Большая рыба в российской политике: Всероссийская конференция рыбаков и ее последствия

Что решили делегаты и участники крупнейшего события отрасли
Всероссийская конференция работников рыбохозяйственного комплекса. Фото: пресс-служба ВАРПЭ

Решение Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса (прошла 16 апреля этого года в Москве) окончательно подтвердило, что рыбная отрасль страны готова выступать консолидированной силой, способной оказать значительное влияние на госрегулирование российского рыболовства. Судя по положениям решения конференции, основными направлениями деятельности отраслевого сообщества как минимум на предстоящий год станут, с одной стороны, расширение взаимодействия бизнеса и профсоюзов, с другой – продолжение интеграции "рыбацкой повестки" в сферу внимания и интересов Федерального Собрания РФ, что может привести к появлению первого в политической истории страны цивилизованного отраслевого лобби. Ключевые моменты резолюции первой Всероссийской конференции рыбаков — в материале ИА PrimaMedia.

Рыбак, закон и подзакон

"Красной нитью" и выступлений докладчиков конференции, и самого решения, утвержденного 120-тью делегатами, представляющими все "рыбные" регионы страны, стало разрушение "исторического принципа" распределения прав доступа к промысловым ресурсам. Первым шагом к изменению сложившейся за 15 лет системы стали изменения в базовый отраслевой закон "О рыболовстве…", которые открыли дорогу, по сути, к изъятию у нынешних добросовестных пользователей 50% квот – с последующей продажей прав на добычу этих объемов водных биоресурсов на коммерческих аукционах. Пока, по заверениям чиновников правительства РФ, речь идет только и исключительно о валютоемких крабах. Но поскольку утвержденные Совфедом 22 апреля изменения в закон носят, как это часто бывает в российском законодательстве, "рамочный" характер, реально судьбу "исторического принципа" решат те шесть подзаконных актов кабмина, которые еще только предстоит принять. Так что у перезаключивших в прошлом году квотные договоры на 15 лет предприятий сегодня нет, по сути, никакой гарантированной государством надежды остаться с изначально выделенным ресурсом нет.

Угроза "крабовых аукционов", напомним, была главной темой и IV Съезда рыбаков РФ, который был организован в Москве 26 февраля 2018 года. Несмотря на единодушное неприятие отраслевым сообществом идеи возвращения к "квотным" аукционам, за прошедший со времени проведения съезда год идея окрепла и вызрела до законодательного воплощения.

"Делегаты и участники конференции выражают решительное несогласие с концепцией Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов", который изымает половину производственного ресурса, закрепленного за предприятиями в 2018 году,

— говорится в тексте решения апрельской конференции российских рыбаков.

— Конференция выражает решительное несогласие с решением Правительства Российской Федерации об изменении базовых принципов отраслевого законодательства".

Вместе с тем в решении конференции большое внимание уделено именно механизмам этого "изменения базовых принципов", и здесь отраслевое сообщество видит как минимум несколько моментов, противоречащих самим принципам законодательной и нормативной работы представительной и исполнительной власти в Российской Федерации.

По оценке Всероссийской конференции, изменения основ отечественного "рыбного" законодательства, напрямую влияющие на финансово-экономическое состояние отрасли в целом, каждого предприятия в отдельности и социально-экономическую ситуацию в "рыбных" регионах, готовились в режиме секретности. Причем из обсуждения "аукционных идей" – намеренно или нет – были исключены не только отраслевое сообщество и профсоюзы рыбаков, но и региональные власти. Причем речь сегодня идет не просто о "кулуарности" в принятии решений регуляторами отрасли, а о нарушении законодательных процедур.

"Делегаты и участники Конференции указывают на несоблюдение установленной процедуры при подготовке и рассмотрении указанного закона и выражают моральную поддержку всем предприятиям, которые на всех уровнях судебной власти оспорят принятый закон",

— говорится в решении конференции.

В тексте отмечается, что оценка регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта прошла в ускоренном режиме – 15 дней на публичное обсуждение и 10 дней на подготовку заключения. Даже за такой мизерный срок отраслевое сообщество и региональные власти успели направить почти 1,5 тысяч отзывов, но беспрецедентная активность, говорящая о высокой консолидации сообщества и серьезной озабоченности субъектов федерации последствиями инициатив, не дала результата – заключение не было учтено при обсуждении законопроекта в правительстве. Более того, в нарушение регламента Госдумы законопроект не послали в региональные органы власти для рассмотрения в течение 30 дней.

Также на сегодняшний день, отмечают делегаты и участники конференции, ничего не известно о тех шести подзаконных актах, которые и должны установить ключевые принципы проведения "квотных аукционов" (и, соответственно, изъятия выставляемых на торги ресурсов у нынешних пользователей), а также, как предполагается, конкретизировать те совершенно размытые пока "инвестиционные обязательства", которыми должны быть обременены победители аукционов.

Между тем выступающие на конференции представители отраслевых объединений не раз напоминали о том, что практика подзаконных актов зачастую может не просто исказить первоначальный замысел законодателя, но и просто превратить его в противоположность. Эти опасения в части регулирования рыбной отрасли и побудили участников конференции единодушно поддержать заявление президента Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Германа Зверева о необходимости парламентского и общественного контроля за реализацией и без того неоднозначного "аукционного" законопроекта.

В решении конференции Государственной Думе и Совету Федерации предлагается "разработать конкретные формы парламентского контроля за издаваемыми правительством Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти нормативно-правовыми актами в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и обеспечить участие рыбацких объединений в соответствующем парламентском контроле".

От кабинета министров же рыбацкое сообщество ждет обеспечения "прохождение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов, разработанных в целях исполнения упомянутого Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в части совершенствования порядка распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".

"Делегаты и участники Конференции отмечают, что в органах государственной власти обсуждают предложения, направленные на демонтаж всей опорной конструкции российского рыболовства, значит – судьба базового "исторического принципа" закрепления прав на добычу (вылов) водных биологических ресурсов не предрешена. Делегаты и участники Конференции отмечают, что отмена законодательных основ работы отрасли неизбежно приведет к ухудшению социально-экономического положения в прибрежных субъектах Российской Федерации и негативно отразится на обеспечении уровня продовольственной безопасности государства",

— резюмирует консолидированное мнение отрасли текст решения конференции.

Рыба должна говорить

Помимо закона об "аукционных квотах" отраслевое сообщество рассматривало на конференции и ряд других острых моментов госрегулирования отрасли, касающихся пограничного контроля, технических регламентов безопасности продукции, "цифровизации" отрасли, и множества других вопросов, находящихся в ведении целого ряда федеральных органов исполнительной власти и надзорно-контрольных ведомств. Основная проблема в каждом случае, уверены участники и делегаты конференции, — в том, что диалог регуляторов с отраслевым сообществом ведется либо формально, либо его нет вовсе.

В поддержку инициативы по переходу диалога между отраслью и властью на новый уровень, выдвинутой президентом ВАРПЭ Германом Зверевым, высказались принимающие участие в работе отраслевого мероприятия председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, член комитета ГД по экономической политике, промышленности и инновационному развитию Алексей Веллер, член комитета Совфеда по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева, депутат ГД, президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Григорий Ледков.

По словам депутата ГД Михаила Веллера, закон о "квотных аукционах" стал в нижней палате российского парламента своеобразной "лакмусовой бумажкой", выявившей тот факт, что информированность федеральных парламентариев о работе и проблемах рыбной отрасли в целом еще очень и очень низка. Тем не менее, запрос на диалог с рыбаками в Госдуме есть, заверил Веллер, и здесь очень важна и консолидированность отраслевого сообщества, и качество подготовленных объединениями аргументов.

Коллегу-депутата концептуально поддержал и председатель комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, отметивший, что конструктивного общения с правительством по "рыбной повестке" зачастую не хватает и самим депутатам. Приглашением к такому диалогу, по словам Николаева, стало специально принятое Госдумой постановление, которым правительству рекомендуется принять до конца этого года нормативный акт, закрепляющий сохранение "исторического принципа" в российском рыболовстве.

"С целью выработки консолидированной позиции органов представительной власти рекомендовать рыбохозяйственным ассоциациям и объединениям на постоянной основе проводить работу по информированию избранных от прибрежных регионов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации о позиции рыбохозяйственных организаций и предприятий по ключевым вопросам нормативно-правового регулирования рыбохозяйственной отрасли", — так в решении конференции был закреплен несомненный успех отраслевого сообщества в деле превращения ранее двухстороннего диалога (то есть "бизнес — регулятор") как минимум в многосторонний ("бизнес – законодатель – исполнительная власть").

Учитывая, что руководство нижней палаты российского парламента (в лице, прежде всего, спикера ГД Вячеслава Володина) взяло курс на усиление роли депутатского корпуса в политической и экономической жизни страны, можно говорить о том, что этот трехсторонний диалог о ситуации в рыбохозяйственном комплексе может вырасти в успешный пилотный проект по созданию в России прозрачного и цивилизованного отраслевого лобби.

Общественное и политическое

"До тех пор, пока рыбная отрасль не откроется обществу и не докажет ему, что освоение национальных водных биоресурсов идет в интересах страны в целом, запросы, жалобы и предложения отраслевого сообщества не будут иметь веса в глазах власти". Эта мысль (или подобные ей) появилась в публичном пространстве при обсуждении "рыбной повестки" относительно недавно, но уже успела найти немало влиятельных сторонников. Об этом говорил в ноябре 2018 года тогда еще врио губернатора Приморского края Олег Кожемяко на Международном конгрессе рыбаков во Владивостоке, за необходимость участия в диалоге о будущем российского рыболовства общественности и профсоюзов высказывались российские парламентарии на Всероссийской конференции в Москве.

Между тем первый, но крайне важный шаг в этом направлении был сделан отраслевым сообществом раньше – на упомянутом IV Съезде рыбаков был дан старт обсуждению и заключению трехстороннего Отраслевого соглашения в рыбохозяйственном комплексе страны (ранее такого соглашения в отрасли никогда не принималось). За прошедший год отраслевое сообщество в лице Всероссийской ассоциации рыбопромышленников и Российского профсоюза работников рыбного хозяйства была проделана немалая работа: создано отраслевое объединение работодателей (без чего заключение соглашения было бы невозможно), подготовлен проект самого соглашения.

Согласование сторонами документа, защищающего трудовые права и социальные гарантии рыбаков, сегодня вышло на финальную стадию. 24 апреля Пленум ЦК профсоюза работников рыбного хозяйства обсудил предложения и дополнения в проект Отраслевого соглашения, в ходе Всероссийской конференции 16 апреля о своем видении итогового документа высказались представители Росрыболовства.

Отметим также, что начиная с 2018 года, Всероссийская ассоциация рыбопромышленников и ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства выступают в качестве соорганизаторов важнейших отраслевых мероприятий, начиная со Съезда рыбаков и заканчивая апрельской конференцией, в решении которой прямо рекомендовано "усилить работу рыбохозяйственных ассоциаций и объединений по взаимодействию с региональными профсоюзными организациями" — для выработки совместной, консолидированной позиции по ключевым вопросам нормативно-правового регулирования в отрасли.

И, наконец, вполне однозначно и недвусмысленно о совместных целях бизнеса и профсоюзов говорится в решении конференции по поводу придания мероприятию статуса ежегодного:

"Делегаты и участники Конференции приняли решение о проведении ежегодной Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса в целях координации общественно-политической работы по защите законодательных основ и социальной стабильности в рыбохозяйственном комплексе Российской Федерации".

От ИА PrimaMedia отметим в заключение, что сама идея сделать конференцию ежегодной говорит о старте формирования самостоятельной общественно-политической платформы, с наличием которой в преддверии следующего цикла выборов (думских в 2021-м и президентских в 2024 году) придется считаться всем участникам политических процессов в стране.

С полным текстом решения Всероссийской конференции работников рыбохозяйственного комплекса можно ознакомиться на сайте ВАРПЭ.

Загрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia