По воле федерального центра в стране выстроена сверхцентрализованная модель управления, лишающая регионы свободы, однако в случае негативных последствий этой политики именно глав регионов и сделают козлами отпущения. Это раньше, чтобы сохранить кресло, губернатору достаточно было просто играть по предложенным центром правилам, сообщила экономист, доктор географических наук, профессор МГУ Наталья Зубаревич в программе "ПРАВ!ДА" канала ОТР, передает ИА AmurMedia.
Самым главным пороком существующей системы взаимоотношений федерального центра и периферии Наталья Зубаревич считает сверхцентрализацию управления. По мнению экономиста, беда не в том, что одни регионы щедро наделены ресурсами, а другие — нет, но в том, что управляют этими регионами очень своеобразно.
— Российская Федерация — страна с чудовищно неравномерно развитой налоговой базой. Это значит, что в одних регионах вы можете собрать какие-то налоги, и даже очень много, а в других — шиш, — напоминает Наталья Зубаревич.
А существующая система распределения бюджетных средств никак не способствует нивелированию этих объективных минусов.
Единственный честно распределяемый бюджетный трансферт, по ее мнению, — это дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности. Но его доля в общей массе трансфертов, даже, увеличившись в последние кризисные годы не превышает 35-37%. Зато все оставшиеся бюджетные средства распределяются по принципу: кого люблю — тому деньги и даю.
И такой подход приводил к тому, что например на 80% дотационная Чечня в иные годы по душевым доходам ее бюджета была выше среднероссийского уровня. Так же было и с Ингушетией, а сейчас появился новичок-чемпион среди самых крупных получателей трансфертов.
Это Крым вместе с Севастополем, который только в этом году получит 90 млрд рублей из 1,5 трлн рублей трансфертов, предназначенных к распределению. Второе место занимает Дагестан, третье место стабильно держит либо Чечня, либо Якутия.
Вообще крымское направление — это суперприоритет государственной региональной политики. Причем логика правительства зачастую труднообъяснима, говорит эксперт и подтверждает свою мысль цифрами.
К примеру, если взять за 100% все инвестиции в РФ за 2017 год (точнее, за 3 квартала, так как данных за 4 квартал еще нет), а инвестиции обычно вкладывает не государство, а бизнес, то картина выглядит следующим образом: 17% всех инвестиций получили добывающие Ханты-Мансийский округ, ЯНАО и Тюменская область, 11,5% — Москва, вся Сибирь — 9,4%, а весь Дальний Восток — 7,5%.
— Доля Крыма, если точно помню цифру, около 6%. То есть мы на Крым тратим столько же, сколько практически на весь Дальний Восток. Разница только в том, что в крымских инвестициях 80% — это деньги бюджета, а не бизнеса, — подчеркивает Наталья Зубаревич. -
Вообще критическая проблема межбюджетных отношений в их фантастической непрозрачности. Как принимаются многие решения, мы можем только догадываться, и это колоссально дестимулирует. Зачем бегать, зачем развиваться, если ты пошел в нужный кабинет, поплакался, и лопаточка с деньгами повернулась в твою сторону?
Особенно болезненно в регионах отзываются перекосы в межбюджетных отношениях в период кризиса. Кризис ведь никуда не делся, просто стабилизировался, поэтому для того же бизнеса растет доля неопределенности: куда идти и что развивать. В такие сложные моменты и проверяется качество госуправления.
При этом, по словам экономиста, дела во многих регионах реально плохи: бюджеты очень маленькие, ни на что толком их не хватает. Денег на развитие в большинстве регионов нет, только на выполнение социальных обязательств, число которых, щедро делегированных центром регионам, все растет, и высок риск, что еще вырастет.
И в этих и без того непростых условиях федеральный центр меняет правила игры.
— В Российской Федерации еще не был ни один губернатор наказан за плохие социально-экономические бюджетные показатели. Правило работы с губернаторами: у тебя в регионе должно быть всё тихо, чтобы люди не шебуршились, у тебя не должно быть элитных конфликтов сильных, ты должен выполнять все указы сверху, правильно по ним отчитываться. Еще один пункт — правильный результат на выборах, — подчеркивает экономист.
До последнего времени это была азбука губернаторов от "а" до "я". Но что-то сломалось и в этой системе, и те губернаторы, которые, казалось бы, всё выполняли, вдруг оказались уголовно наказуемы. То есть налицо изменение правил игры.
— Поскольку экономический рост не очень, поскольку социальное напряжение всё же подрастает, должны быть козлы отпущения. И этими козлами отпущения в большей мере становятся не только мэры, которых, честно говоря, сажают пачками, но и губернаторы, и федеральные министры, — уверена Наталья Зубаревич.