До начала

Общество. 30 января, 20:40
Анна Гаркалина. Фото: Центр развития робототехники
Сделано в Ха

Директор хабаровского "ЦРР" Анна Гаркалина: курсы робототехники - кузня будущих инженеров

Работа над созданием роботов дает ребятам практические навыки и понимание самой физики процесса, так необходимые в будущей профессии

30 января, AmurMedia. Курсы робототехники при должном подходе могут стать настоящей кузней будущих инженеров, считает директор хабаровского филиала "Центра развития робототехники" Анна Гаркалина. В беседе с корр. ИА AmurMedia она объяснила, что сегодня при обучении на технических специальностях одной из главных проблем является недостаток практики, даже при должной теоретической базе. Именно этот пробел и старается восполнить "ЦРР" в рамках своей деятельности.

— Анна Вадимовна, как появился Центр развития робототехники и насколько сегодня востребовано это направление?

Думаю, стоит начать объяснение с того, почему робототехника востребована, и станет понято, чем так интересен "ЦРР". Простой пример — когда человек увлекается музыкой, он может пойти в музыкальную школу, затем поступить в консерваторию. Получается, что готовиться стать профессиональным музыкантом можно уже со школьной скамьи, и многие навыки к началу взрослой жизни уже будут развиты, а значит, человек сможет реализовывать себя так, как ему этого хочется. Точно так же и с художественным образованием. А с инженерами уже намного сложнее. Помню, когда сама училась в старших классах, не было ничего подобного, максимум — кружок авиамоделирования. И когда у нас дома появился компьютер, я, не имея другой возможности как-то применить свои навыки, изучила его устройство вдоль и поперек, не оставив без внимания и его операционную систему. Ко времени поступления в университет я легко консультировала друзей и знакомых по вопросу "как собрать компьютер, оптимально подходящий под те или иные параметры". В вузе я училась на инженера, робототехники как таковой не было, была смежная специальность — автоматизация технологических процессов. Многие предметы давали нам теорию, понимание, но при этом не хватало элементарного опыта — как это работает физически, на практике.

Проводя параллель — есть художественные, музыкальные школы для тех, кто видит себя в этих профессиях, а наши курсы робототехники — это своеобразная кузня будущих инженеров. Это некий первый этап, дающий практическое понимание различных процессов.

— Даже самые юные ребята могут своими глазами увидеть, как все работает, при этом не перегружая себя математикой и вычислениями. Есть курс "Mindstorms" для ребят постарше – там они изучают регуляторы, с которыми мы познакомились в университете, причем именно то, как они работают. Здесь действует основной принцип — минимум теории, максимум практики. Таким образом, ребята в таком юном возрасте уже нарабатывают базу, и им в университете на инженерном факультете будет понятно, что и как устроено. Основная идея Центра развития робототехники — дать ребятам от младшей до старшей школы возможность получить практические навыки, развить свои технические и творческие наклонности и идти в высшие учебные заведения подготовленными.

Много лет говорят, что в России нет инженеров, но откуда им взяться, если нет мест, где дети могут определиться с тем, подходит ли им инженерная специальность, познакомиться с ней, осознать "твое или нет", надо ли оно тебе. Кто-то из этих ребят "загорится" и пойдет дальше.

— Многие ли из пришедших на занятия детей остаются и продолжают обучение?

— В Хабаровске мы только начали работу и подводить итоги рановато, поэтому могу привести в пример опыт Владивостока — многие ребята, которые изначально приходили на "WeDo" проходили курс полностью, переходили на "Mindstorms", участвовали в робототехнических олимпиадах и даже оставались работать в Центре. Сама система обучения построена таким образом, что ребята, которым не интересно, довольно быстро уйдут, а остальные, у кого интерес есть, останутся и будут учиться. Одно из главных правил — не "стричь всех под одну гребенку", а научить ребят работать в команде, при этом развивая сильные стороны каждого из них. Кому-то больше нравится программировать, но хуже получается конструирование, у кого-то наоборот... и смысл не в том, чтобы подтягивать ребенка к тому, что ему не нравится, а в том, чтобы раскрыть его талант.

— Ученики получают оценки за занятия?

— Вообще у нас довольно специфическая система оценки занятий, "пятибальная", как в школе, но критерии совершенно другие. "Тройка" — это отличная оценка, показывающая, что ребенку достаточно сложно, но он не приходит, быстро все делает и сидит, а с помощью преподавателя может выполнить задание. "Четверка" — это, чаще всего, оценка ребят, которых можно рекомендовать к соревнованиям. "Пятерка" же означает, что ребенку слишком легко и ему стоит перейти на более сложный курс. "Двойка" и "единица", напротив, показывают, что курс чересчур сложен и стоит выбрать программу полегче.

— Почему решили открываться в Хабаровске?

— У основателей "Центра развития робототехники" давно зрела мысль выйти на хабаровский рынок. Однако была одна сложность. Когда Центр открывался во Владивостоке, он стал одним из первых и за счет этого получилось заявить о себе. Вплоть до того, что действуют листы ожидания, где люди встают на очередь для того, чтобы начать заниматься. В Хабаровске же дело осложняется большой конкуренцией — в краевой столице больше 20 кружков, однако согласно списку участников, на российских чемпионатах хабаровчане редкие гости, что говорит скорее о коммерческо-развлекательной направленности действующих кружков. Нет цели взращивать технических специалистов. Мы постараемся эту ситуацию изменить.

— В детских занятиях по робототехнике в основном используются специализированные наборы Lego, нет ли представления у родителей и детей, что в первую очередь это развлечение, а не наука?

— Так и есть. Скажу больше: за счет того, что в Хабаровске очень много кружков, и везде работают с Lego, дети приходят, собирают, развлекаются и уходят. Перед нами стоит непростая задача донести до жителей города, что есть и другой формат, и если у ребенка есть талант, то можно из него вырастить инженера.

— Вы отмечали, что сегодня довольно мало специалистов, которые вплотную занимаются робототехникой. Откуда же берутся наставники?

— В Центре существует собственная система обучения. Первый этап — отбор резюме, потом собеседование, на котором происходит первоначальный предварительный отсев кандидатов. После собеседования будущие наставники проходят бесплатное обучение. Во Владивостоке оно занимает семь дней, у нас немного короче, хотя сам график намного плотнее. По большому счету обучение проходит каждый раз, когда появляется новый курс. Программа подготовки наставников тоже берется "не с потолка", этим занимаются методисты, которые разрабатывают и сам курс для ребят, и программу для наставников. Обучение призвано дать наставнику понять, что это за программа, как по ней работать, на чем делать акценты, какова методика занятий. А это очень важно, ведь в каждом модуле у нас 16 занятий, и по минутам прописано, как их нужно проводить: условно, 10 минут — перекличка, 10 минут — повторение предыдущих тем и краткое знакомство с темой нового занятия. Наставник не обязательно должен быть подкован в сфере робототехники, достаточно иметь большое желание, пройти обучение и стажировку. На этапе стажировки необходимо побывать на нескольких занятиях, которые проводят опытные преподаватели, и затем самостоятельно провести открытое занятие. В среднем такая стажировка занимает около месяца.

— Сколько времени нужно ребенку, чтобы усвоить определенный курс?

— Возьмем, к примеру, новый курс "Robokids". Он изначально нелинейный: есть "Robokids" 1,2,3 и "Robokids Pro". Приходит ребенок 5 лет, без первоначальной подготовки, скорее всего, он будет определен на "Robokids 1", если есть какие-то знания, то этот первый этап будет ему неинтересен, и есть смысл определить в группу "Robokids Advanced" или "Pro". Таким образом, в каждом курсе есть несколько модулей, в данном случае 5, в каждом из них 16 занятий. В этом плане один из самых небольших курсов — это "WeDo" – в нем три модуля по 16 занятий. Стоит понимать, что курс подразумевает 1 занятие в неделю, а значит что один модуль занимает порядка 3,5 месяцев.

— Вы упоминали, что работаете с наборами Lego "Mindstorms" и "WeDo" — это, насколько мне известно, довольно дорогое удовольствие, чтобы просто поиграть дома, пару раз собрать по инструкции...

— Действительно, набор Lego "WeDo" обойдется тысяч в 15, а стоимость "Mindstorms" и вовсе доходит до 30 тысяч рублей. Но тут проблема еще и в том, что зачастую приобретается хороший дорогой набор, собирается несколько вариантов, описанных в инструкции, и потом это Lego годами пылится на полке, не происходит развития каких-то навыков, обучения. А у нас каждое занятие выстраивается так, чтобы это было интересно: есть занятие, где тебе дается разрез, а ты должен сам понять, как собрать то или иное устройство.

— Раз уж об это зашла речь — что я, как ученик, смог бы собрать после обучения в "ЦРР"?

— Самое популярное сегодня направление — это подводная робототехника, оно одно из самых сложных. Из нового, во Владивостоке открылся курс по конструированию дронов, думаем, что скоро он появится и в Хабаровске.

Действуют направления по виртуальной реальности и многому, многому другому. В конце концов, можно даже собрать самого настоящего действующего робота, который будет ходить, выполнять различные команды, в рамках заложенной в него программы.

Контакты Центра развития робототехники в Хабаровске:
Адрес: ул. Льва Толстого, 12, БЦ "Лев", 6 этаж, офис 605.
Телефон: 8-962-222-9312 (звонки, смс, whatsapp)
Инстаграм: @robo.khv
Сайт: https://robocenter.org/

Подпишитесь на нас в соцсетях и мессенджерах

 
Спасибо, я читаю вас

© 2005—2018 Медиахолдинг PrimaMedia