Чуть более двух лет прошло с момента открытия в Хабаровске первого на Дальнем Востоке гипермаркета "Леруа Мерлен". За это время рынок действительно существенно изменился: свои условия теперь диктует французский ритейлер, однако и к ним можно приспособиться и выжить, сообщили корр. ИА AmurMedia Ко Виктории представители хабаровского бизнеса, занятого в сфере торговли стройматериалами и товарами для дома.
На прошлой неделе во Владивостоке открылся первый в Приморье и второй на Дальнем Востоке гипермаркет "Леруа Мерлен". А первый город, с которого французский ритейлер начал работу на Дальнем Востоке, это Хабаровск.
С момента открытия прошло чуть более двух лет, и за это время, как того боялись владельцы местных торговых сетей и магазинов, занятых торговлей стройматериалами и товарами для дома, на этом рынке произошли большие перемены.
Причем мнение массового потребителя и местного бизнеса категорически разошлись. Если рядовых горожан, людей, как правило, небогатых, появление "Леруа Мерлен" обрадовало, то владельцы сетей и магазинов стройматериалов понесли потери. Некоторые из них огромные потери — вплоть до ликвидации предприятий и ухода с рынка.
Так, закрылись магазины "Ковчег", на грани балансирует сеть "Домовой", сократилась сеть магазинов "Стройка". Уцелевшие игроки, бывшие лидеры продаж, также поплатившиеся потерей точек и прибыли за конкуренцию с "Леруа Мерлен", решили объединить силы против общего конкурента. Иначе им не выстоять.
"Леруа Мерлен" (Leroy Merlin) является лидером рынка DIY-ритейла в России (DIY— аббревиатура "do it yourself", то есть "сделай сам", популярный формат самообслуживания в розничной торговле). В конце 2017 года сеть объединяла в России 75 гипермаркетов.Ассортимент представлен 35 тысячами наименований товаров. В 2017 году общий товарооборот Leroy Merlin в РФвырос на 21% и составил 266 млрд руб.К 2023-му есть планы по трехкратному увеличению товарооборота — до 800 млрд руб. В 2018 году, по собственным оценкам сети, она заняла около 13% российского рынка DIY, однако, по другим оценкам, доля компании составила около 20% рынка.
С недавних пор в Хабаровске стали появляться новые баннеры, на которых некогда самые популярные хабаровские сети по продаже стройматериалов "Свиф" и "Баярд" были представлены вместе. Картинка недвусмысленно намекала на идущее объединение компаний.
Процесс слияния бизнеса идет поэтапно, с прошлого года. Клиентов постепенно переводят на новые рельсы. Так, к примеру, с февраля 2019 года держатели дисконтных карт "Баярда", получают скидку, приобретая товар в магазинах "Свиф", и эти покупки так же учитываются в общей сумме накоплений.
— Пока юридически "Свиф" и "Баярд" — это разные компании, но процесс интеграции уже запущен, и в обозримом будущем это будет одна большая компания, — подтвердил информацию о слиянии коммерческий директор "Свифа" Артем Родионов.
В компаниях не стали скрывать, что послужило причиной объединения бизнеса.
— Слияние действительно вызвано приходом игрока федерального уровня "Леруа Мерлен" на рынок ДФО, — говорит начальник отдела маркетинга "Баярда"Татьяна Кондрахина. — Основной целью слияния является объединение ресурсов, знаний и опыта работы на рынке компаний "Свиф" и Баярд для того, чтобы предложить покупателям еще более широкий ассортимент качественных товаров для строительства и ремонта. Сейчас мы сообща активно прорабатываем другие направления развития.
Между тем, конкуренты критически оценивают перспективы укрупненного нового-старого игрока.
— По нашим оценкам, сейчас доля "Леруа Мерлен" на хабаровском рынке стройматериалов и товаров для дома порядка 70%. И вряд ли она увеличится в будущем. Учитывая разные финансовые возможности, противостоять такому суперигроку можно, лишь капитально переориентировав бизнес. Поэтому не уверен, что у объединенной компании это получится — ведь по основным позициям, по товарной матрице она по-прежнему напрямую конкурирует с "Леруа Мерлен", — поделился мнением коммерческий директор хабаровской сети магазинов стройматериалов "Столичный двор" Рустам Газизов.
По словам Рустама Газизова, "Столичному двору" тоже было несладко в первые месяцы после прихода в Хабаровск крупнейшего европейского ритейлера, хотя и готовились к этому событию загодя. Компании пришлось поменять всю привычную схему работы.
— Мы перестроили линейки наших товаров, напольных покрытий, кафеля, сантехники, таким образом, чтобы товары в "Леруа Мерлен" уступали нашим. Для этого мы убрали пересекающиеся позиции, найдя такую нишу, чтобы и по ассортименту, и по соотношению цена-качество наши товары оказались предпочтительнее. Это было непросто, — рассказал Рустам Газизов. — Другой важный момент, который надо учитывать в борьбе за покупателя, — это формат торговли. У нас не магазин самообслуживания, а стандартный розничный формат, с продавцами-консультантами. Зачастую люди, увлеченные идеей самостоятельного ремонта или строительства, но слабо разбирающиеся в этих вопросах, спешат купить в гипермаркетах товары подешевле и по итогу проигрывают, просто потому, что не знают, что на самом деле под их задумки требуется. Поэтому, обратите внимание, процент возврата товаров в обычных сетях намного ниже, чем в магазинах самообслуживания, как "Леруа Мерлен".
Участники рынка убеждены, занятые высоты главного законодателя на рынке торговли стройматериалами и товарами для дома французский гигант уже никому не уступит (Если, конечно, Хабаровск не привлечет вдруг серьезных китайских ритейлеров). Хотят того другие игроки или не хотят, они обязаны будут выстраивать свои планы с постоянной оглядкой на действия супертяжа.
— Мы тщательно изучали опыт работы "Леруа Мерлен" в разных городах страны, и везде история повторяется. Так было в Москве, Екатеринбурге, Краснодаре, в Сибири, в Хабаровске. Так будет и во Владивостоке. Во всех местах присутствия "Леруа Мерлен" полностью занимает сегмент самообслуживания, а во всех остальных направлениях, более специализированных, требующих квалифицированных специалистов можно спокойно работать, — советует приморским компаниям, присматривающимся к нового конкуренту, Рустам Газизов. — В строительные гипермаркеты ходят за материалами для общестроительных работ, и в этом сегменте тягаться с "Леруа Мерлен" невозможно, зато за дизайнерскими "изюминками" в виде не рядовой сантехники, люстр или керамики, элементов декора идут в магазины другого формата. Главное — найти свою нишу.
Впрочем, не исключено, что поиск своей ниши хабаровскому торговому бизнесу придется искать еще не раз, и весьма энергично — в этом году предполагается открытие второго в Хабаровске гипермаркета "Леруа Мерлен".
О существовании таких планов ранее говорили в самой компании, а недавно их подтвердили и городские власти, сообщив, что возведение второго гипермаркета "Леруа Мерлен" начнется в районе ул. Воронежской-Трехгорной. В марте этого года администрация Хабаровска извещала о проведении аукциона на право аренды двух земельных участков на этих улицах.