Чего хотят рыбаки: надзора - меньше, науки и кадров - больше. И никаких "любимчиков"

ИА AmurMedia публикует проект резолюции IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса РФ
Рыбак. Фото: ИА PrimaMedia

IV Съезд работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации проходил на площадке "Центра международной торговли" в Москве. В пленарном заседании Съезда приняли участие вице-премьер Аркадий Дворкович (курирует в правительстве РФ рыбную отрасль), руководитель Росрыболовства Илья Шестаков, президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, другие представители органов власти и объединений бизнеса. Делегаты Съезда – 337 представителей бизнеса, отраслевых ассоциаций и объединений, органов власти "рыбных" регионов страны, организаторами Съезда выступили НО "Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров" (НО "ВАРПЭ"), ЦК Российского профсоюза работников рыбного хозяйства (Росрыбпрофсоюз) при поддержке Федерального агентства по рыболовству (ФАР, Росрыболовство), сообщает московское представительство медиахолдинга PrimaMedia.

Редакционной группой оргкомитета крупнейшего отраслевого форума подготовлен проект резолюции Съезда, который ИА AmurMedia предлагает вниманию читателям (скачать текст можно здесь):

"Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации констатируют, что со времени проведения Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства, экономическая, производственно-техническая и социальная обстановка в отрасли существенно улучшилась.

Рыбохозяйственный комплекс России – динамично развивающаяся отрасль, гарантирующая продовольственную безопасность страны, ответственный участник экономической жизни, занимающий высокие позиции по показателям динамики инвестиций и росту налоговой отдачи в региональные и федеральный бюджеты.

Объем вылова водных биоресурсов в размере 4,9 млн тонн в 2017 году стал рекордным для отрасли за последние 25 лет, а поступления в казну государства от деятельности рыбопромышленного комплекса превысили 40 млрд рублей.

Работу комплекса обеспечивают несколько тысяч предприятий в десятках регионов страны. Непосредственно в отрасли трудится более 270 тысяч человек, еще более одного миллиона рабочих мест отрасль создает в смежных областях.

Отрасль утвердила за собой статус надежного работодателя. По итогам 2016 года средняя зарплата работников комплекса превысила аналогичную по стране в 1,5 раза и составила более 54 тысяч рублей. В 2017 году отраслевые образовательные учреждения выпустили более 7 тысяч специалистов по специальности "Рыболовство".

В целом, в отрасли завершился длительный период консолидации и специализации предприятий. В настоящее время, основу рыбохозяйственного комплекса страны составляют компании, имеющие долгосрочную стратегию развития, нацеленные на эффективное и рациональное использование водных биоресурсов, ориентированные на решение широкого спектра социальных задач.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации отмечают, что формирование современного облика отрасли было бы невозможным без существующего базового принципа отечественного рыболовства — долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов, и без уверенности в его незыблемости и преемственности.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации уверены, что сохранение данного принципа является основой для дальнейшего, поступательного развития отрасли и решения еще более сложных и масштабных задач, которые государство ставит перед рыбаками.

За время, прошедшее с момента проведения Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства, произошел ряд событий, определивших вектор развития отрасли на ближайшее десятилетие:

1. Заседание президиума Государственного Совета Российской Федерации 19 октября 2015 года;

2. Принятие Федерального закона от 03 июля 2016 года № 349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов";

3. Принятие Федерального закона "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02 июля 2013 №148-ФЗ.

Все эти события нацелены на решение целого комплекса важных государственных задач:

1. Выполнение доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации;

2. Расширение присутствия Российской Федерации как рыболовной державы в Мировом океане;

3. Масштабное обновление промыслового флота с использованием потенциала отечественных судостроительных предприятий;

4. Развитие береговой переработки водных биоресурсов;

5. Уход от сырьевой направленности экспорта водных биоресурсов;

6. Повышение эффективности промысловой деятельности;

7.Использование потенциала прибрежных морских акваторий и внутренних водных объектов для развития аквакультуры и рыбоводства.

Обсуждение и выработка рекомендаций для решения этих задач основная цель IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации отмечают, что с момента закрепления долей квот на добычу (вылов) водных биоресурсов в 2008 году вылов основных видов водных биологических ресурсов увеличился на 86%. Прирост выращивания продукции аквакультуры увеличился более чем на 40%, при этом доля марикультуры в общем объеме выращивания, составляет около 10% и по-прежнему остается незначительной несмотря на существующий потенциал. Производство рыбной продукции увеличилось примерно на 16,8% по сравнению с 2010 годом, при этом отмечен значительный прирост производства непищевой продукции.

Вводятся в промышленную эксплуатацию новые массовые объекты промысла на Дальнем Востоке, глубоководные крабы и рыба, ранее недосягаемые по глубине, и не востребованные на рынке. Доказана их финансовая привлекательность и подтвердились утверждения академической науки о будущей перспективе промысла водных биоресурсов именно на большой глубине. Они позволят значительно увеличить объемы и изменить структуру российского вылова на ближайшие 15-20 лет.

Объем рыбной продукции отечественного производства на российском рынке в 2017 году составляет по оперативным данным 80,3%, что соответствует доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, а сокращение импорта рыбной продукции свидетельствует о выполнении рыбохозяйственным комплексом страны задачи по импортозамещению.

Наблюдается уверенный прирост экспорта российской рыбной продукции как в натуральном, так и в стоимостном выражении, что свидетельствует о стабильном спросе на российскую рыбную продукцию на мировом рынке и увеличении вклада отрасли в валовой внутренний продукт страны.

Налажено взаимодействие регулятора отрасли с объединениями рыбаков и другими ведомствами, что позволяет оперативно решать широкий спектр внутриотраслевых вопросов.

Вместе с тем, делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации выражают серьезную обеспокоенность, что ряд важных решений, принятых на Третьем Всероссийском Съезде работников рыбного хозяйства, не исполнены или исполнены частично, по-прежнему сохраняются условия, оказывающие негативное влияние на отрасль, тормозящие ее развитие.

Особую тревогу вызывает попытка пересмотра в интересах определенной финансово-промышленной группы базового принципа российского рыболовства – долгосрочного предоставления права на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании "истории промысла", и замена его механизмом реализации такого права через систему аукционов. Основная цель этой попытки – получение контроля над одним из самых ценных объектов промысла, а ее практическая реализация способна свести на нет все существующие достижения отрасли и поставить под угрозу решение перспективных задач.

Реализация законодательства об инвестиционных квотах выявила серьезное ограничение по участию в этом процессе предприятий среднего и малого бизнеса. Принимаемые нормативно-правовые акты имеют существенные системные ошибки, устанавливающие неопределенность в принятии решения о перезаключении договоров закрепления долей квот на новый срок, а также способные прекратить прибрежное рыболовство многих объектов в 2018 году.

Действующие предприятия рыбохозяйственного комплекса не имеют возможности стать резидентами свободного порта в рамках реализации положений Федерального закона от 13 июля 2015 года №212-ФЗ "О свободном порте Владивосток".

Остаются нерешенными вопросы таможенного законодательства в части статуса рыбной продукции, произведенной на российских судах за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Не реализовано в полной мере предложение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства об освобождении от уплаты таможенных пошлин и НДС при ввозе в Российскую Федерацию на таможенную территорию Таможенного Союза судов рыбопромыслового флота, построенных, приобретенных, отремонтированных, модернизированных и переоборудованных за рубежом до 1 января 2017 года.

Требует решения вопрос упрощения декларирования и установления льгот по уплате вывозных таможенных пошлин в отношении судовых припасов российских рыбопромысловых судов, осуществляющих промысел в исключительной экономической зоне России, в том числе в отношении топлива, ГСМ, тары и тарных материалов, необходимых для производства рыбной продукции.

Несмотря на требование об обязательной доставке в российские порты для декларирования всей рыбной продукции, произведенной в 200-мильной зоне России и за ее пределами, сохраняется требование по прохождению рыбопромысловыми судами контрольных точек и осуществлению контроля за перегрузом уловов и продукции в море должностными лицами пограничной службы.

Остается нерешенным вопрос административных барьеров для рыбодобывающих предприятий и предприятий аквакультуры и рыболовства. Остро стоит проблема формирования и эксплуатации действующих рыбоводных участков в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне.

Требует решения вопрос доставки рыбной продукции из дальневосточных морей в западную часть страны Северным морским путем. Необходимо принять меры по снижению стоимости ледовой проводки и обеспечения навигационного сопровождения российских судов, перевозящих рыбную продукцию Северным морским путем.

Несмотря на решение Третьего Всероссийского Съезда работников рыбного хозяйства и многочисленные обращения в адрес Правительства Российской Федерации, региональных администраций, научно-исследовательских институтов, предприятий отрасли и их объединений, весьма острыми остаются вопросы качественного научного сопровождения рыбохозяйственной деятельности. Сокращается объем ресурсных исследований, отсутствует современный научно-исследовательский флот. Не решен вопрос с отменой нормы по уничтожению выловленных в научных и контрольных целях биоресурсов. Недостаточно внимания уделяется научному обеспечению аквакультуры, что сдерживает развитие указанного направления.

В отрасли ощущается дефицит кадров, как рядового плавсостава, так и командного звена. Сокращены учебные программы для морских специальностей, отсутствует необходимая база для прохождения практики курсантами непосредственно в море. Требуется комплексная программа подготовки кадров для рыбной промышленности и нормативное обеспечение условий прохождения производственной практики на судах рыбопромыслового флота.

Отсутствуют условия для развития отечественного рыболовства в открытых и удаленных районах Мирового океана, что ведет к утрате Россией позиций в области рыболовства в открытых, конвенционных и удаленных районах Мирового океана.

Необходимо совершенствование законодательства в части осуществления рыболовства коренными и малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего востока.

Для эффективного и рационального использования запасов анадромных видов рыб, требуется расширение полномочий, создаваемых в регионах комиссий по регулированию их промысла в части установления допустимых к применению орудий лова для каждого рыбопромыслового участка, с учетом локальной специфики промысла.

Требует расширения практика оперативного регулирования промысла некоторых видов водных биологических ресурсов (по аналогии с региональными комиссиями по регулированию добычи (вылова) анадромных видов рыб).

Для эффективного решения вопросов в области урегулирования трудовых отношений между отраслевыми профсоюзами и рыбохозяйственными предприятиями необходимо создание в Российской Федерации общероссийского объединения работодателей в рыбной отрасли. Это позволит более эффективно решать многие общеотраслевые проблемы, в том числе налогового регулирования, от которых во многом зависит социальная обстановка в прибрежных регионах Российской Федерации.

Делегаты и участники IV Съезда работников рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации заявляют, что при сохранении стабильности законодательства о рыболовстве, отрасль продолжит поступательное развитие, останется гарантом продовольственной безопасности страны, обеспечит занятость жителей прибрежных регионов Российской Федерации, увеличит финансовую отдачу в бюджеты всех уровней.

Участники Съезда решили:

Рекомендовать Союзам и Ассоциациям рыбохозяйственного комплекса, Федеральному агентству по рыболовству, Минсельхозу России, Правительству Российской Федерации, органам государственной власти Российской Федерации и Субъектов Российской Федерации:

1. Обеспечить сохранение механизма ("исторического принципа") закрепления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов за рыбопромышленными предприятиями, предусмотренного Федеральным законом от 20 декабря 2004 № 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов".

2. Обеспечить открытое обсуждение любых инициатив по изменению законодательства о рыболовстве с учётом мнения отраслевых союзов и ассоциаций, предприятий рыбохозяйственного комплекса.

3. Оценить эффективность выделения квот добычи (вылова) водных биоресурсов на инвестиционные цели по истечении пяти лет с даты первого наделения такими квотами пользователей водными биоресурсами. Сохранить неизменной данную законодательную норму до истечения указанного периода и получения объективной информации.

4. Сохранить действующий уровень налоговой нагрузки на рыбодобывающие предприятия в период реализации инвестиционных проектов по строительству рыбопромысловых судов и береговых перерабатывающих предприятий, предусмотренных ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 3 июля 2016 года №349-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования распределения квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов".

5. Принять меры по повышению эффективности научного обеспечения деятельности рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации в части увеличения финансирования рыбохозяйственных исследований и строительства новых научно-исследовательских судов.

6. Увеличить финансирование на строительство и модернизацию спасательных судов в целях гарантированного обеспечения безопасности мореплавания при осуществлении рыбохозяйственной деятельности.

7. Внести следующие изменения в нормативно-правовые акты в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов:

— исключить требование об обязательном прохождения морских контрольных пунктов (точек) судами рыбопромыслового флота Российской Федерации при входе этих судов в исключительную экономическую зону Российской Федерации с целью осуществления рыболовства и выходе из нее;

— обеспечить беспрепятственный транзитный проход через Первый Курильский пролив российских судов рыбопромыслового флота, в отношении которых осуществлен пограничный и таможенный контроль;

— установить порядок обязательной утилизации судов под "удобными" флагами, задержанных за осуществление ННН-промысла водных биологических ресурсов в территориальном море, в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации;

— установить порядок формирования справочника (классификатора) орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, а также регламента оценки соответствия орудий лова, применяемых лицами, осуществляющими добычу (вылов) водных биоресурсов, типовым образцам, которым присвоен код отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов;

— установить механизм государственной поддержки строительства малых и маломерных рыбопромысловых судов.

8. Ускорить решение вопроса о снижении тарифов на ледокольную проводку судов, осуществляющих перевозку рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов по Северному морскому пути.

9. Распространить нормы п. 1.17 приказа Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2016 года № 223/16 "Об утверждении правил применения ставок портовых сборов в морских портах Российской Федерации" на российские рыбопромысловые суда, осуществляющие рыболовство в зонах иностранных государств и районах действия международных договоров Российской Федерации, в случаях, когда доставка уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них рыбной и иной продукции осуществляется для переработки или реализации на территории Российской Федерации.

10. Внести в "Таможенный кодекс Евразийского экономического союза" и нормативные правовые акты изменения, направленные на его реализацию, для устранения негативных последствий таможенного регулирования рыбохозяйственной деятельности.

11.Разработать и принять комплекс мер по поддержке и развитию промысла:

— перспективных видов водных биологических ресурсов Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (сардина-иваси, скумбрия, сайра);

— перспективных объектов с невысокой рыночной стоимостью (сайка Северного бассейна, кильки Волжско-Каспийского бассейна и др.);

— глубоководных объектов промысла Дальневосточного бассейна.

12. Предусмотреть для средних и малых предприятий, осуществляющих товарную аквакультуру, возможность применения механизма компенсации из федерального бюджета части прямых понесенных затрат на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов товарной аквакультуры.

13. Ускорить принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования земельных и иных отношений, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной деятельности в области аквакультуры (рыбоводства)", предусматривающий предоставление земельных участков в аренду хозяйствам аквакультуры без проведения торгов.

14. Разработать комплекс мер по сокращению избыточных требований, предъявляемых к хозяйствам аквакультуры при осуществлении государственного контроля и надзора, с учетом реализации проектов по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

15. Разработать и реализовать меры поддержки отраслевого образования, в том числе направленных:

— на сохранение профильных образовательных организаций в ведении Федерального агентства по рыболовству;

— формирование на Северном рыбохозяйственном бассейне филиала Калининградского государственного технического университета, подведомственного Федеральному агентству по рыболовству,

— увеличение финансового и материально-технического обеспечения отраслевых образовательных учреждений;

— прохождение студентами и курсантами отраслевых образовательных учреждений производственной практики на рыболовецких и транспортных судах, создание условий для приема на работу молодых специалистов.

16. В целях сохранения водных биоресурсов волжско-каспийского бассейна обеспечить учет рыбохозяйственных требований при определении режима работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, в том числе — увеличение попусков воды в Нижнюю Волгу.

17. Освободить от обязательного ведения электронного-промыслового журнала (ЭПЖ) и оформления электронных ветеринарных сертификатов (ЭВС) операции по добыче маломерными судами на рыбопромысловых участках водных биоресурсов, доставляемых в пункты сдачи в живом или охлажденном виде.

18. Проанализировать Паспорт проекта Россельхознадзора по Реформе контрольно-надзорной деятельности на предмет оптимизации оформления ветеринарно-сопроводительных документов", — завершается проект решения IV Съезда рыбаков РФ.



Загрузка...

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia