Музицирование высочайшего калибра — так оценили американские меломаны исполнительскую манеру именитого гостя, который на днях посетил дальневосточную столицу с концертом классической музыки. Валентин Урюпин — один из самых молодых дирижеров России, кларнетист, лауреат 25 международных кларнетовых конкурсов. Он впервые побывал на российском Дальнем Востоке, хотя до этого у него было немало концертов в Японии, Китае, Корее. Ему рукоплескали концертные залы Австрии, Бельгии, Болгарии, Германии, Италии, Испании, Финляндии, Франции, стран Восточной Европы. В качестве приглашенного дирижера Валентин работал с десятками оркестров. Год назад выиграл 8-й международный конкурс дирижёров имени сэра Георга Шолти (Франкфурт, Германия) — престижную премию для профессионалов не старше 34 лет. Вместе с оркестром "Новая Россия" записывал музыку для церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи. Корр. ИА AmurMedia удалось пообщаться с известным музыкантом после его концерта в краевой столице.
Музыка Вебера, Сальери и Моцарта в прочтении именитого дирижера звучала в Хабаровске. Фото: Олег Вахов
— Неделю назад у меня был концерт в Румынии с симфоническим оркестром Трансильвании, мы играли "Весну священную" Игоря Стравинского. После этого я выдержал три перелета, потому что по-другому к вам из Бухареста не доберешься, а на следующей неделе я дирижирую в Москве, — рассказал в промежутке между выступлениями Валентин Урюпин. — Слава богу, что в гастрольном расписании по прибытии в Хабаровск нашлось два выходных, и я смог перезагрузился.
Маэстро выступил в качестве дирижера с хабаровским Дальневосточным академическим симфоническим оркестром (главный дирижер — Антон Шабуров).
Музыка Вебера, Сальери и Моцарта в прочтении именитого дирижера звучала в Хабаровске. Фото: Олег Вахов
— У каждого оркестра есть свои собственные наработки и определенные традиции произношения музыки. Именитые, как правило, держатся за свои традиции. Выступая в Милане, Вене, Берлине, приобретаешь огромный опыт, накапливавшийся десятилетиями. Приезжая в российские регионы, нередко видишь некоторую зажатость, робость симфонических коллективов. Хабаровск в этом отношении меня приятно удивил: удалось довольно легко найти диалог с музыкантами, причем они легко шли на эксперименты, которые я предлагаю, поддержали мою интерпретацию произведений. В этом, думаю, заслуга и прежних главных режиссеров, и дирижера нынешнего, Антона Шабурова, который является одним из лучших в России. И я считаю, для Хабаровска это большая радость, иметь таких профессиональных музыкантов, — продолжает Валентин Урюпин.
Музыка Вебера, Сальери и Моцарта в прочтении именитого дирижера звучала в Хабаровске. Фото: Олег Вахов
Хабаровские зрители обратили внимание на своеобразие исполнительского почерка знаменитого гостя.
— У него огромная экспрессия! Это немного не вяжется со сложившимися стереотипами, может, даже, есть небольшой перебор, но лично мне понравилось — не было сомнений, что побывал на концерте гения! — высказал свое мнение Николай Ершов, любитель музыки с многолетним стажем.
Артистизм дирижера — отличительная особенность молодых, считает Людмила Тарвид, старающаяся не пропускать подобные концерты.
— Мне было очень интересно послушать исполнение концерта Карла Вебера — я очень люблю звучание деревянных духовых, кларнета, фагота, и сегодня получила безмерное удовольствие! — говорит женщина. — Но показалось, что солист был немного уставшим. Возможно, сказалось напряжение плотного гастрольного графика. Невероятная живость дирижера, правда, немного резала глаз.
Однако, все это окупалось погружением в классическую музыку, которая изливалась со сцены упругими объемными волнами.
— Живую классическую музыку мы слушаем не часто, но стараемся хотя бы раз в два месяца бывать на таких концертах, — объясняет хабаровчанка Наталья Кононенко. В филармонию она пришла с мужем и двумя 10-летними детьми.
— Произведения для меня сложноваты: они большие и многозвучные, хотя я и сам играю Вебера, но пока только то, что попроще, — признается Владислав Кононенко, ученик хабаровской музыкальной школы.
— Я старался прослушать каждую ноту: даже в наушниках это воспринимается по-другому, — дополняет его брат Дима.
— Это было потрясно! — говорит глава семейства Андрей Кононенко. — Музыку не только слышишь, но и чувствуешь: ощущаешь, как перекатываются валы в одном направлении, потом в другом. Особенно, в прозвучавшей симфонии Моцарта. В записи звучание, все-таки, не такое живое.
Концерт в Хабаровске Валентин Урюпин дал в рамках "Всероссийских симфонических сезонов". В программе были увертюра Антонио Сальери к опере "Сначала музыка, потом слова", Концерт №2 для кларнета с оркестром ми-бемоль Карла Вебера и симфония №41 до мажор "Юпитер" Вольфганга Амадея Моцарта.