С новым предложением повысить минимальную розничную цену на крепкий алкоголь с 1 января 2019 года выступило Министерство финансов РФ, сообщает "РИА Новости" со ссылкой на официальный портал правовой информации. Согласно проекту документа этот шаг обусловлен борьбой с суррогатом и нелегальной алкогольной продукцией. Так, минимальную розничную цену на водку предлагают повысить до 215 рублей (с 205 рублей) за бутылку объемом 0,5 литра, минимальную розничную цену на коньяк с 371 рубля до 388 рублей за пол-литра, бренди — с 293 рублей до 307 рублей. Поможет ли эта мера ликвидировать "серый" и "черный" рынки алкоголя в Дальневосточном регионе, решило разобраться ИА PrimaMedia.
Считается, что минимальные розничные цены являются инструментом борьбы с дешевым контрафактным алкоголем на рынке. Посему в России время от времени устанавливаются минимальные розничные цены на крепкий алкоголь, включая водку и коньяк, а также на игристые вина и шампанское. И что примечательно, не всегда в сторону увеличения. Так, в 2014 году минимальная розничная полочная цена 40-градусной водки была снижена с 220 рублей до 185 рублей за одну полулитровую бутылку. Обернулось это махровым расцветом так называемого схемного алкоголя (выпускаемого с использованием схемы ухода от уплаты акциза на водку), миллионами недополученных налогов, крупномасштабной операцией, проведенной ФСБ совместно с ФНС 16 февраля 2016 года в Кабардино-Балкарии, закрытием 11 ликероводочных заводов, выпускавших "схемную водку", возбуждением 11 уголовных дел. Минимальная розничная цена на водку была повышена до 205 рублей (таковой она остается и сейчас).
11 июля 2018 года председатель правительства РФ Дмитрий Медведев освободил главу Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна от занимаемой должности. Позже, как утверждает портал pasmi.ru, Следственный комитет России возбудил в отношении него уголовное дело и объявил экс-чиновника в федеральный розыск, который, возможно, станет международным, поскольку в настоящее время Чуян обосновался в Израиле. По данным портала, ущерб, нанесенный экономике России, исчисляется суммой более 220 млрд рублей.
Язвы контрафакта? Требуется экономический скальпель
Будет или нет наведен порядок в сфере регулирования алкогольной продукции в Российской Федерации, сказать сейчас трудно. Схема по уводу 40-градусной от акцизов доказала свою живучесть и приспособляемость к внешним воздействиям. Подобно язве, она разъедает экономические устои государства и легальных производителей алкогольной продукции. Либо медленно удушая их петлей недобросовестной конкуренции (когда не платишь налоги и акцизы, себестоимость, естественно, снижается), либо беспощадно подставляя, как это произошло с владельцем водочной компании "Кристалл-Лефортово" Павлом Сметаной, потерявшим свой бизнес.
Победить "серый" рынок алкоголя можно только радикальными методами. Так, внедрение системы ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система, предназначенная для государственного контроля над объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), позволило существенно сократить одну из трех категорий алкогольного контрафакта – всевозможные подделки известных федеральных брендов. Да и у крупных легальных производителей, таких, как BELUGA GROUP, есть специалисты, которые проводят работу по выявлению и недопущению контрафакта на рынок.
Со второй категорией – суррогатами, изготовленными кустарным способом, спиртосодержащими жидкостями, такими, как лосьоны и печально известный "Боярышник", реализуемыми в основном через Интернет, SMS-рассылки и нелицензионные торговые точки, в настоящее время достаточно хорошо борются правоохранительные органы.
— Сложнее обстоит дело с так называемым схемным алкоголем, который присутствует на полке вроде бы на законных основаниях, поскольку стоит 205-220 рублей за одну полулитровую бутылку. На самом деле это тот самый весь дешевый алкоголь, с которого частично либо полностью не выплачивается акциз, — рассказывает заместитель генерального директора по алкогольному направлению АО "Белуга Групп Восток" Александр Крачковский. – Ну а поскольку он имеет все признаки легальности, бороться с ним очень сложно.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день доля такой водки на рынке занимает порядка 40% от всего рынка крепкого алкоголя. Вполне достаточно для того, чтобы потребитель, не вдаваясь в детали (заплачен или нет акциз с данной конкретной бутылки), выбрал то, что подешевле.
— Однако здесь большее значение имеет качество продукта. Если легальный производитель отвечает за качество товара, за его бренд, то весь дешевый алкоголь – это бренды "no name". Такой бренд существует полгода, потом ему на смену приходит новая торговая марка. Меняются заводы-однодневки, сдаются лицензии. И за качество никто ручаться не может. Вот это основное, на что должен обращать внимание потребитель. Покупая алкоголь неизвестной вам торговой марки, произведенный неизвестным производителем, вы имеете все шансы столкнуться с контрафактом, — говорит Александр Крачковский.
Выход, вроде бы, напрашивается сам собой. Уравнять в цене бутылку водки неизвестного бренда и водку известного федерального бренда, но не по той, которая выгодна нечистым на руку "схемникам", а по экономически обоснованной, честной, оправданной для покупателя и производителя цене.
— Естественно, потребитель будет отдавать предпочтение водке того бренда, который он знает. Зачем покупать неизвестный продукт и рисковать, если всегда можно купить надежный, качественный и безопасный алкоголь по приемлемой цене. Основная идея всех легальных производителей именно в этом, — поясняет Александр Крачковский.
Так сколько должна стоить самая дешевая водка?
Не менее 240 рублей за одну полулитровую бутылку, а с учетомповышения НДС не менее 250 рублей, говорят специалисты. На чем строятся эти расчеты? Попробуем разобраться.
В настоящее время минимальная розничная цена одной бутылки водки емкостью 0,5 литра равна 205 рублям. Формируется она следующим образом: отпускная цена от производителя – 173 рубля, от оптовика в розницу – 178 рублей (наценка 2,9%), на полке – 205 рублей (наценка 15,2%). Легальный производитель в этом случае, как говорится, работает "в ноль", то есть ничего не зарабатывает.
Практика показывает, что ни один оптовик на рынке алкоголя не будет работать на наценке 2,9% и ни одна розничная точка не будет работать на 15%. На 15% могут позволить себе работать только жесткие дискаунтеры. Но при этом они должны получать товар от местного производителя, иначе на конечную цену еще накладывается длинное логистическое плечо.
А между тем схемный алкоголь, как правило, производится не в том регионе, где реализуется. Выходит, его себестоимость гораздо меньше 173 рублей за бутылку (при этом стоит отметить, что в каждой бутылке водки только акциз и НДС составляет 131 рублей, а к этой сумме стоит еще прибавить себестоимость, логистику и наценку производителя). Как же говорилось выше, достигнуть этого можно одним путем: не платя акцизы и налоги.
Легальные производители, крупные игроки рынка при формировании МРЦ учитывая реальную ситуацию на рынке, предлагают следующее ценообразование, отпускная цена от производителя – 182 рубля, оптовая – 200 рублей (наценка 10%), розничная – 250 рублей (наценка 25%). При таком раскладе у производителя будет минимальный уровень рентабельности. В принципе наценка в рознице может составлять 20%, тогда МРЦ составит 240 рублей. Сделать цену ниже на Дальнем Востоке, имеющем достаточно большое логистическое плечо и малую заселенность региона, довольно трудно.
Когда региональная власть заинтересована в налогах
Итак, уверены легальные производители, повышения минимальной розничной цены на крепкий алкоголь до 240-250 рублей ослабит позиции поставщиков нелегальной продукции. Ведь основой конкурентоспособности последних как раз и является низкая цена. Ни в качестве, ни в маркетинге, ни в эффективности производства бутлегеры не смогут сравниться с добросовестными операторами алкогольного рынка.
Второй момент. Помогая добросовестному производителю, региональная власть не только способствует сохранению объемов производства и вытеснению нелегальной продукции с территории региона, но и генерирует источники новых налоговых поступлений.
К тому же, согласно федеральному законодательству, региональный бюджет может получить дополнительные доходы в соответствии с существующей моделью распределения акцизных платежей между регионами РФ в зависимости от объемов розничных продаж. Другими словами, чем больше экономически легальной алкогольной продукции реализуется в регионе, тем больше акцизных платежей поступает в его казну. Налицо и социальная составляющая: помогая ликвидировать "серый" и "черный" рынки алкоголя, власти защищают потребителей от контрафакта и способствуют повышению наполняемости регионального бюджета, за счет которого решаются многие социальные проблемы.
— Правительства нескольких регионов страны уже поддержали нашу инициативу по повышению минимальной розничной цены и обратились в Министерство финансов РФ, — рассказывает Александр Крачковский. – Было бы хорошо, чтобы своих коллег подержали и губернаторы дальневосточных регионов. Ведь для Дальнего Востока с его большим логистическим плечом и слабой заселенностью это особенно актуально. Думается, в Минфине прислушаются к мнению губернаторов и примут решение о повышении МРЦ до уровня 240-250 рублей за бутылку водки емкостью 0,5 литра если не на всей территории РФ, то хотя бы в рамках Дальнего Востока.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Небезопасная дешевая водка крепко обосновалась в розничных сетях и магазинах Приморья