Все вокруг имеет свой вкус и запах. Пахнет земля, пахнет трава, пахнет весенний ветер. Каждый нос чувствует эти запахи по–своему: кому то нравится, кому–то нет. Кто–то говорит о собаке: псиной воняет! А кто-то зарывается носом в шерсть любимой животины.
Так и с козами. Наверное, еще со времен зарождения козоводства идут споры о запахе козьего молока. И, чаще всего, эти споры не имеют твердой почвы под собой, а основаны на слухах. Кто–то пил козье молоко в детстве, кто–то не пил, но "мама сказала". Я пила в детстве, но совершенно не помню ни вкуса, ни запаха. Вот коровье помню, потому что жила у бабушки и не раз наблюдала, как она доит корову. Ритуал вечерней дойки завораживал. Бабушка мыла руки под рукомойником, убирала узел волос под платок, обдавала ведро кипятком. В стайке (так назывался коровник) бабушка тихо и осторожно усаживалась на скамеечку у ног коровы, мыла ей вымя и о чем–то тихо с коровой разговаривала. Потом о стенки ведра ударяли звонкие струи. После дойки вымя смазывалось жирной мазью. Полное ведро с белой шапкой пены заносилось в дом и уже тут процеживалось через прокипяченную марлю по банкам.
Зачем я это вспомнила? К вопросу о человеческом факторе. Коза пахнет козой, корова – коровой. Если коза чистая, плохому запаху неоткуда взяться. То же самое и с коровами. Если живут козы по десять голов на квадратный метр, утопая в навозе, будет пахнуть молоко, да еще как. Но и коровье будет пахнуть в таких условиях. Именно человеческий фактор мы обсудили с Игорем Васильевичем Даниленко – фермером козоводом.
Игорь Даниленко и его козы. Фото: Служба коммуникаций Агентства по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке
— Яйцо не может быть фермерским, оно – куриное, – рассуждает Игорь Васильевич. — Так же и молоко. Вся продукция, произведенная в фермерском хозяйстве, должна обозначаться не просто "фермерская", она должна иметь свое "лицо". К примеру, сыр из козьего молока, изготовленный фермером Татьяной Даниленко. Каждый фермер должен отвечать за свою продукцию своим именем. И если с продукцией что–то не так, значит, и в данном хозяйстве что–то не ладится.
За свое хозяйство Даниленко краснеть не приходится. Многие в нашем регионе уже слышали о "Зорькином поле" — так называется и хозяйство, и продукция семьи Даниленко. Хозяйство небольшое, но крепкое и перспективное, потому что подход у Игоря Васильевича к делу вполне научный.
Татьяна Даниленко. Фото: Из архива И. Даниленко
О Даниленко мы уже не раз рассказывали: как переехал с семьей в Кутузовку, приобрел Дальневосточный гектар, получил миллионный грант на развитие козоводства. Писали мы и о том, почему именно козы оказались в приоритете у Игоря Васильевича. Он объяснил нам свою позицию так:
— Козы — животные выносливые и неприхотливые. Учитывая то, что они по природе чистоплотны, уборки за ними не так много, как за коровами. И с кормами проще, если принять во внимание капризы дальневосточного лета. На "Зорькином поле" для коз создан настоящий санаторий. Чистые сухие стойла, овес зреет прямо за забором, чистые поилки. А самое главное – выгул.
— На промышленных фермах животные находятся в шумных, тесных помещениях – рассказывает Игорь Васильевич. — Они испытывают постоянный стресс, а ведь давно известно, что это сказывается на качестве продукции. Витаминизируют в больших масштабах животных химическим способом – добавляют порошок в корма. А у фермера Даниленко козы получают больше овса. Наелись досыта, попили чистой воды, нагулялись вдосталь. Все это на вольном воздухе, в тишине и покое. Потом отдали свое молочко любимой хозяйке Татьяне, и спать на чистую соломку... А вот Игорю и Татьяне еще труды предстоят – сделать из этого молочка вкуснейший сыр и йогурты. Но это ничего, Даниленко к труду приучены и все делают с любовью. А нам с вами остается только пойти в магазин "Самобранка" и отведать продукцию фермера Даниленко. Ручаюсь – вкус и запах у нее превосходный.
Ирина Оксаниченко