Пять крупных дорожно-транспортных происшествий с участием городского общественного транспорта зафиксировало в мае ИА AmurMedia. По мнению горожан число аварий возросло с 1 апреля, когда большинство городских маршрутов перешли в руки коммерсантов. Об этом свидетельствует масса возмущений, пришедших на интернет-конференцию в ИА AmurMedia. Полторы тысячи посетителей оставили три десятка вопросов. Корреспондент агентства выяснил, почему создалась такая ситуация и есть ли выход из неё.
Звёзды сводки происшествий
Вот перечень ДТП с участием городского общественного транспорта по сообщениям ИА AmurMedia:
29 мая автобус компании "Пять звёзд" врезался в бетономешалку.
26 мая автобус "Пять звёзд" перевернулся на трассе Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре.
23 мая разнимали драку кондуктора с пассажиром автобуса "Пять звезд"
20 мая автобус "Пять звезд" и легковушка оставили город без трамваев.
10 мая автобус компании "Пять звезд" перевернулся в Ульчском районе Хабаровского края.
Плюс к тому, статистика, предоставленная ИА AmurMedia отделом пропагаднды Хабаровской ГИБДД, красноречиво свидетельствует о том, что водители коммерческих предприятий относятся к безопасности перевозки пассажиров куда хуже, чем муниципального транспорта.
"За период январь — март 2019 года в городе Хабаровске с участием пассажирского транспорта зарегистрировано 24 ДТП, в которых 1 человек погиб, 25 человек получили ранения.
Из указанного количества ДТП по вине водителей произошло 18, 16 из которых произошли с участием транспорта, принадлежащего частным перевозчикам.
Основные причины:
- резкое торможение,
- нарушение правил посадки/высадки пассажиров
- не соблюдение правил начала движения
- выезд на полосу встречного движения
- наезд на световую опору
- не предоставление преимущества в движении при повороте налево
- не предоставление преимущества в движении пешеходу на регулируемом пешеходном переходе.
За нарушение требований правил дорожного движения и действующего законодательства при организации работы осуществления перевозок пассажиров Госавтоинспекцией г. Хабаровска за 3 месяца 2019 года к административной ответственности привлечен 751 водитель пассажирского транспорта, 5 должностных лиц, 4 юридических лица.
Редакция ИА AmurMedia, собрав вопросы читателей и статистику, неоднократно обращалась с запросом о работе городских автобусов к начальнику управления транспорта Сергею Суковатому. Наши обращения и по сей день остались без ответа.
"Звёзды" в ДТП. Фото: Очевидец происшествия
Всё у нас хорошо
Зато, судя по отчёту заместителя мэра Хабаровска по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Александра Андрюшина перед депутатами Хабаровской городской думы, "в Багдаде всё спокойно". Ежедневно на улицы краевой столицы, как и в марте, выходит 720 пассажирских транспортных средств, которые курсируют по 63-м маршрутам.
Муниципальное предприятие "ГЭТ" обслуживает один автобусный, один троллейбусный и четыре трамвайных маршрута. В марте в правительство Хабаровского края направлена заявка на приобретение 24 трамваев и троллейбусов. Из городского бюджета предприятию в 2019 году выделено 67 миллионов рублей — это на шесть городских маршрутов. 43 миллиона из них – на ремонт трамвайного пути. А остальные 57 схем движения обслуживают 34 коммерческих транспортных предприятия.
— Городской общественный транспорт работает без сбоев, — заявил с высокой трибуны Александр Андрюшин.
Александр Андрюшин. Фото: Пресс-служба администрации Хабаровска
А вот судя по обращениям наших читателей в интернет-конференцию, картина на улицах города совсем другая. В погоне за рублём в часы пик автобусы обгоняют друг друга, а ранним утром и вечером, и вовсе могут не выйти в невыгодный рейс. Пассажиры ждут: автобус в расписании есть, а на остановку не появляется. И вообще, порой несутся с такой скоростью, что просто страшно ехать.
За безопасность отвечают все
Если ответственность за безопасность пассажиров государственного предприятия практически не вызывала вопросов, то предприниматели к этому вопросу относятся далеко не так. А как известно, с 1 апреля в Хабаровске муниципальный общественный транспорт практически не составляет конкуренцию коммерческому. МУП "ГЭТ" обслуживает всего один автобусный маршрут №1.
Единственный муниципальный маршрут. Фото: ИА AmurMedia
— За безопасность пассажиров несёт ответственность сам перевозчик, — заявила ещё в апреле на заседании комитета по городскому хозяйству гордумы замначальника управления транспорта администрации Хабаровска Ольга Симакова. — Мы стараемся контролировать частных перевозчиков, периодически проводим рейды.
Как видно из далеко не полной майской сводки происшествий, толку от этих коллективных выходов надзирателей на линию практически нет.
– Между прочим, городское управление транспорта имеет в своём распоряжении средства объективного контроля: систему ГЛОНАС, которой оборудован весь общественный транспорт города независимо от формы собственности на него, — объясняет ситуацию депутат Хабаровской городской думы Николай Илющенко. Он руководил трамвайно-троллейбусным управлением Хабаровска восемь лет, и естественно, знает в отрасли "каждый винтик". — Система автоматически фиксирует нарушения, а дальше управление транспорта вправе направить этот факт в межрегиональное управление государственного автодорожного надзора (МУГАДН), ГИБДД, комитет по лицензированию. Раз штраф, два – и компанию можно лишить лицензии за такую перевозку пассажиров. Но почему-то городское управление транспорта этого не делает.
Николай Илющенко. Фото: Архив Николая Илющенко
Известное дело, когда нет должной реакции на нарушения, самые лучшие законы попросту не работают.
— Того же Юрия Васильева – главу компании "Пять звёзд", уже просто невозможно наказать, — продолжает Николай Илющенко. – Он обслуживает такое количество городских маршрутов и графиков, что уже не понятно, кто кем управляет: городское управление транспорта всеми перевозчиками или Васильев управлением транспорта.
Кто виноват
На самом деле пассажирам без разницы, муниципальное предприятие их везёт или коммерческое. Главное, чтобы:
- водитель строго соблюдал ПДД и другие требования безопасности пассажиров,
- транспорт ходил регулярно и по расписанию,
- качество обслуживания удовлетворяло запросы горожан,
- чтобы на общественном транспорте можно было добраться в любую точку города на работу, в поликлинику, на прогулку, в кино-театр, и обратно домой утром, днём и вечером.
— Всё это можно обеспечить при грамотном управлении процессом и всеми его участниками, — уверен Николай Илющенко. – Когда в нашем городе преобладало промуниципальное развитие общественного транспорта, была основа, которая предлагала пассажирам альтернативу и составляла мощную конкуренцию коммерческим перевозчикам. Был эталон, на который, хочешь-не хочешь – приходилось равняться. А когда городское управление транспорта практически развалило единственное, совсем недавно созданное МУП "ГЭТ", эталон исчез. И что мы сейчас имеем?
Автобусам на улице Хабаровска стало тесно. Фото: ИА AmurMedia
Шесть муниципальных маршрутов: один автобусный, один троллейбусный и четыре трамвайных на работу остальных перевозчиков практически не влияют. Водители коммерческих автобусов в погоне за пассажирами не только ездят на перегонки. Они умудряются втроём-четвером взять маневренный и скоростной троллейбус "в коробочку", не дать ему подъехать к остановке. Оштрафуй разок этих друзей за такое поведение – глядишь, в следующий раз подумают: гнаться за рублём или чётко выполнять свой график.
Но почему-то призвать к порядку коммерческих перевозчиков городское управление транспорта не может. Или не хочет. И горожане всё чаще вынуждены свой рубль вкладывать в развитие городского такси, а хотели бы – в общественный транспорт.
Что делать
К примеру, чтобы любой горожанин имел возможность уехать восвояси на автобусе после спектакля в театре, кто ж мешает дать коммерсанту пару-тройку самых выгодных рейсов и при этом обязать его выполнять вечерний не выгодный? Возложить разумную социальную нагрузку. Давали же тем же парикмахерским муниципальные помещения в аренду с условием, что пенсионеров будут стричь за 50 рублей. И если среди всех клиентов бабушек и дедушек не более 20% — эта схема работала. И на транспорте – хотите делать пять рейсов с 8 до 9 утра – берите на себя один в 22.30, и вперёд.
— По-хорошему на остановках в расписании должно быть указан не интервал 5-7 минут, а конкретное время 8.42 и указан перевозчик, выполняющий этот рейс, — добавляет Николай Илющенко. – Народ должен знать "своих героев" и иметь выбор, этому перевозчику платить, или уехать на другом на 7 минут раньше или позже. Вот тогда будет конкуренция. Кроме того, в 2016 году учёные ТОГУ разработали программу работы общественного транспорта, привязанную к потребностям населения. На её создание было потрачено 5 миллионов рублей из городской казны. И сейчас этот толковый, на мой взгляд, труд лёг на стол в бумажном виде, а не на дороги города.
Ученые изучили потоки населения: опросили сотни тысяч горожан, когда и куда они едут, когда бы хотели, изучили существующую маршрутную сеть на предмет дублирования маршрутов, графики движения, наполняемость автобусов.
Хабаровский трамвай. Фото: пресс-служба администрации Хабаровска
— В итоге они выдали экономически обоснованную маршрутную сеть, — считает наш консультант. – Сейчас в городе по 63-м маршрутам в будние дни выполняется 732 графика автобусного движения в день. А необходимо и достаточно всего 28 маршрутов включая 4 трамвайных, 3 троллейбусных и 21 автобусный. В расчетах ТОГУ при интервале движения 5 мин. ожидания автобуса на остановке, на линии городского транспорта будет белее чем достаточно 455 автобусов в будние дни. При этом интервале движения все автобусные маршруты рентабельные, а при интервале движения в 10 минут становятся еще и прибыльными!
Если подумать, то на самом деле пассажиру большой разницы нет, пять минут ждать автобус или десять. Особенно, если есть чёткое расписание, которое выполняется с погрешностью не более 1-2 минуты. Люди к нему куда легче приспособятся, чем к интервалу 5-17 минут.
Плюс к тому, если по городу будут курсировать не 732, а 455 единиц общественного транспорта, дороги будут значительно разгружены. С улиц уйдут 277 транспортных средств общественного движения. При этом значительно улучшится охват тех районов города, которые страдают от неудовлетворения запросов горожан на его шаговую доступность.
Число автобусов можно уменьшить. Фото: Пресс-служба администрации Хабаровска
— Пора признать, сложившаяся система управления общественным транспортом в городе попросту архаична и не отвечает интересам города. Её срочно нужно менять. Будет другой система правил и реальный контроль их исполнения, и перевозчики поедут по-другому. Им будет деваться некуда. Не смогут эти – придут на рынок другие, — подводит итог Николай Илющенко. – Полагаю, нынешняя транспортная ситуация попросту кому-то выгодна. Иначе, что сейчас мешает управлению транспорта взять в руки имеющиеся рычаги и навести порядок? Неумение работать или чьи-то личные интересы?