какие планы у вашей компании по развитию сети в крае?

— Мы, безусловно, думаем о развитии сети в крае, но здесь действительно надо соблюдать очередность: сначала второй гипермаркет в Хабаровске, а затем уже Комсомольск-на-Амуре. Во-вторых, у нас сейчас бурно развивается интернет-торговля, и именно в этом русле скорее всего и будет развиваться сеть в Хабаровском крае.

Думаю, всем понятно, что нет смысла строить гипермаркет в городе с 200 тысячами населения, чтобы он пустовал, но зато может отлично подойти другой формат, оптимальный именно для малых городов. Это — интернет-заказы и доставка. К слову сказать, потенциал у интернет-формата просто огромный. Я не буду, конечно, как герой фильма "Москва слезам не верит", который уверял, что вскоре ничего кроме телевидения не останется, утверждать, что останется только интернет-торговля. Но интернета в нашей жизни действительно будет всё больше и больше.

— А вы уже изучали, какой спрос на вашу продукцию в Комсомольске-на-Амуре?

— Спрос, конечно, есть, и приличный. Как нам известно, в Комсомольске из двух работавших сетей одна обанкротилась, другая по-прежнему присутствует на рынке. Мы также знаем, что из Комсомольска-на-Амуре за нашими товарами приезжают в Хабаровск. Мы, кстати, уже и с властями общались по этому поводу, нас в Комсомольске ждут, но всему свое время.

— В какие дальневосточные регионы намереваетесь зайти в дальнейшем? Планируете ли в Приморье открыть второй гипермаркет, но уже не в Артеме, а во Владивостоке, если там всё сложится так же удачно, как и в Хабаровске?

— Мы, конечно, думаем и о развитии сети в Приморье. Но Владивосток – город со сложным рельефом, а одно из главных условий открытия наших гипермаркетов – это большая парковка. Кстати, раньше во Владивостоке строились торговые центры с очень маленькими парковками. Как нам кажется, это и бизнес-модель устаревшая, и самое главное, нашим клиентам так неудобно. В общем, у нас есть как минимум год, чтобы посмотреть, как будет работать первый гипермаркет в Артеме, и за это время внимательно изучить рынок.

Что касается других дальневосточных городов, то нужно хорошо проанализировать конкретные условия по каждому городу.

— Мой следующий вопрос на тему, очень болезненную для нашего хабаровского бизнеса, занятого в той же сфере, что и "Леруа Мерлен". После прихода вашей компании они все потеряли: одним пришлось сократить сети, другим — вообще закрыться. Как вы видите дальнейшее, если можно так выразиться, сосуществование с местным ритейлом?

— Я скажу так: в любом вопросе всегда есть две стороны. Открытие нашего гипермаркета в любом из регионов — это большой шанс для локальных производителей выйти на федеральный уровень. Во всех регионах присутствия мы приветствуем сотрудничество с местными поставщиками, особенно в регионах со сложной логистикой.

Кроме того, надо отличать интересы бизнеса от интересов потребителей. Или, проще говоря, жителей.

Наша компания работает на местных жителей. Тем более, что бизнес Хабаровска порой устанавливал очень высокую наценку. О завышенных ценах знаю не понаслышке — я сам приезжал и сравнивал цены на ряд товаров. И это при том, что есть железная дорога, и при желании можно доставку наладить.

К высоким ценам прибавляются и проблемы с качеством товаров, которые в регионах тоже не редкость.

К слову сказать, не только в этой сфере, но и во многих других, где еще нет федеральных игроков, жители Дальнего Востока очень сильно переплачивают. Причем, позволю себе заметить, имея не такие уж большие доходы.

У нас другая стратегия – мы работаем от оборота, а не от сверхцен. Миссия нашей компании – сделать ремонт доступным каждому. И он становится доступнее, в том числе за счет того, что мы не торгуем товарами с 200%-ой наценкой.

Даже опосредованно мы, я считаю, благотворно влияем на хабаровский рынок торговли стройматериалами.

— Что вы имеете в виду?

— К примеру, как я уже говорил, в том же Комсомольске-на-Амуре осталась одна торговая сеть. Так вот она не может себе позволить сильно завышать цены, просто потому что мы рядом, и цены всегда можно сравнить.

А по поводу мирного сосуществования могу привести в пример Москву. Напротив наших гипермаркетов стоят огромные современные магазины, торгующие люстрами, дверями, элементами декора. И они процветают и выигрывают именно за счет близости с нашими павильонами. То есть тот, кто смог пересмотреть ассортимент, кто дает потребителю интересный товар, неважно, в премиальном или массовом сегменте, может выиграть от нашего присутствия. К примеру, покупатель сэкономил деньги, купив наши материалы, значит, теперь он может позволить себе люстру или мебель поинтереснее, подороже. Или, скажем, особенную дверь или дизайнерскую кухню.

При этом, конечно, тому, кто просто перепродавал, ничего интересного потребителю не предлагая, просто устанавливал сверхнаценку, тому будет трудно. Потому что время легких денег закончилось. В конце концов неужели спокойное существование местного ритейла дальневосточники обязательно должны оплачивать за свой счет?

Через реку Китай с миллионом предложений, и при желании, как мне кажется, можно найти что-то уникальное, что непременно заинтересует покупателей.

— А как быть с защитой малого бизнеса? Вы же знаете, что во многих европейских странах приняты законы, ограничивающие действия крупного ритейла в малых городах.

— Ну, насколько мне известно, эти ограничения касаются продовольственного ритейла, а на сферу торговли строительными материалами не распространяются. Во Франции и в ряде стран Европы стоят сотни магазинов "Леруа Мерлен", и жалоб не было.

— Раз речь зашла о крупных продовольственных сетях, не могу не спросить, а "Ашан" в Хабаровск случайно не собирается? Слухи о его скором пришествии периодически появляются и умирают, к радости хабаровских ритейлеров.

— Вопрос, конечно, не совсем в моей компетенции, но для понимания могу сказать: любая федеральная продовольственная сеть не может обойтись без собственного распределительного центра-склада. Продукты питания в отличие от стройматериалов – товар по преимуществу скоропортящийся, и нуждаются в хранении и возможности мобильно распределяться. То есть там своя особая логистика. Поэтому нужен большой, отвечающий всем современным требованиям склад. Если такого склада нет, то федеральный ритейлер проиграет местным сетям, какую бы гипернаценку они ни устанавливали.

— То есть, если никакой склад не строится, то и ждать нет смысла?

— Да. Скажу также, что Дальний Восток, конечно, интересен федеральным ритейлерам. Ближайший город, где разместилась федеральная сеть, "Лента", – это Иркутск. То есть прийти может не обязательно "Ашан", может зайти и "Пятерочка" и та же "Лента". Могут, кстати, интерес проявить и региональные сети. К примеру, бурятская сеть "Абсолют" открыла недавно первый магазин в Чите.

В любом случае конкуренция – это здорово. И местному бизнесу, который так опасается прихода федеральных сетей, стоит, на мой взгляд, также задуматься вот о чем.

Люди уезжают с Дальнего Востока не в последнюю очередь потому, что качество жизни здесь, к сожалению, пока уступает качеству жизни в центральных регионах страны. Делая товары и услуги разнообразнее, дешевле и доступнее, федеральные сети, в том числе и "Леруа Мерлен", делают жизнь на Дальнем Востоке легче и комфортнее.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia