Что такое прачечная самообслуживания, кто пользуется данной услугой, учитывая, что, наверное в каждой квартире есть стиральная машина и почему направление невероятно востребовано в Хабаровске? Секретами успешного бизнеса с корр. ИА AmurMedia поделилась владелица сети прачечных самообслуживания "Стирай-город" Мария Маслова.
"Большая стирка". Фото: Алексей Тимиргалеев
— Как давно был создан ваш бизнес?
— 17 ноября 2014 года. Так что в прошедшем 2017 году мы отметили трехлетие, а сейчас нам пошел четвертый год. Интересно совпало, что в моей семье родился первый ребенок – открылась первая прачечная, родился второй – открылась вторая. Сейчас мы накануне открытия третьей и четвертой, и возникают технические нюансы. Неужели придется вновь рожать? (смеется)
— Сегодня прачечная — не самый популярный бизнес, как вообще пришли к этой идее? Чем занимались раньше?
— Это своего рода семейный бизнес, а история создания для нас достаточно уникальна. Мы с супругом – люди абсолютно никак не связанные ни с прачечным бизнесом, ни с клинингом, ни чем-то еще из этой сферы. Мы — профессиональные бизнес-тренеры, работали (супруг продолжает работать) в крупных компаниях, вели проекты. Мое последнее место работы – банк, причем довольно узкая специализация. Занималась развитием сотрудников, персонала, себя, вела различные клубы в Хабаровске (клуб "Бизнес-книги"). По большей части это была активная интеллектуальная деятельность, никак не связанная с каким-либо производством. Но жизнь нам дарит подарки, дает возможность пересмотреть какие-то вещи для себя. Я ушла в декрет, и это время показалось мне прекрасной возможностью попробовать что-то еще в жизни, отличное от того, чем я тогда занималась. Будучи бизнес-тренером, с уважением относилась к коучам, имеющим свой профессиональный опыт, управленческую компетенцию. Хотела получить такой же опыт и сделать что-то интересное. И здесь мы уже подходим к созданию бизнеса. В свое время я побывала в Петербурге, невероятно понравилось, что там есть прачечные самообслуживания, и мы с супругом решили реализовать нечто подобное в Хабаровске. Для нас было важно открыть не просто какой-то коммерческий проект, а проект, которого либо нет в городе, либо он недостаточно хорошо развит, слабо представлен в краевой столице.
— Так супруг с самого начала поддержал вашу задумку?
— Мой муж тоже всегда выступал за уникальные проекты, поэтому типовую прачечную или обычный магазин хлебной продукции в качестве бизнеса мы не рассматривали. Нашей целью было получение управленческих компетенций, профессиональных навыков, связанных с ведением своего бизнеса, мы должны были понять, как нишевый бизнес делается изнутри, а не судить об этом по каким-то книжкам и тренингам. Хотелось сделать что-нибудь особенное, проявить себя в этом. Первой нашей прачечной именно супруг и занимался, как индивидуальный предприниматель. Я в это время сидела в декретном отпуске с малышом. Через полтора года мы начали набирать обороты, появилась масса различных административных моментов, договорных отношений с клиентами. Сейчас я всем занимаюсь, а муж помогает. В любом случае, это семейный бизнес, но никак не мой личный проект.
— Сколько вообще первоначальных вложений у вас было?
— Если не ошибаюсь, первый кредит был на сумму 600 тысяч рублей. Для прачечных такого типа это очень мало. Москвичи, когда продают франшизу, рекомендуют брать от 3 миллионов. Мы решили поступить по-своему, обратились к москвичам, получили от них рекомендации и примерные бизнес-планы. 600 тысяч – это был просто потребительский кредит, полученный в двух банках с абсолютно обычными ставками (18-19%). Позже было несколько займов у государства, в том числе у Фонда поддержки предпринимательства. В принципе, сейчас уже можем позволить себе покупать оборудование на собственные средства, не обращаясь в банк. А вообще, на первых порах искали помощь везде, где это только возможно, даже выиграли грант от Агентства содействия предпринимательству. Нам тогда очень повезло, можно сказать, "запрыгнули в уходящий поезд", ведь это был последний год, когда давали денежные гранты. Сумма гранта составила порядка 300 тысяч рублей, на которые мы приобрели первую большую сушильную машину с загрузкой до 12 кг. Конечно, это не деньги из воздуха, они налагают на победителя определенные обязательства, которые мы, слава богу, все выполнили. Невозможно получить грант и просто купить себе то, что необходимо. Мы отчитались за каждую копейку, трудоустроили сотрудников, увеличили налоговую базу, занялись благотворительностью. Все то, о чем мы писали в гранте, мы выполнили и продолжаем выполнять.
— Вы говорили о расширении бизнеса.
— Да, спустя два года после открытия первой прачечной у нас появилась вторая, а сейчас количество клиентов заметно увеличилось, плюс постоянно поступают заявки об открытии филиалов в определенных районах... Поэтому на данный момент параллельно действуют два проекта по открытию новых прачечных в рамках действующей сети. Один проект называется "Центр бытовых услуг 24 часа", расположен на Выборгской, в районе "Золотых башен". Это отдельно стоящее здание, которое уже построено, но еще не введено в эксплуатацию. Для нас там выделено трехэтажное помещение, многоуровневый офис, где будет организована большая производственная часть и условия для пребывания посетителей. Изначально нашей целью было чтобы не просто люди пришли, "постирались" и ушли, а могли посидеть, попить чай, поговорить, посмотреть телевизор, полезно провести время.
Параллельно идет процесс по созданию еще одной точки. Это будет прачечная с большей квадратурой, расположенная в районе Центрального рынка возле ДК Профсоюзов. Там помещение порядка 40 квадратов, и в нем помимо непосредственно прачечной планируем также сделать душевую комнату. Эта идея родилась не на пустом месте, бывает, что в уже действующие прачечные приходят люди, те же дальнобойщики, и спрашивают: "Можно где-нибудь душ принять?". Здесь мы не можем таких условий предоставить, а там планируем поставить душевую кабину, чтобы люди могли постирать вещи, передохнуть, попить чай, поболтать, помыться и уже с хорошим настроением поехать дальше. Стараемся сделать так, чтобы бизнес не был типовым, а выгодно отличался от конкурентов. Сейчас вводим услуги, которых у конкурентов нет, делаем все, чтобы человек получил уникальный продукт за весьма доступные деньги. Клиент никогда не должен переплачивать за воздух.
— Раз мы заговорили о конкурентах, то много ли их у вас? Возможно, химчистки?
— Нет, конкурентов не много. Тем более сложилось так, что за время нашей работы закрылись три прачечных. При этом они предлагали купить их оборудование, но мы не стали, так как наша позиция покупать только новое. Мы никогда не покупаем что-либо с рук, даже по доступной цене, в тех же закрывающихся прачечных, потому что мы за то, чтобы оборудование было новое и чистое. "Стирай-город" — прачечная принципиально открытого типа, то есть каждый может приходить, смотреть, как его вещи стираются — индивидуально, в чистой новой, продезинфицированной машинке, и все это прозрачно и открыто.
"Большая стирка". Фото: Алексей Тимиргалеев
Про конкурентов. В Хабаровске есть другая прачечная самообслуживания, но она находится на территории студенческого городка. У них своя целевая аудитория, у нас своя. Остальные химчистки, которые работают с мехами, нам не конкуренты, т.к. как раз мехами мы не занимаемся. Каждый находит своего собственного клиента. Я знаю, что мы занимаем определенный сегмент рынка, наши клиенты — это те люди, кому важно качество, скорость, человеческие отношения. Это особенность "Стирай-города", у нас администратор – это не просто приемщица, которая формально переписывает все, что принесли, и еще рычит, что у вас здесь пятно, а помощница, фея, которая взаимодействует с клиентами. Поэтому нашим администраторам часто приносят шоколадки, соки, цветочки, ведь они действительно разговаривают с клиентом как с клиентом, а не просто с человеком, который принес им деньги.
— Как вообще выстроена работа "Стирай-города"?
— Есть три формата работы, если говорить о взаимодействии с частными лицами. Первый – это самообслуживание, вы можете сами прийти и постирать свои вещи. Если сейчас свободной машинки нет, можете позвонить и записаться на любое время, за это с вас дополнительных денег не возьмут. Второй вариант для тех, кто не хочет ждать, а таких клиентов процентов 90. Люди приходят, отдают вещи администратору, и здесь уже идут открытые договорные отношения, дружеская позиция. В отличие от обычных прачечных, где технолог принимает решение, как что стирать и с чьими еще вещами группировать. Вы не задумываетесь о том, что вы сдали вещи и их кучей с другими загрузили в машинку на 20 кг, сгруппировали, допустим, по цвету или типу, и постирали с чьими-то еще. У нас вы отдаете белье администратору и проговариваете температуру, моющие средства, интенсивность сушки. И только если вы вообще не знаете, чего хотите, то тогда уже администратор на свое усмотрение принимает оптимальное решение, минимальное по рискам для вас. Люди бывают разные, с разными предпочтениями. Кому-то только освежить, а кому-то хорошо отстирать. Третий вариант включает доставку. В этом случае вы даже не видите администратора: позвонили, заказали курьера, он приехал и забрал вещи. Привез сюда, здесь постирали, он отвез обратно заказчику.
"Большая стирка". Фото: Алексей Тимиргалеев
Отдельное направление – это корпоративные клиенты. С нами нередко работают те, кто разочаровался в других химчистках и прачечных и нашел в "Стирай-городе" тот уровень сервиса и то отношение, которое требовалось. У нас другой ценник для корпоративных клиентов, но мы точно гарантируем, что сделаем именно то, что они ожидают, все будет соответствовать требованиям. Люди даже готовы переплачивать по сравнению с тем, что они получали в других прачечных, потому что знают — сроки будут максимально короткими, а качество хорошим.
— А много корпоративных клиентов?
— Нет, не очень много. Из тех, кого можно упомянуть — Хабаровский аэропорт: все эти белоснежные салфетки в бизнес-классе — предмет нашей гордости. Это уже показатель, мерило, что администратор достиг определенного мастерства работы, ведь контроль качества там невероятно серьезный. Я видела, как они проверяют, берут каждую салфетку, подносят ее к окну и если видят пятно, замятость, то эту салфетку обязательно вернут. Когда мы только к ним приехали, нам дали огромную стопку салфеток от другой прачечной, обработанную не должным образом. Мол, "если справитесь, то мы будем с вами работать". Мы справились.
— Приемка как-нибудь оформляется документально? Составляется ли опись принесенных вещей или у вас все на доверии?
— Если честно, у нас второй вариант. Мы не производим опись принесенных вами изделий, если они не крупные. Большие однозначно фиксируются, одеяло, к примеру, или пуховик. Если же это просто одежда, она не описывается, а просто фиксируются, что принесена. С вами согласовывается цена, и все стирается. Если возникают спорные вопросы, то у нас на каждой точке есть онлайн-камера и администратор может по запросу клиента предоставить видеозапись, а руководитель в оперативном режиме заглянуть, какой и где идет процесс, что можно скорректировать. За все время у нас не было ни одного имущественного вопроса, возникшего именно по поводу описи.
— Самые амбициозные планы? Покрыть весь Хабаровск и идти дальше?
— Честно, пока невероятно амбициозных планов нет. Есть план открыть несколько прачечных, территориально расположенных в разных местах, и несколько прачечных в близлежащих к Хабаровску территориях, в том числе Комсомольске-на-Амуре и ряде других городов. Неожиданно для нас к нам начали поступать запросы от других людей, которые хотели бы открыть аналогичные прачечные и которые даже готовы говорить о франшизе.
Если смотреть бизнес-планы, то это не высокоокупаемый бизнес. Три года мы шли к этапу самоокупаемости. Это не быстрые деньги. Быстрее и надежнее было бы открыть продуктовый магазин. Для нас было важно что-то интересное, уникальное, собственный интересный опыт. На этом жили, живем и будем жить. Дальше открываемся потому, что людям это интересно. Если говорить о технологических вещах, то у нас есть амбициозный план создания дистанционного пункта приема. Мы будем называться "консьерж-прачечной" и создадим некий придомовой сервис. Пришли, отдали вещи, вам быстро все сделали и вернули. Такие пункты мы планируем открывать в элитных домах. Мы были на обучении в Москве, там нам объяснили, что это достаточно интересная, перспективная идея. Маркетологи поддержали, так что будем реализовывать. Работаем над рядом новых услуг, которые не предлагают другие прачечные — дезинфекция и озонирование.