Почему китайские студенты едут в дальневосточные вузы

Социолог Мария Садловская рассказала о предварительных итогах исследования, посвященном российско-китайским образовательным миграциям
AmurMedia ГОРОД
Высшее образование. Фото: pixabay.com

Лишь четверть из обучающихся в России китайских студентов хотела бы остаться у нас, в то же время почти половина русских ребят, поступивших в китайские вузы, планирует остаться в КНР. Ученые Тихоокеанского государственного университета провели масштабное исследование, посвященное студенческим миграциям. О предварительных результатах проекта, корр. ИА AmurMedia рассказала преподаватель кафедры "Социология, политология и регионоведение" Тихоокеанского государственного университета Мария Садловская.

Напомним, ранее ИА AmurMedia уже рассказывало, что ученые из Тихоокеанского государственного университета проводят исследование, посвященное студенческим миграциям. Год от года все больше российских, а в частности дальневосточных студентов отправляются получать высшее образование в КНР. Но тогда открытым оставался вопрос: наблюдается ли подобный процесс в отношении китайских студентов в России и насколько он симметричен?

Как рассказала участник исследовательской группы, преподаватель кафедры "Социология, политология и регионоведение" Тихоокеанского государственного университета Мария Садловская, проект изначально задумывался как сравнительный анализ социально-демографических характеристик студентов, выезжающих на учёбу в КНР с одной стороны и из КНР в Россию – с другой.

— Целью исследования было выяснить насколько равноценным является этот обмен в части качества человеческих ресурсов. Эта тема довольно актуальна, поскольку КНР является популярной страной для получения высшего образования у российских студентов вообще и у дальневосточников – в частности, к тому же, мы наблюдаем рост студенческих миграций с обеих сторон, — объясняет социолог.


— Мария Вячеславовна, если мы говорим о социальном портрете студентов, то каков он? Проще говоря — кто едет учиться? Зачем? Чего хотят добиться? Остаться работать в России или все-таки вернуться на Родину? Это дети из обеспеченных семей или в такие поездки отправляются и ребята со средним достатком?
— Чаще всего это дети из полных семей с материальным достатком средним и выше среднего. Большинство опрошенных (60 %) являются единственными детьми в семье, ещё 30% имеют по одному брату или сестре, остальные — из семей с тремя и более детьми. Все студенты представляют семьи с высоким (для Китая) уровнем образования родителей: примерно две трети опрошенных из семей, где родители имеют среднее или среднеспециальное образование, и ещё треть – из семей, в которых хотя бы один из родителей имеет высшее образование. Примерно половина отцов опрошенных обладают высоким статусом (руководители разного уровня, специалисты высокой квалификации). При этом треть матерей – домохозяйки, что также косвенно подтверждает материальное благополучие семей. Следовательно опрошенные нами в городах Сибири и Дальнего Востока китайские студенты не относятся к низким социальным слоям. Примерно 40 % опрошенных можно отнести к материально благополучным группам, еще 30% высказываются о сложностях только с дорогими покупками, остальные говорят о том, что денег хватает только на продукты и одежду.
— Каков масштаб происходящего? Хотя бы в общих цифрах — как много ребят выезжает? Много это или мало в сравнении с российскими / мировыми показателями?
— Согласно последним оценкам на данный момент в российских вузах обучается более 230 тысяч иностранных граждан из 176 зарубежных стран. И их число постоянно растет. Безусловно, лидерами по числу иностранных студентов являются Москва и Санкт-Петербург. Но на долю других регионов также приходится значительная часть обучающихся из-за рубежа: для вузов Сибирского Федерального округа это примерно 30 тысяч человек, Дальневосточного – около 7 тысяч человек. Традиционно больше всего студентов приезжает в Россию из Казахстана (около 40 тыс. за прошлый год), на втором месте – КНР (примерно 27 тысяч человек). Всего в вузах Сибирского Федерального округа обучается почти 6 тысяч студентов из азиатских стран, в вузах Дальневосточного Федерального округа – еще около 5,5 тысяч. Т.е. 80 % всех приезжающих на Дальний Восток иностранных студентов – именно китайцы (в Сибири – 20 %).
— Нельзя ли в данном конкретном случае говорить о явлении утечки мозгов, не покидает ли страну наиболее талантливая молодежь, для того, чтобы работать на более выгодных условиях в других государствах?
— Нет оснований полагать, что молодежь едет учиться за границу с единственной целью – остаться здесь. Большинство студентов (почти 60 %) собираются после окончания вуза вернуться домой. Некоторые респонденты рассматривают российские вузы как промежуточную ступень обучения, планируя продолжить учебу в других странах, и только затем вернуться в Китай. Еще 10% опрошенных пока не определились с дальнейшими планами. Да, примерно четверть студентов заявляют о своем желании остаться в России, но сколько из них точно останутся и приживутся – большой вопрос.
— Равноценен ли обмен? Сравнивая группы китайцев, прибывающих к нам и русских, отправляющихся в Китай.
— К тому, что уже было сказано выше о китайских студентах, можно добавить, что большая часть опрошенных (около 60%) учится за счет собственных средств, остальные – получили разного рода стипендии, гранты на образование, приехали по программам сотрудничества университетов. Около половины опрошенных имеют достаточно высокие результаты китайского единого государственного экзамена, в диапазоне 500-600 баллов. Однако студентов, имеющих максимально высокие значения (выше 680-690) и дающие право претендовать на хорошие вузы в КНР в выборке было единичное количество. Это говорит о достаточно хорошей базовой подготовке тех, кто приезжает к нам учиться: студентов, имеющих совсем низкие баллы, не имеющих шансов поступить в китайские вузы, в выборке было менее 10%. Ценностные приоритеты китайцев в результате изучения были условно распределены на три группы. Первая – это здоровье, семья и учёба. Вторая – карьера, материальный достаток, дружба. Третья – личностный рост, общественное благо, патриотизм. Можно заметить явное преобладание личностных ценностей над общественными.
Что касается российских студентов, обучающихся в Китае, то большая часть из них (более 60%) начинает обучаться на собственные средства, однако в процессе обучения получает университетские гранты и субсидии на оплату обучения (более 35% из поступающих на платной основе). Остальные изначально получили различные стипендии. При этом большинство россиян поступают без каких-либо вступительных испытаний, исключением являются только студенты творческих специальностей, которым необходимо предоставить примеры своих работ. Большая часть респондентов (70%) — дети из полных семей, около трети студентов имеют только одного из родителей или опекуна. Примерно половина опрошенных имеют по одному брату или сестре, еще 40% являются единственным ребенком в семье, остальные — из семей с тремя и более детьми. У подавляющего большинства российских студентов (73 %) хотя бы один из родителей имеет высшее образование, у 42% опрошенных оба родителя имеют высшее образование, у 11% — хотя бы один из родителей обладает научной степенью. Многие респонденты указали своих родителей как руководителей среднего звена, специалистов высокой квалификации и индивидуальных предпринимателей (62%). Руководителями высшего звена своих родителей назвали 10% опрошенных, еще 13% определили родителей как служащих среднего звена. Хотя бы одного из родителей определили как безработного всего 8% опрошенных. По материальному положению: большинство опрошенных (63%) отнесли себя к благополучным семьям, из которых 4% процента – очень обеспеченные семьи, которые могут позволить себе практически все. Еще 28% отнесли себя к благополучным семьям, но для которых покупка дорогостоящих вещей длительного пользования является проблемой. Остальные – из малообеспеченных семей, где денег хватает только на еду и одежду. При этом абсолютное большинство опрошенных российских студентов работают или подрабатывают во время учебы (более 70%). В отличие от китайских студентов в России, около половины опрошенных россиян хотели бы остаться в Китае после окончания обучения, из которых уже точно решили остаться почти 20%. Еще треть опрошенных хотели бы вернуться в Россию, а 5% имеют планы переехать в другие, более развитые страны. Остальные с выбором еще не определились. Ценностные приоритеты российских студентов условно распределились следующим образом. Первый приоритет – здоровье, семья, дети, любовь и личностный (духовный) рост. Второй – учеба, дружба, материальный достаток. Третий – карьера, общественное благо, патриотизм. Таким образом, как и в случае с китайскими студентами, очевидно явное преобладание личностных ценностей над общественными.
— Каковы основные результаты исследования. Коррелирует ли реальность с гипотезой, если нет, то почему? Можете подвести предварительные итоги своей работы — чего удалось достичь, что еще предстоит сделать?
— На данный момент проведен опрос китайских студентов в 7 городах: Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Якутске, Иркутске, Томске, Новосибирске. Исследование проводится при содействии Российского гуманитарного научного фонда (проект № 16-33-00031). Всего опрошено 412 человек. Данные этого опроса обработаны и сведены в единую базу. По результатам опроса составлен общий социальный портрет китайского студента, обучающего в вузах Сибири и Дальнего Востока. Параллельно опрашиваются российских студентов, обучающихся в КНР. На данный момент опрошены 352 человека, проживающие более чем в 20 городах КНР. Т.е. основная работа уже проведена, на очереди сравнение этих двух больших групп – российских студентов в КНР и китайских студентов в России по основным характеристикам, включая ценности, мотивы, миграционные настроения, социально-демографические характеристики. В планах обнародование полученных результатов в различных научных изданиях и публикация монографии.

‡агрузка...

© 2005—2019 Медиахолдинг PrimaMedia