Оксана Кожемяко: Люди просто так не жалуются!

Со всеми спорными вопросами в сфере здравоохранения готовы разобраться представители общественного совета
Здравоохранение. Фото: ИА PrimaMedia

9 августа, AmurMedia. Оксана Кожемяко, председатель общественного совета при министерстве здравоохранения Хабаровского края, рассказала корреспонденту ИА AmurMedia о возглавляемой ей организации, подвела итоги деятельности общественного совета и поделилась планами на его будущее.

— Вы работаете в сфере здравоохранения, в одной из самых важных и в некотором смысле достаточно болезненных сфер нашего общества. Прямо скажем, люди всё время чем-то недовольны. Много к вам поступает жалоб на медобслуживание?

— На самом деле, с апреля у нас новый состав. В этом году на базе министерства здравоохранения края создано два общественных совета: совет при минздраве и совет по независимой оценке качества. В прошлом мы много времени уделяли второму направлению, но было принято решение разделить деятельность на векторы, потому что объём обращений действительно очень велик. У нового состава совета несколько другие направления приложения сил, например обсуждение документов, программ, в том числе развития здравоохранения до 2020 года. Кроме согласования документов, их рассмотрения, большое внимание уделяется обращениям граждан. Вы правильно заметили — недовольных много, наверное, потому что и поток людей невероятно велик, ведь так или иначе, но каждый из нас рано или поздно обращается к медикам.

— Чем именно общественный совет может помочь населению?

— Мы работаем с обращениями граждан: люди звонят нам или заполняют специальные формы связи. За последнюю неделю поступило два обращения на нашу страницу на сайте министерства здравоохранения Хабаровского края по работе детской поликлиники и скорой медицинской помощи. Проверку по детской поликлинике мы уже провели, сейчас занимаемся отработкой обращения по скорой. На самом деле, это хорошо. Просто так ничего не бывает. Всегда есть какой-то вопрос, на который должен обратить внимание руководитель: что-то он пропустил потому что глаз со временем "замыливается", что-то не замечает, где-то большая текучка, а где-то и вовсе привыкли так работать.

— Не ошибается тот, кто ничего не делает!

— Именно. Люди просто так не жалуются. И да, мы говорим о том, что уровень заработной платы у медицинских работников в Хабаровском крае соответствует требуемым показателям ( губернатор недавно отчитывался перед президентом), медицинские учреждения оснащаются современным оборудованием, казалось бы, уровень медицинской помощи стал совершенно другим, но проблемы всё-таки ещё есть.

— На что в основном жалуются жители Хабаровского края?

— В основном на этику и деонтологию, так как им не совсем то объяснили, недостаточно проинформировали. Мы проанализировали работу сайтов наших медицинских учреждений на предмет наличия всех информационных телефонов, чтобы была обратная связь с руководством, проанализировали работу горячей линии, как отвечают на вопросы, доступна ли информация, так сказать, провели "контрольную закупку". Хочешь — не хочешь, а заниматься обращениями граждан приходится, это нужно делать. Мы следим, чтобы в нашей народной программе министерства здравоохранения Хабаровского края большое внимание как уделялось первичной сети. Почему? В стационары мы обращаемся редко, кто-то, может быть, вообще никогда, кто-то по экстренности один-два раза в год, а в поликлинику всё-таки мы ходим гораздо чаще. Если не мы, то наши родственники, знакомые, друзья. Это и диспансеризация, и больничные листы, и эпидемия гриппа, и даже вакцинация против клещевого энцефалита. Поэтому, конечно, большое значение нужно уделять работе первичного звена в поликлиниках и скорой помощи. Там, где люди получают неотложную помощь.

— А как обстоят дела с кадрами? Есть кому работать в поликлиниках, в скорой медицинской помощи? Хватает персонала? Ведь ни для кого не секрет, что квалифицированные кадры сегодня активно уезжают с Дальнего Востока в западные регионы страны.

— Кадровое обеспечение отрасли для нас большая проблема. Мы стараемся контролировать выполнение плана целевого набора студентов-медиков. Когда они начнут обучаться на безвозмездной основе и приходить в первичное звено, это, наверное, во многом поможет решить кадровый вопрос. Двадцать лет назад в поликлинику невозможно было устроиться, все участки были полностью укомплектованы врачами и медицинскими сёстрами, сейчас, мы знаем, этого нет. Поэтому люди и недовольны тем, что сидят в очередях. Многие до сих пор не знают, что удобнее записаться на приём к врачу не по телефону, а на портале государственных услуг: ты приходишь к своему времени, не нужно долго сидеть в общей очереди. Соответственно информирование населения тоже входит в задачи общественного совета. Говорить об этом нужно, чтобы люди знали, что есть портал услуг, что есть электронная запись, совсем не обязательно записываться по телефону. Пока нам никак не удаётся отойти и от того, что мы к семи утра приходим в регистратуру, берём талоны, чтобы записаться на приём к врачу. Советский менталитет в действии.

— Жалобы и обращения поступают со всей территории Хабаровского края. Получается, члены общественного совета, Вы, в частности, как и другие коллеги, которые с Вами работают, вынуждены постоянно ездить в командировки по краю, проводить какие-то встречи в районах?

— На общественных слушаниях мы проводим проверку медицинских учреждений и в районах, по необходимости выезжаем на места, если не можем, связываемся по телефону с тем, кто заявляет. Одно дело, что люди пишут, совсем другое, что тебе говорят из уст в уста. У каждой стороны всегда своя правда, надо разбираться и находить консенсус.

— Если квалифицировать обращения, поступают ли от населения какие-то конструктивные предложения? Или это бесконечные жалобы?

— Конечно, бывают и такие. Недавно, например, в обращении по одной из поликлиник предложили в случае большого потока людей приглашать на приём вторую медицинскую сестру. Мы поддержали эту идею и порекомендовали руководителю это сделать.

— Выходит, у вас налажена обратная связь с населением?

— Да, мы отвечаем населению и держим ситуацию на контроле, чтобы потом пойти проверить и посмотреть, изменилось что-то или нет. Чтобы человек написал жалобу, нужно его довести до какой-то точки кипения. Если вы чем-то недовольны, то поругались, собрались и ушли. Если же человек не пришёл к руководителю медучреждения, может быть, потому что того не было на месте, но всё-таки затаил в себе эту обиду, выплеснул на бумаге, ещё её и отправил, то наверное, это серьезный вопрос, который надо решать.

— Новый состав общественного совета работает сравнительно недавно, с апреля. Самое время набирать обороты. Какой-то план работы уже существует? Чем собираетесь заниматься в ближайшем будущем?

— Конечно, план работы у нас есть. В сентябре мы должны проанализировать работу с обращениями населения, будем обсуждать вопросы льготного лекарственного обеспечения граждан, центр по профилактике и борьбе со СПИД будет отчитываться по обеспечению своих пациентов препаратами от гепатита.

— Так вышло, что разговор мы посвятили обращениям населения к вам для решения проблем. Бывают ли такие моменты, чтобы в общественный совет обращались руководители медицинских учреждений, чтобы отстоять какие-то свои новаторства, аргументировать их? Такого не было?

— В составе общественного совета есть три представителя от Медицинской ассоциации Хабаровского края. Они, как раз и призваны защищать медицинских работников, дела ведь могут быть различными, в том числе, связанные с нарушениями административного и уголовного кодекса, случаются ошибки по халатности. Кроме того представители медицинской ассоциации должны участвовать в аккредитации специалистов. Сейчас мы уходим от системы сертификации, когда медицинские работники учились каждые пять лет, после окончания учёбы получали сертификаты и могли продолжать работать ещё пять лет. В последние два года мы переходим на новую систему обучения: у тех, кто работает сейчас, ежегодно идёт непрерывное медицинское образование, а потом происходит процесс аккредитации. Члены общественного совета также входят в состав комиссии. Выпускники медицинских ВУЗов с прошлого года уже аккредитуются, и члены общественного совета принимают участие в аккредитации специалистов, то есть в работе комиссии и посткомиссии Дальневосточного Медицинского Университета и колледжа. Это тоже одно из направлений нашей деятельности. Мы работаем с руководителями мед учреждений, чтобы люди были подготовлены, проходили учёбу, чтобы проводились конференции, повышающие квалификацию.

Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia