Территории опережающего развития созданные в Хабаровском крае, обречены на провал, считают эксперты. В первом случае — по причине острейшего кадрового голода, во втором — из-за отсутствия транспортной инфраструктуры. Речь идет о новой ТОСЭР "Николаевск" и площадке "Амурск", входящей в ТОР "Комсомольск". Производство в этих городах умерло давно, жители бегут, и спасти ситуацию смогут только решительные действия региональных властей, но и у них нет понимания, в какую сторону двигаться, сообщает ИА AmurMedia.
Первые ТОРы — ТОР "Хабаровск" (площадки "Авангард", "Аэропорт" и "Ракитное") и ТОР "Комсомольск" (включает площадки "Парус", "Амурлитмаш" и "Амурск") были созданы в Хабаровском крае в 2015 году. После, в 2017 году, к ним добавилась ТОР "Николаевск". Если по первым двум территориям сейчас есть какое-то движение, то в Николаевске ситуация печальная.
Рассмотрим для начала вкратце, что такое ТОР и как эксперты оценивают их перспективы.
Смысл проекта довольно прост: создается некая территория с инфраструктурой и льготным экономическим режимом. По задумке в ТОР сразу же набегает толпа бизнесменов, которые начинают активно развивать экономику. Однако на практике получилось немного иначе.
"Сама по себе идея ТОСЭР была довольно глупой, будем честными. Мол, мы выделим бизнесу какой-то участок земли, и он там будет развиваться. Подходят ли эти участки для развития бизнеса или нет, никто не думал. При этом изначально предполагалось, что рядом друг с другом будут располагаться однотипные производства — то есть по сути конкуренты. Этим мало кого можно привлечь", — рассказал редакции "ФедералПресс" экономист Максим Кривелевич.
Подавляющее число предприятий, которые смогли "взлететь" в ТОРах, — либо ресурсодобывающие, либо очень крупные. Одним из наиболее успешных резидентов является верфь "Звезда" в Приморье. Но дело в том, что этот проект в любом случае реализовали бы в лучшем виде: в конце концов, его контролирует сам президент. Реальный эффект от создания территорий опережающего развития пока не очень понятен.
Для того, чтобы ТОР стали работать, кроме преференциального налогового режима, необходимы, по сути, две вещи: инфраструктура и кадры. Ни того, ни другого в Николаевске-на-Амуре нет. Добраться туда можно автомобильным транспортом и по воде. Авиаперевозки баснословно дороги, поэтому даже не принимаются в расчет. Водный транспорт имеет ограничение по сезонности. Ну а состояние автодороги — давняя боль нижнеамурцев. Вспомните только, сколько длится строительство дороги Николаевск-Селихино. Что качается кадров, то их просто нет. Да, некогда там работал один из крупнейших на Дальнем Востоке судостроительных заводов, было деревообрабатывающее производство, асфальтный завод, пищевое производство. Сейчас от всего этого остались руины.
— Амурск по дальневосточным меркам не является таким уж умирающим городом. В отличие от многих других городов, здесь имеется какая-никакая работа. В 2012 году сюда пришла компания "Полиметалл", которая занялась добычей и выплавкой золота. Чуть позже открылось шпоновое производство при помощи "Амурской лесопромышленной компании". Еще одно место занятости – патронный завод "Вымпел". Вот, собственно, и вся крупная промышленность — рассказал генеральный директор Амурского ЗЖБИ Александр Данильченко.
Тем не менее счастливыми себя горожане не чувствуют. Так, по словам Анастасии, которая работает на "Вымпеле", работодатель часто позволяет себе месяцами задерживать зарплату.
Население уезжает. Молодежь не видит перспектив, пенсионеры стремятся в более комфортный климат, люди среднего возраста ищут достойных условий для самореализации.
— Круг замкнулся, — говорит к.э.н., доцент кафедры мировой экономики и таможенного дела Хабаровской академии экономики и права Владимир Норин. — Для того, чтобы дать развитие ТОСЭРам, необходимо построить инфраструктуру, в первую очередь социальную. Это привлечет кадры, которые нужны для производства. Помните крылатую фразу "кадры решают все"? Вот это самая главная составляющая дальнейшего развития.
— Надо отдать должное действующему губернатору, — продолжает эксперт, — с его приходом началось какое-то движение в области строительства социальной инфраструктуры. Но это лишь часть колоссальной работы, которую требуется провести. И губернатор в одиночку справиться не сможет, это очевидно.
Как показали недавние кадровые события в правительстве, проблем в инвестиционном блоке накопилось предостаточно, это показывает и ситуация с освоением финансов на выполнение программы развития Комсомольска-на-Амуре. Очевидно, что без влияния федерального центра каких-либо изменений в лучшую сторону ожидать не приходится. Но, как говорится, под лежачий камень вода не потечет. Без понимания того, кто ответственен за жизнь в этих городах и реализацию амбициозных проектов, движения не будет. Сейчас есть куча различных министерств и ведомств, отвечающих каждое за свое направление. Но их действия до того разрозненны и несогласованны, что "правая рука не знает, что делает левая". Если дело на текущем этапе и можно решить, то двумя способами: либо губернатором "в ручном режиме", но для этого ему нужно будет забросить другую работу, либо тотальной перестройкой действующей системы взаимодействия правительственных структур. А здесь без "кровопотери" обойтись будет невозможно.