Беседу с корр. ИА AmurMedia Ольга Мамонтова начала сразу с текущей работы сельхозкооператива "Вяземские продукты", который возглавляет около года.
Вместо пролога, или готовь семена осенью
Ольга очень подробно говорила о том, что лето и начало осени для заготовителей и переработчиков – самая настоящая страда, что всем работникам кооператива просто голову поднять некогда, что в сельском хозяйстве один день весь год кормит. А при этом нужно учесть все моменты и нюансы такого же периода, но уже в будущем году, и залогом успеха является обоюдное доверие кооператива и фермеров.
— Сейчас, помимо того, что продолжаем активно заниматься заготовкой, мы составляем план посадок на следующий год. Решаем с фермерами, какие семена лучше приобретать, что именно высаживать, какие сорта нужны кооперативу. Это всё — залог успешной работы и для кооператива, и для фермеров. Нам нужно быть уверенными в том, что они вырастят то, что нам нужно, а им – в том, что они смогут продать всё, что вырастят, — с увлечением поясняет Ольга.
Бросить торговлю и уйти квасить капусту
Постепенно разговор переходит на тему состояния сельского хозяйства вообще и в Хабаровском крае в частности.
— Раньше было сельское хозяйство, его почти забросили, и никто не вспоминал, что есть селяне со своими проблемами. Я изучала статистику. У нас в крае более семи лет вообще сельскохозяйственные кооперативы не создавались. Но года два назад ситуация изменилась, стали появляться кооперативы, в том числе и наш "Вяземские продукты", — обмолвилась Ольга и по просьбе журналиста рассказала историю кооператива.
Как оказалась, Ольга в бизнесе вовсе не новичок. И до того, как возглавила сельхозкооператив, уже имела за плечами неплохой предпринимательский опыт. Педагог-дошкольник по образованию, Ольга много лет успешно занималась торговлей, добывая необходимые знания откуда только было возможно.
— Я живу в Вяземском около 10 лет, приехала из Комсомольска-на-Амуре. Там я занималась производством мебели, были свой цех по производству мебели и магазин. А сюда приехала маме помочь, да так и осталась. Мама тогда заброшенную территорию взяла, там даже забора не было, сплошное болото. Вот я и приезжала время от времени ей помогать. Мы позже на этом участке построили гостиницу, магазин и кафе. И я как-то так втянулась, что решила остаться: поставила управляющих в Комсомольске и переехала в Вяземский.
Вначале, и Ольга этого не скрывает, у нее был к бизнесу чисто городской подход – и гостиница, и магазин, и кафе пользовались спросом, приносили неплохой доход, и, как отметила Ольга, можно было особо и не напрягаться.
— Я очень люблю свою работу, и считаю, что предприниматель должен обязательно постоянно что-то предпринимать. Если посижу полдня и ничего не сделаю, то у меня будет ощущение ущемленности. Нужно работать, двигаться. Если день не дал какого-то результата, то он прожит зря. Поэтому и магазин стала расширять, и кафе. При этом подумала: зачем закупать огурцы и помидоры, если тут у всех свои огороды. И стала принимать у населения овощи для кафе, а потом решила и в магазине их продавать.
Идея с закупкой овощей была настолько успешной, что через пару-тройку лет Ольге пришлось расширять магазин. И из торговой площади всего в 50 квадратных метров вырос магазин, в котором только торговый зал был в 600 квадратов.
— А еще для своего магазина я очень большой ассортимент продукции производила сама. Мы делали домашние колбасы, соки, напитки. Я, кстати, сама отрабатывала рецепты. И постепенно магазин стал изюминкой района, потому что только у нас можно было купить то, что мы производили.
И Ольга погрузилась в работу как в творческий процесс, начала искать интересные рецепты, работать над собственным брендом в виде этикетки. Но в какой-то момент вдруг начала понимать, что торговля – процесс монотонный, что в стенах магазина ей становится всё теснее и поле деятельности надо не просто расширять, а, возможно, и менять. И Ольга решилась на отважный шаг – сдать магазин в аренду торговым сетям.
— Предприниматель обязан идти в ногу со временем. В наш город стали заходить агенты, которые предлагали сдать магазины аренду. Я решила сдать и заняться любимым делом. Думаю, я сделала это вовремя. Зачем мне с ними конкурировать? Цены в сетях настолько низкие, что я даже на базе по такой цене товар не приобрела бы.
Нужен заготовительный пункт, а вообще просто всё удачно совпало
Оставив себе цех, которых Ольга создала при магазине, предприниматель с головой ушла в производство.
— Мы полностью загрузились работой по приготовлению варенья, джемов и за короткое время расширили ассортимент до 50 видов разнообразных плодово-ягодных консервов. Зимой упор делали на квашение, соление.
Продукция была востребована. Поставки шли во Владивосток, Николаевск-на-Амуре, достаточно большая часть реализовывалась на месте, в Вяземском районе. Например, много квашенной капусты и солений поставлялось в школы. Набирающее обороты производство требовало сырья. Тех объемов сырья, которыми обеспечивали цех фермеры, уже не хватало. И у Ольги возникла очередная идея – создать собственный заготовительный пункт или кооператив.
— И так совпало, что в Краевом сельхозфонде сменилось руководство и фонд начал активно развивать сельские территории края – ездили по району, искали людей, умеющих работать в сфере сельхозкооперации. Приезжали, конечно, и в нашу районную администрацию. Мы познакомились с Константином Борисовичем Могильным. Вот тогда и сложилось у нас сотрудничество, а если говорить точнее, сельхозфонд помог открыться нашему кооперативу. Я ведь тогда не знала, с чего начать. Дали контакты юриста, который нам подготовил все документы. Это было как скорая помощь. Все быстро.
Отметила Ольга и перемены, которые произошли в фонде незадолго до того времени, когда началось их сотрудничество.
— Не хотелось бы вспоминать плохое, но тот фонд был как хромая лошадь. А сейчас там работают настолько активные и увлеченные люди, что и работать приятно, и на новые идеи вдохновляют, и помогают, конечно. Такой объем денежных средств, который нужен в июле-августе для расчета с поставщиками, мелкий предприниматель найти, конечно, не может. Брать кредит в банке – долго и хлопотно. А сельхозфонд всю оплату поставленной продукции берет на себя, и кооператив ему позже эти средства возвращает. И фермеру спокойнее, потому что есть гарантия, что продукцию оплатят в срок и в полном объеме, и кооперативу удобно.
Заслужить доверие фермеров
Возвращаясь к теме создания сельхозкооператива, Ольга рассказала и том, с какими трудностями пришлось столкнулась, ведь поначалу фермеры относились к безналичному расчету с большим недоверием. Приходилось ездить по фермерским хозяйствам, по селам и деревням, разговаривать, объяснять и убеждать. И фермеры поверили. Не сразу и не все, но поверили — и в новые условия работы, и в свои возможности.
— Кооператив сейчас превратился в некий центр сельхозкооперации района. Мы имеем определенную базу, знаем, какие у нас есть фермеры, кто, что и сколько выращивает, у кого что хорошо растет. Я знакома практически с каждым фермером, объезжаю пасеки, их поля, смотрю, что растет, общаюсь с людьми. Мы постоянно общаемся и по телефону, и по вацапу. Они мне присылают даже фотографии с полей, чтобы я видела, насколько масштабно занялся человек — у него небольшой огородик или поле.
Такое постоянное и довольно тесное общение постепенно дает свои плоды. Ольга не без гордости рассказала, что и количество фермеров, сотрудничающих с кооперативом, стабильно увеличивается, и объемы закупаемой продукции постоянно растут.
— Заготовительные пункты кооператив открыл не только в Вяземском, но и в сёлах на территории района. К сожалению, у нас приграничный район, и не везде можно проехать беспрепятственно. В этом году мы начали проводить уже массовый закуп. В прошлом-то году мы открылись только осенью и успели принять только борщевую группу — картошку, свёклу, морковь. А в этом году мы и ягоду принимаем, и мед, и грибы – всё, что только произрастает.
По мнению Ольги, у фермеров сейчас есть мощный стимул работать. Почти каждый из них в прошлом имеет печальный опыт, когда весь или почти весь урожай, выращенный и собранный с большой любовью и большим трудом, оказался невостребованным по разным причинам и просто-напросто пропадал. Причины разные – и неумение организовать сбыт и логистику, и отдаленность территории, и отсутствие нужного транспорта для вывоза, и многие другие. Как говорится, у каждого своя беда.
— Теперь те фермеры, которые работают с кооперативом, не переживают и не волнуются. Более того, я знаю, что на следующий год объём по овощам будет гораздо больше, да и по качеству лучше. Мы теперь смотрим не только на объём, но и у кого какой сорт. Например, кабачки. Я записываю сорт, говорю: "Давайте вы мне на следующий год лучше этого сорта побольше посадите?". Кстати, в плане семян работаем с сельхозфондом очень плотно. У фонда есть связи с селекторами, есть профессоры, которые занимаются этим всю жизнь. Конечно, мне самой раздобыть всю эту информацию было бы очень тяжело, тем более выйти на них, а о фермерах и говорить не приходится.
60 тонн мало, нужно 2500
На сегодняшний день планируемый объём продукции уже в 42 раза больше, чем в прошлом году. И всё это потому, что кооператив, только начав работать, сразу договаривался с фермерами об увеличении посадок.
— Порядка 70 тонн уже закупили уже, и это до 1 сентября. В прошлом году закупили 49 тонн картошки, плюс капуста была. В этом году планируем закупить 2500 тонн овощей.
И хотя опыта работы с такими огромными объемами у Ольги пока нет, они её не пугают. Более того, предприниматель признается, что хотела бы их увеличить.
— Думаю, что можно спокойно все реализовать. Спрос на картофель, свеклу, морковь, капусту – традиционную русскую еду, большой. Да и переработка идет вовсю. Мы сейчас консервируем огурцы, делаем варенье, компоты, заморозку ягоды. Делаем имбирные напитки, сиропы из калины, аджика, хренодеры, березовый сок, пельмени. Продукция в своем роде уникальна. Например, у нас варенье готовится не таким способом, как на всех производствах: закинули все подряд в котел и варят. У нас оно уваривается в духовом шкафу: чугунная посуда, в которую кладется ягода, засыпается сахаром, ставится в духовой шкаф и от 8 до 12 часов методом томления готовится.
Говорит Ольга и о расширении производства, и, соответственно, об увеличении штата. В настоящее время под маркой "ИП Мамонтова" выпускается колбаса, которую с готовностью раскупают рестораны Владивостока, причем объём немалый – 700 килограмм в неделю.
— То, что мы сейчас выпускаем, у нас тут же покупают, мы не успеваем иногда производить нужные объёмы. Поэтому скоро у нас будут два цеха – мясной переработки и овощной консервации, уже идут работы по монтажу оборудования. Производственных площадей будет в шесть раз больше. Сейчас 70 квадратов, а планируем 500. Рассматриваем и реализацию продукции посредством интернета.
Кстати, сельхозкооператив готовится принять участие в "Празднике урожая", который состоится 8 сентября. Ольга пообещала представить на этой сельскохозяйственной выставке весь имеющийся ассортимент.
Овощехранилище, кадровый ресурс и миссия на земле
А пока Ольга решает вопрос с хранением всё нарастающим объёмом овощей.
— Проблема с овощехранилищем была и, прямо скажу, стояла очень остро.Количество фермеров, которые хотят сдать нам продукцию, постоянно увеличивается. И если мы её не заложим в овощехранилище, то мне придется просто бежать и прятаться. Представьте, если обмануть нормальных таких мужиков-фермеров. За плечами огромная работа, а реализовать урожай не могут, потому что нам хранить негде. Этого нельзя допустить. Поэтому краевой сельхозфонд нам помог решить эту проблему, в овощехранилище сейчас заканчивается реконструкция, и после реконструкции оно будет передано в управление нашему кооперативу.
Но производство есть производство, и как только решишь одну проблему, на ее месте возникает две новых. Наверное, поэтому Ольга заговорила и о кадровом вопросе, точнее, о кадрах, которых катастрофически не хватает ее производству и которые, как известно, решают, всё.
— В нашем городе нет профессиональных училищ, только лесхозтехникум. А мы остро нуждаемся в пищевиках различных направлений. Нужен и технолог, и операторы по производству. Каждую неделю даю объявление в газету, обращаюсь в наш центр занятости населения, но центр почему-то не идет нам навстречу… Центр учит на кого угодно – парикмахеров, водителей – но только не для пищевого производства. Хотя безработица в Вяземском довольно высокая. Я состою в совете предпринимателей района, и уже два раза поднимала этот вопрос: "Почему центр занятости не работает по нашим заявкам?". Пока ответа не дождалась.
Свое недоумение по поводу подготовки кадров в местном ЦЗН Ольга объясняет просто – сельхозкооператив работает не для получения прибыли, а для того, чтобы фермеры и сельхозпроизводители района имели крепкую материальную и производственную базу и могли использовать ее мощности для развития своих хозяйств. В этом Ольга и видит свою миссию.
— Все, что приобретается, является имуществом нашего кооператива и входит в состав неделимого фонда. Я могу получать доход как предприниматель, потому что произвожу продукт и его реализую. У меня есть план максимум, цель, можно назвать как угодно — создать полноценный центр сельхозкооперации.
Ты – фермер, владелец подворья, сельский житель или просто заядлый дачник? Вступай в группы "Агрофермер27" в социальных сетях! Здесь ты сможешь похвалиться успехами и обменяться ценным опытом, пожаловаться на проблемы и предложить пути решения, задать вопросы специалистам и попросить совета у коллег по цеху. Будь смелее, ты же фермер и привык рисковать! Жми кнопку!