Бизнесмен должен управлять не настоящим, а будущим своего бизнеса. Однако, в своём бизнесе владельцы нередко стремятся решить сиюминутные проблемы и даже пытаются поработать за кого-то. Между тем, зная и практикуя всего 12 функций собственника, владелец может не только чётко обозначить цель и направить к ней свою команду, но и научиться управлять своим бизнесом из будущего. Таким мнением с корр. ИА AmurMedia поделились автор системы внедрения стратегического управления в малый и средний бизнес, известный бизнес-тренер и консультант Антон Шаповал и основатель и руководитель компании "Стратег ДВ", известный в Хабаровске предприниматель Алла Ткаченко.
Двадцать четыре
24. Столько часов в сутках обычного человека. Предприниматель же пытается то вставать пораньше, то ложиться попозже, то работать круглосуточно: постоянно не хватает времени. Взаймы для работы уходит время отпуска, выходные, прогулки с детьми, весёлые игры с любимым человеком. Почему так? Ведь начиная бизнес, человек мечтает о свободе, о том, чтобы "не работать на дядю", а в итоге сам для себя стал ещё большим деспотом. "Подождите, но вот тут не хватает оборотных средств, а здесь сотрудники не справляются с задачей, а вон там партнёры подводят, а ещё проблемы на складах" — так обычно объясняют свою сверхмерную загруженность.
— Казалось бы, проблема ясна: не хватает времени, значит, на рынке появится и предложение. Специалисты по тайм-менеджменту научат делить задачи на категории, поручать их подчинённым, контролировать исполнение. Но вдруг возникает другая проблема: как мотивировать сотрудников, как стимулировать, как наказывать? Где брать новых, потому что старые чего-то стали разбегаться… Чувствуете? Решая проблему за проблемой, мы только их умножили. Что делать? Закрываться? Нет, разобраться, — считает Алла Ткаченко, руководитель компании "Стратег-ДВ".
Любой проект – это живой организм. Он рождается, живёт, достигает совершеннолетия, входит в историю человечества, или, к вашему неудовольствию, тихонько кашляет и подрагивает, демонстрируя нездоровье. Можно ставить горчичники премиальных выплат сотрудникам, колоть допингом рекламного бюджета, пришпоривать кадровыми прополками – работать с симптомами, "решать проблемы по мере возникновения". Но есть совсем другой путь.
— Бизнес-лихорадка, описанная выше, когда отделы трясёт, графики выручки прыгают, сотрудники "вываливаются", а клиенты отваливаются – лечится наведением порядка во всём организме. И начинать надо с головы. С головы владельца, — уверена Алла Ткаченко.
Голова на плечах
Если глаз решит, что он совсем не глаз, а например ноготь, и ему срочно понадобится отрастить на себе ногтевую пластину, вы же пойдёте к доктору. Это явная проблема. Но в своём бизнесе владельцы регулярно совершают одну и ту же ошибку, создавая самому себе проблему: пытаются поработать за кого-то. При этом забывая о своих функциях. Обращаясь же к консультантам, получают решения сообразно запросам: улучшаются какие угодно навыки, кроме тех, которые реально важны.
— Все консалтинговые компании на этом рынке учат собственников справляться с проблемами здесь и сейчас, решать проблемы настоящего времени. Если бы обращался за решением не владелец бизнеса, а директор, топ-менеджер, это было бы не плохо. Но у бизнесмена совсем другой уровень: он должен управлять не настоящим, а будущим. Чётко видеть цель, и направлять команду, — поясняет Алла Ткаченко.
Если помочь собственнику управлять из будущего, то многие вопросы решаются сами собой: ясно с кем по пути, сам собой решается вопрос мотивации, замотивированные на достижение цели сотрудники используют все ресурсы для достижения цели, всю мощь своего интеллекта, а не ждут команды от руководителя, распыляя его IQ по сотням решений мелких проблем.
— Рынку, бизнесу, обществу, критически не хватает технологий и навыков стратегического управления. Стратегического планирования, стратегического маркетинга, финансовой стратегии, стратегического управление персоналом. Всего 12 функций собственника, блаженное неведение которых и приводит к печальным результатам, — поделилась Алла Ткаченко.
Технология, не магия
Запрос на продукт есть. И было бы странно, обладая знаниями, технологией и специалистами сидеть в сторонке молча, теша собственное самолюбие: ха, а мы-то знаем как, но вам ни за что не расскажем. Но, прежде чем выходить с предложением к потребителю, продукт нуждается в тестировании. И чем жёстче будут условия, тем лучше.
— Что может быть жёстче региона, с неразвитой экономикой и инфраструктурой, межэтническими конфликтами, с необразованным населением, эпидемией СПИДа – центральной и южной Африки? Цель для себя мы поставили амбициозную и по-настоящему стратегическую: развитие муниципалитетов и регионов, явные изменения в обществе по списку показателей формируемому правительствами – образование, экономика, преступность, — сказал Антон Шаповал.
Чтобы начать работать с регионом, проводили демонстрацию технологии на примере одного населённого пункта: брали небольшой город, в сто тысяч жителей, и выполняли контрольные замеры силами заказчика, для исключения предвзятости. Повторные измерения показателей правительственными учреждениями через полгода нашей работы стабильно демонстрировали положительную динамику.
Звучит как сказка: Африка, показатели, не хватает только шаманских танцев. Но всё строилось на обучении участников проекта и работе со СМИ. Без чёрной и белой магии. Мы формировали команду в регионе, давали им технологию, определяли общую цель, образ будущего, помогали в работе и корректировали исполнение.
Стратегический подход оздоравливает всё общество. Люди становятся внимательнее, живее, хотят достигать большего. У них нет ни желания, ни времени на асоциальные поступки, ложные цели.
В результате мы и протестировали методику, и получали документы, подтверждающие её эффективность. Это была победа после трёх с половиной лет кропотливой работы. И достаточное основание чтобы предложить продукт на родине.
— Поначалу было непросто. Когда всем привычно "мы наладим продажи, маркетинг, менеджмент", а тут предлагают заняться стратегией бизнеса, постановкой цели, то у первых обучавшихся руководителей были очень большие сомнения в достижении результатов. Нас постоянно сравнивали с другими консультантами, болезненно реагировали на шероховатости внедрения. Но, чем дальше мы продвигались, чем лучше и совершеннее становилась система, тем меньше было настороженности и предубеждений у новых клиентов, — признался Антон Шаповал .
Ориентир компании "Стратег ДВ" — разумность, логика. При этом методика проста, понятна и вносит согласие в предприятие. Ею легко овладеть и молодому предпринимателю, и руководителю с двадцатилетним стажем управления. Так первоначальный настрой зубров администрирования "да что вы знаете, молодые люди?" быстро сменяется на деловой и конструктивный.
— И на выходе из программы для руководителей мы слышим: "знаете, это все логично. Это то, что я хотел. Я знал отдельные элементы, но здесь это так систематизировано. Беру это, применяю и вижу, что у меня результаты растут. Я буду продолжать с вами сотрудничать, мне это нравится", — процитировал Антон Шаповал.
Принцип обучения в "Стратег ДВ": разделение управление на будущее и настоящее. Управлять будущим — предсказывать, закладывать решения, понимать и разбираться в том, что и как будет происходить.
-Мы уводим бизнес от привычного: купи станок, поставить работника и наседай на него "работай давай. Ты можешь!". Наш метод: разобраться в работе системы из оборудования, процессов обеспечения, входящего и исходящего потоков, алгоритмов работы персонала. Вначале разбираемся в этом, просчитываем, а потом создаём. Эффективность одного сотрудника возрастает в результате в несколько раз. Это как раз разгадка, почему в мире производительность труда много выше, чем в России, — пояснил Антон Шаповал.
И самым заметным преобразованием в любом бизнесе, который берёт на сопровождение "Стратег ДВ" – это выведение собственника из оперативной работы.
— Мы утверждаем, что его работа — управление будущим. Для этого есть специальные процедуры, которые надлежит изучить, применить, освоить, сформировать у себя соответствующие навыки. А управлять настоящим, заниматься оперативным управлением, это задача директора и его команды. Когда мы разводим два этих понятия, две функции, результативность работы предприятия вырастает многократно, — заявил автор системы обучения.
Моё и общее
Было бы странно, продвигать стратегический менеджмент и не заниматься им. Не менее странно, продвигать технологию, но подменять её харизмой и опытом лидера, каким бы крутым он не был. В этом глубоко уверен и Антон Шаповал, и все сотрудники девяти центров "Альянс Стратег", работающих в России.
— Мы единомышленники, у нас четко сформулированы цели. Мы прошли несколько ступеней обучения методике и используем её в своей работе. В нашей системе уживаются только те, кто сердцем болеет за результат. Глобальная цель — улучшить экономику в регионе, где мы работаем, — сказал Антон Шаповал.
Для хабаровского центра "Стратег ДВ" — улучшить экономику Хабаровского края. Дать людям правильное представление об экономике, основанной на производстве ценного продуктах, а не на денежной массе. Важность работы над качеством, обменной ценностью того, что мы производим. Это и будет оздоравливать экономику. Достаток же – естественное следствие следования экономическим законам.
— Казалось бы, вот собрались на обучение предприниматели, у каждого свои интересы и цели. Но когда мы предлагаем естественную общую цель – дела у всех идут в гору. И в этом тоже никакого колдовства: бизнес у всех здесь, на хабаровской земле. Развитие региона не зависит от доброй руки извне – это результат работы каждого из нас. И как только приходит понимание, что мы в одной связке, уходит настороженность, отчуждённость. Люди помогают друг другу, поддерживают. Происходит синергия — взаимное усиление участников, работающих для достижения одной цели, — так считает Алла Ткаченко.
Если демонстрировать на простых примерах, то в одной учебной аудитории люди находят себе и поставщиков, и потребителей, и специалистов по рекламе, и инвесторов. А общность взглядов на управление позволяет легко договориться и работать в едином режиме.
Как "пощупать" продукт? Посмотреть в глаза тренерам, задать вопросы самому Антону Шаповалу? Кроме записи на сайте www.strateg-dv.ru, можно переговорить лично с Аллой Ткаченко, руководителем хабаровского офиса, тренером и владелицей нескольких бизнес-проектов. Предыдущее предложение лучше перечитать медленно, чтобы понять: методика даёт возможность управлять несколькими предприятиями, и иметь время, чтобы реализовать свои жизненные устремления.
— Обращаться лучше будучи владельцем бизнеса. Но мы не отклоняем и управленцев предприятий: в конце концов, у них помимо задач совершенствования управленческих навыков могут быть здоровые амбиции по открытию своего дела, — заключила Алла Ткаченко.
Подробная информация о регистрации на обучение по тел.: +7-914-772-47-17, + 7-984-264-20-50 или на сайте www.strateg-dv.ru.