Производительность труда в России почти в четыре раза меньше, чем в Ирландии. А в целом в развитых странах этот показатель в два раза лучше российского.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в 2017 году в странах ОЭСР производительность труда была в среднем вдвое выше, чем в России. Средний для ОЭСР показатель составляет $54,8 в час. В то же время производительность труда в России в 2017 году, по предварительной оценке, составила $26,5 в час.
Этот показатель характеризует объем ВВП, вырабатываемый в среднем трудящимся за один час работы (в текущих ценах, отражающих паритет покупательной способности). Отставание России остается серьезным, несмотря на рост производительности по сравнению с предыдущим годом на 7%. Однако по этому показателю страна всего лишь вернулась на уровень 2014 года.
Для сравнения, у лидирующей по этому показателю в ОЭСР Ирландии производительность составляет $99,5 в час. Ненамного отстает Люксембург – $98,5 в час. У Норвегии – $83,1, у Бельгии и Дании – свыше $76. У Германии и США этот показатель находится в районе $72. То есть все эти страны опережают Россию по этому показателю в 3-4 раза.
На то, что в России вдвое хуже производительность труда по сравнению со странами ОЭСР, обратил внимание и премьер-министр Дмитрий Медведев. Еще в августе 2017 года он заявил, что россияне работают больше, чем в странах ОЭСР, "а результаты весьма средние". Среди факторов, тормозящих рост производительности труда, Медведев перечислил отсутствие стимулов из-за недостаточной конкуренции, технологическое отставание, слабый менеджмент, недостаток инвестиций и несовершенство законодательства.
Как сообщил РБК главный экономист БКС Владимир Тихомиров, низкая производительность труда в России вызвана недостаточной автоматизацией производства, отсутствием современного оборудования, низкой квалификацией рабочей силы.
Правительство поставило задачу увеличить производительность труда, однако пока единственной реальной мерой на этом пути является новая методика расчета производительности, которую недавно представило Минэкономразвития.
Герман Штакеншнейдер